Совершенствование методов управления персоналом в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение управления персоналом в малом бизнесе, на примере ИП Самойлова А.С.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть сущность и значение управления персоналом в малом бизнесе.
2.Охарактеризовать особенности управления персоналом в малом бизнесе
3. Дать характеристика ИП Самойлова С.А.
4. Проанализировать структуру управления персоналом в ИП Самойлова С.А.
5. Разработать плана работы с персоналом предприятия

Содержание

Введение…………………………………………..……………………………….3
Глава 1.Теоретические аспекты управления персоналом в организации малого бизнеса…………………………………………………………………….5
1.1.Сущность и значение управления персоналом в малом бизнесе…………..5
1.2.Особенности управления персоналом в малом бизнесе……………………9
Глава 2. Управление персоналом в ИП Самойлова С.А………………………14
2.1. Характеристика ИП Самойлова С.А……………………………………….14
2.2. Анализ структуры управления персоналом в ИП Самойлова С.А……...17
Глава 3. Совершенствование методов управления персоналом в малом бизнесе……………………………………………………………………………20
3.1. Разработка плана работы с персоналом предприятия…………………….20
3.2. Рекомендации по совершенствованию управления персоналом ИП Самойлова С.А…………………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

курс.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

3. Оперативность в принятии решений (получивший задание руководитель подразделения в силу своего профессионализма, навыков руководителя немедленно принимает решение);

4. Простота управления (выдача задания, распоряжения от одного руководителя и сдача выполненного заказа в один адрес);

5. Личная ответственность руководителя подразделения за результат проделанной работы (если не выполнена работа по какой-либо причине, то отвечает исполнитель работы, не принявший своевременных мер по устранению недоработок).

В то же время у этой структуры есть и отрицательные факторы:

1) очень высокие требования к руководителю подразделения, который должен быть всесторонне подготовлен для выполнения порученной работы (в том числе - частично несвойственные функции, но необходимые в данный момент);

2) нет участков по планированию и подготовке решений (задание дано, а детали планирует и согласовывает сам);

3) перегрузка информацией;

4) концентрация власти в управляющей верхушке (это очень существенно, особенно в финансовых условиях и в условиях рынка).

По причине отсутствия кадровой службы обучение персонала ИП Самойлова С.А. проводится непосредственно на рабочем месте. Менеджер может предупредить отсутствие профессиональных умений только на собеседовании, хотя даже наличие свидетельств о дополнительной подготовке не всегда может свидетельствовать о практических навыках соискателя.

К сожалению, это приводит к тому, что очень большое значение имеют рекомендации с предыдущих мест работы, то есть субъективные показатели. Аттестация на предприятии проводится только в менеджерском составе - по личной инициативе руководителя участка - старшего менеджера.

Оценка трудовой деятельности остальных работников ИП Самойлова С.А. происходит по результатам их работы.

К плюсам кадровой службы ИП Самойлова С.А. можно отнести:

1. Высокая скорость оформления документации, за счет простоты устройства кадровой службы.

2. Отсутствие административных барьеров.

3. Близкое сотрудничество руководства и персонала. Коллектив лично знает своего руководителя.

4. Низкие расходы предпринимателя на данную сферу.

Основные минусы кадровой политики ИП Самойлова С.А.:

1. Социальная незащищенность персонала.

2. Высокая вероятность ошибок по причине сосредоточения всех обязанностей в одних руках не специалиста кадрового профиля.

3. Необъективность подбора персонала в следствие невозможности применения специальных методик (тестирований, аттестаций и прочего). Немалую роль играют личные симпатии руководства.

4. Отсутствие обучения и курсов повышения квалификации.

Однако, несмотря на некоторый сумбур в кадровой политике, коллектив на предприятии сохраняет устойчивость и неизменный состав на протяжении нескольких лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование методов управления персоналом в малом бизнесе

 

3.1. Разработка плана работы с персоналом предприятия

 

Концепцию как долгосрочной, так и текущей кадровой политики можно реализовать с помощью кадрового планирования, которое позволяет согласовывать и уравновешивать интересы работодателей и работников.

Целью кадрового планирования является обеспечение работников рабочими местами в нужное время и в необходимом количестве в соответствии как с их способностями и склонностями, так и с требованиями производства.

Кадровое планирование на предприятии необходимо для определения:

1. Сколько работников, какой квалификации, когда и где необходимо принять на работу;

2. Можно ли провести сокращение персонала;

3. Как лучше решить вопросы повышения квалификации работников;

4. Какие потребуются затраты на указанные выше мероприятия.

