Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:11, лекция
Бизнес-план — это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.
Бизнес-план — это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.
Не стоит думать, что бизнес-план необходим только крупным предприятиям, организующим свое дело с размахом. Как показывает мировая практика, он нужен для всех предприятий. И, прежде всего, для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи. Кроме того, бизнес-план необходим для представления тем, у кого предприятие собирается занять деньги или иное имущество на реализацию проекта, для подтверждения реалистичности задуманного дела и способности возвратить кредит, арендованное имущество.
В зависимости
от конкретного характера и
Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указывают:
наименование проекта, например, «бизнес-план создания ателье по ремонту одежды»;
автор проекта, телефон;
организационно – правовая форма ;
стоимость проекта, в том числе размер необходимой субсидии;
место (город/район) и год составления.
Приложение 1
После
титульного листа следует оглавление
– формулировка разделов плана с
указанием страниц.
Рекомендуемая структура бизнес- плана:
1. Резюме.
2. Описание организации (услуги , товара, работ).
3. Анализ рынка сбыта и конкурентов.
4. План маркетинга.
5. Производственный план.
6. Организационный план.
7. Финансовый план.
8. Анализ
рисков.
1.Резюме
Многие кредиторы и инвесторы любят читать краткое содержание бизнес-плана, т.е. резюме, объем которого не превышает двух листов. Это дает им возможность увидеть важные особенности и преимущества данного проекта перед другими проектами. По содержанию резюме инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы смогли получить ответы на вопросы: «Что они получат в случае успешной реализации этого бизнес-плана?» и «Каков риск потери ими денег?»
Включает следующие принципиальные данные:
идеи, цели, задачи и суть бизнес-плана;
особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;
стратегии и тактику достижения поставленных целей;
прогноз спроса, объемы продаж услуг (товаров, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год), конечные результаты проекта
( выручка, прибыль, рентабельность);
наличие собственных денежных средств, планируемая потребность финансирования, источник финансирования;
В конце резюме отражаются финансовые результаты, которые ожидаются от проекта в будущем.
Необходимо отметить,
что резюме составляется после составления
бизнес-плана.
2. Описание организации (услуги , товара, работ).
- полное и
сокращенное наименование
- почтовый адрес,
страна регистрации, номер
- размер организации, активов, оборотов, объем продаж;
- характер собственности организации;
-характер капитала;
- пути развития;
- сфера деятельности с указанием вида;
- ассортимент
выпускаемой и реализуемой
продукции, направление
- производственная
и материально- техническая
- число занятых
в организации;
Необходимый раздел любого бизнес-плана — описание того продукта (услуги), который предприниматель собирается производить или предоставлять. В этом разделе необходимо ответить на следующие вопросы:
Полезный эффект — это то, ради чего приобретается товар. Отличительные особенности товара — это то, что делает возможным получить полезный эффект. Однако не стоит уповать на исключительные достоинства товара. Лучше сделать упор на максимальное удовлетворение запросов рынка. Покупателю совершенно безразличны такие важные с точки зрения производителя свойства товара, как трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость их изготовления, технологичность изделий в производстве, многие важные особенности их конструкции. Два элемента — потребительные свойства товара и цена — являются определяющими для покупателя при совершении покупки и главными составляющими конкурентоспособности товара, отражающей его отличие от товара-конкурента.
В конечном итоге люди склонны покупать то, что им нравится, а не то, что им предлагают. Это всегда нужно помнить производителю товара (услуги). Очень важный и весьма часто упускаемый из виду момент — это наглядное изображение товара, или экземпляр изделия вашего производства, или услуги. Поэтому всегда целесообразно иметь образ вашей продукции, доведенный до товарного вида, фотографию либо рисунок товара, дающие о нем достаточно четкие представления, или детальное описание предоставляемых услуг.
В этом же разделе следует охарактеризовать основные качества вашего товара (услуги), его внешний вид, если необходимо — и упаковку, и сервисное обслуживание.
3. Анализ рынка сбыта и конкурентов.
Этот раздел бизнес-плана — изучение рынка товара или услуги. Недостаточный анализ рынка и потенциальных потребителей, их вкусов, запросов, денежных возможностей и т.д. — одна из наиболее частых причин неудач в бизнесе. Поэтому прежде чем поставить дело на «широкую ногу» и заняться им всерьез, следует тщательно изучить рынок. Это даст возможность определить круг потребителей, емкость рынка товара (услуги) и, следовательно, объемы их производства и реализации, необходимые для этого ресурсы.
При этом целесообразно обратить внимание на следующее:
Не стремитесь удовлетворить
интересы и запросы всех потребителей
сразу, нацеливайте свой товар или услугу
всегда на определенную группу покупателей,
на их потребности и вкусы, направляйте
совершенствование своих изделий и услуг,
завоевывайте определенную нишу на рынке
данного товара (услуги) и старайтесь ее
удержать.
Оценка конкурентов
Раздел бизнес-плана посвящается анализу конкурентов. В нем необходимо ответить на следующие вопросы:
Цель данного раздела — облегчить выбор подходящей тактики конкурентной борьбы и предостеречь свою фирму от чужих промахов. К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок. Детальный анализ действий конкурентов может заставить сменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность, дабы успешнее противостоять своим соперникам. Причем такой анализ необходимо вести постоянно хотя бы потому, что рынки пребывают в постоянном изменении, и чей-то успешный дебют привлекает новых конкурентов.
Воевать на два фронта трудно. Поэтому сделайте акцент на те стороны деятельности, где у вас наблюдается определенное преимущество перед конкурентами (высокое качество продукции и обслуживания, опытный персонал). Попытайтесь сопоставить свои достоинства с уязвимыми моментами в деятельности соперника (конечно, при условии, что они вам известны).
Если вы четко ответите на вопросы указанных трех разделов бизнес-плана, то у вас должно сложиться определенное представление о той рыночной нише, которую вы хотите заполнить, организуя свой бизнес.
Следующий раздел бизнес-плана направлен на то, чтобы ответить на вопрос: какие практические шаги необходимо осуществить, чтобы реально занять определенное место на рынке.
4. План маркетинга
Четвертый раздел — это план маркетинга. В наиболее общем виде маркетинг представляет собой взаимосвязь двух сторон: всеобъемлющее изучение рынка и потенциальных потребителей и всестороннее продвижение товаров (услуг) к этому потенциальному потребителю. «Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится» — главная формула маркетинга. Поскольку в предыдущих разделах так или иначе была сделана оценка потребителей и конкурентов, в этом разделе бизнес-плана вас больше всего должна интересовать вторая часть маркетинга: как осуществить производство и довести свой продукт до потребителя.
Произвести товар,
по своим параметрам соответствующий
запросам покупателя, это лишь полдела.
Его нужно доставить
Основные элементы здесь следующие.