Для разработки оперативного плана были собраны исходные данные ИП Самойлова С.А., а именно о:

1) Постоянном составе персонала (ФИО, место жительства, возрасте, времени поступления на работу);

2) Структуре персонала (квалификация, пол, возраст);

3) Текучесть кадров;

4) Потери времени (простои, болезнь);

5) Продолжительность рабочего дня;

6) Заработная плата рабочих и служащих.

Для решения указанных целей была разработана следующая структура. С её помощью осуществляется целый ряд мероприятий, объединяющийся в оперативный план работы с персоналом.

Рассмотрим план работы с персоналом на 2012 год. Конечно, в течение года в него могут вноситься изменения, необходимые для наилучшего функционирования предприятия (таблица  3).

Таблица 3-План работы с персоналом по ИП Самойлова С.А. на 2012год

 

№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственный исполнитель

 

1

Определить потребность в персонале

Январь 2012г.

Администрация

 

2

Составить, утвердить список резерва на замещение должностей

I кв. 2012 г

Администрация

 

3

Провести технический инструктаж рабочего персонала

II - III кв. 2012 г.

Руководители подразделений

 

4

Проведение вводного, периодического, внеочередного инструктажей по технике безопасности, пожарной безопасности

I - IV кв. 2012 г.

Служба безопасности, ответственный по технике безопасности

 

5

Обеспечение рабочего персонала спецодеждой

В течение года

Старший менеджер, руководители подразделений

 

6

Пересмотреть должностные инструкции

I квартал

Администрация, руководители подразделений

 

7

Провести аттестация ИТР

II - III кв. 2012г.

Администрация

 

8

Связаться с учреждениями повышения квалификации, подготовить программу семинаров и тренингов для персонала предприятия

В течение года

Администрация

 

9

Подготовить и провести «День работника торговли» с выездом на природу

Июль 2012г.

Администрация

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из плана основной груз ответственности за проведения кадровой политики ИП Самойлова С.А. ложится на администрацию. Именно от слаженности действий административных сил зависит, насколько успешно будет функционировать предприятие.

Неформальное коллективное мероприятие - День работника торговли позволит, во-первых, усилить мотивацию работников, почувствовать каждого себя частью единой команды - коллектива, во-вторых, сотрудники подразделений, незнакомые лично получат возможность познакомиться, что улучшит психологический климат в организации.

 

 

 

 

3.2. Рекомендации по совершенствованию управления персоналом ИП Самойлова С.А.

 

При разработке рекомендаций по совершенствованию управления персоналом обязательно нужно помнить, что коллектив предприятия - это особая структура, в которой возникает комплекс проблем. Следовательно, и вносить позитивные изменения необходимо комплексно.

Названия должностей должны давать повод для гордости работникам, их занимающим. При этом необходимо помнить, что в России сложные иностранные наименования могут произвести неблагоприятное впечатление на поставщиков, клиентов и сотрудников.

Если руководитель готовит своего потенциального помощника или заместителя, то для создания здоровой конкуренции можно выбрать несколько человек. Но при этом не должно быть фаворитов. Для проверки способностей каждого, следует уехать, оставив их, по очереди на посту руководителя, дав слово по возвращении поддержать и одобрить все, что бы они не сделали. При этом возвращаться лучше всего внезапно.

В организации должна быть гибкая система отпусков для всего персонала, а не только для руководителя. При добросовестном и преданном отношении к работе и фирме никто не позволит себе задерживаться надолго. Обязательно надо делать исключения для отпусков по уважительным причинам.

В ИП Самойлова С.А.  есть менеджерский состав, занимающийся сбытом продукции. Для наиболее эффективной работы менеджеров по продажам нужно помнить:

1) 20 % работников всегда обеспечивают 80 % продаж;

2) система вознаграждения работников отдела реализации должна включать шкалу возрастающих выплат по достижении больших объемов продаж в процентах; в случаях зарабатывания кем-либо из менеджеров больших денег, не следует менять шкалу. Практика изменения к худшему хорошо знакома российским работникам и доверие к фирме может быть потеряно;

3) лучшие (или все) торговые менеджеры должны получить небольшую долю в прибылях, чтобы чувствовать личную ответственность за работу и приобрести образ мышления совладельца фирмы;

4) не следует повышать в должности лучших менеджеров, ибо: хороший продавец - это состояние души, и смена деятельности сделает его ненужным балластом для фирмы и заставит его постоянно испытывать чувство глубокого морального неудовлетворения от своей работы.

Желательно ликвидировать  совместительство, если это причиняет вред фирме. Причина неудовлетворительных результатов работы некоторых специалистов может заключаться только в неудобном режиме работы или низкой зарплате, а не в отсутствии у них квалификации.

В отношении привилегий целесообразно следовать ориентации на всех работников ИП Самойлова С.А.:

1) сокращении специального дорого канцелярского оборудования для начальства;

2) запрещение музыки на рабочем месте, кроме тех мест, где не требуется умственных усилий;

3) снижение количества звуковых сигналов в офисе, включая телефон;

4) честность в любых отношениях, отказ от приятельских и фамильярных отношений внутри фирмы между начальником и подчиненным (во избежание несправедливости к хорошим, но не симпатичным руководителю работникам);

5) отказ от постоянного привлечения новых сотрудников;

6) отказ от условностей во всех областях деятельности, отягчающих ее и внутрифирменное общение в организации.

Создание и поддержание в оптимальном состоянии системы обратной связи в коллективе позволит преодолеть любые негативные моменты в жизнедеятельности ИП Самойлова С.А. через информацию от сотрудников.

Изучение практической деятельности малых предприятий позволяет нам выделить общие характеристики эффективной системы стимулирования труда и участия в прибылях:

1) непосредственная и тесная связь с достигнутыми успехами в работе в виде дохода от роста прибыли, выраженного в процентах для каждого работника;

2) заранее согласованные принципы, вознаграждения за перевыполнение плана, внесенные в систему бухгалтерского учета;

3) отсутствие верхнего предела для премий, основанных на участии в прибылях;

4) соответствие зарплаты реальному вкладу сотрудника в успехе фирмы и разумным жизненным расходам;

5) принцип материального стимулирования распространяется на всех работников фирм и носит постоянный характер;

6) не должно быть никаких выплат, независящих от результатов работы;

7) лучше не премировать вообще никого;

8) плохие работники не могут быть премированы ни в каком случае и никаким образом;

9) никогда нельзя наказывать материально работников, которые допустили ошибки по вине руководства, даже в дни кризисов. Если работник выполняет работу на своем участке отлично, он должен быть поощрен;

10) в фирме не должно быть никаких секретных или излишних накладных расходов, отрицательно влияющих на премиальную систему.

Помимо премиальной системы должна существовать система регулярного пересмотра зарплат в два этапа: на первом - заплаты пересматривает коллектив, на втором - руководитель. При желании последнего и с согласия коллектива этапы можно поменять местами.

Важно помнить, что в малых фирмах оплата труда руководителя не должна быть выше более чем в 2 раза оплаты труда ведущих специалистов, так как объем управленческой работы не настолько велик, чтобы его выражала столь большая денежная сумма.

Когда нужно повысить сотрудника в должности, часто кажется, что в организации нет человека, способного занять вакантный пост. В таком случае, следует найти такого, который соответствовал бы требованиям только на 50% и дать ему эту работу. Через некоторое время он достигнет 100% к всеобщему удовлетворению. Но брать человека со стороны неэффективно, даже если он подходит на 110%, так как даже через длительный промежуток времени он все еще будет знакомиться с секретами деятельности фирмы.

Также не стоит назначать на более высокую должность работников фирмы, имеющих большой потенциал, но низкие результаты труда: потенциал располагает к лени и много шансов за то, что работник провалит порученное дело. Если решено последовать правилу 50%, то из имеющихся кандидатур старайтесь выбрать лидера (формального или неформального), так как именно ему обеспечена поддержка коллектива в случае провала.

Одной преданности организации недостаточно для продолжительной работы в ней. Материальные потребности также обязательно должны быть удовлетворены, особенно когда они связаны с такими потребностями, как потребность в уважении и признании, которая в наше время базируется на размере оклада.

Обязательно должен существовать регулярный контроль результатов деятельности всех работников в любой форме, приемлемой и руководителем и подчиненными, с основной целью - предотвращением ошибок или их исправлением на самой ранней стадии возникновения.

Самые большие ошибки обычно совершаются руководителем именно в той области, где он чувствует себя непревзойденным, так как не было провалов. Высокомерие и самомнение в бизнесе - верный путь к разорению.

Формой вознаграждения, которой пренебрегает абсолютное большинство руководителей, является «спасибо». Необходимо об этом помнить.

Всегда надо стараться выполнять свои обещания. При этом стоит оставить себе срок подумать и определенный запас сил и средств, а также времени. Если руководитель заботится о росте авторитета в коллективе, то должен выполнять свои обещания раньше назначенного им времени. Его обязательно будут ценить хотя бы за одно это качество. При общении с другими можно считать, что обязательность прямо зависит от занимаемого поста. Однако по данным социологических опросов 75% руководителей совершенно необязательны.

Информация о работе Совершенствование методов управления персоналом в малом бизнесе