Анализ ассортимента керамической посуды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание

В Республике Беларусь, где придается большое значение повышению качества жизни народа, работает большое количество крупных промышленных предприятий по производству керамической посуды: Добрушский фарфоровый завод, ОАО «Белхудожкерамика» Радошковичи, ивенецкий завод художественной керамики, ЗАО «Художественная керамика» Бобруйск.
Целью курсовой работы является анализ ассортимента, керамической посуды.

Содержание

Введение
1.Состояние производства керамической посуды в
Республике Беларусь…………………………………….. стр.2-3
2.Потребительские свойства керамической посуд…… стр.4-6
3.Влияние состава ,способов формования и
обработки на потребительские свойства изделия…….. стр.
4.Классификация и характеристика современного
ассортимента керамической посуды……………………. стр.
5.Анализ структуры торгового ассортимента …………. стр.
керамической посуды.
6.Выводы и предложения…………………………………. стр.
Литература……………………………………………….. стр.

Работа состоит из  1 файл

Наименование поставщика.doc

— 375.50 Кб (Скачать документ)


36

 

 

 

          Содержание

 

         Введение

1.Состояние производства керамической посуды в             

Республике Беларусь……………………………………..        стр.2-3

2.Потребительские свойства керамической посуд……        стр.4-6

3.Влияние состава ,способов формования и              

обработки на потребительские свойства изделия……..       стр.

4.Классификация и характеристика современного

ассортимента керамической посуды…………………….       стр.

5.Анализ структуры торгового ассортимента ………….      стр.

керамической посуды.

6.Выводы и предложения………………………………….      стр.

    Литература………………………………………………..     стр.

    Приложения………………………………………………     стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Введение.

    Керамика (греческое — гончарное искусство, от слова keramos — глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.

   История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие изобретения.

   Секрет производства фаянса, известный мастерам Древнего Египта в 15 в. до н. э., позже вновь был изобретен в 3-4 веках в Китае. В 18 веке европейцы открывали секрет фарфора, уже с 6 века известный китайским мастерам. Мастера керамики из Англии и Франции, создали свои разновидности фарфора, например, мягкий фарфор или костяной фарфор. Преемственность традиций при производстве керамики видна в истории гончарного искусства, которое всегда было связано с домашним ремеслом.

В средние века в Европе из керамики в основном изготавливали посуду для приготовления пищи, емкости для хранения продуктов. Мастера использовали самые разные материалы: белую глину, белый песок, измельченный горный хрусталь. После росписи и обжига такие изделия из керамики изделия покрывались слоем глазури, после чего изделия снова обжигались. Вся история изделий из керамики полна интересных открытий. Мастера пробовали разные техники, разные сорта глины. При производстве керамики использовались разнообразные цвета, техники рисунка, способы изготовления. Сегодня очень многие коллекционируют керамику, как произведения искусства и памятники истории художественной культуры.

   В Древней Руси уже в X веке с помощью гончарного круга  изготовлялись различные чаши, ковши, корчаги, украшенные геометрическим  узором.  В  XI  веке стала применяться роспись  с  применением  глазури  и  эмали.  После  татаро-монгольского нашествия русская керамика возродилась  уже  в  XIV-XV  веках. В керамике XVI века стало применяться «морение» и лощение, а  с  XVII  века появились плоскорельефные изображения. В XVIII веке наряду с гончарными ремесленными изделиями стала выпускаться посуда из майолики с росписью по сырой эмали, в  частности  на  московской  фабрике  А.  К.  Гребенщикова, основанной в 1724 году. Было налажено  производство  изразцов  —  сначала рельефных, затем гладких с  росписью.  В  1744  году  в  Петербурге  была основана Порцелиновая мануфактура,  на  которой  через  три  года  Д.  И. Виноградовым было начато  производство  русского  фарфора.  Во второй половине XVIII  века  высокого  художественного  уровня  достигла  гжельская керамика благодаря своим  майоликовым  квасникам,  тарелкам,  игрушкам  с многоцветной росписью по белой поливе.

Русский  фаянс представлял собой белый  опак  (непрозрачный  фарфор)  с  росписью печатными рисунками, с рельефами и цветными глазурями.  Одним из старейших российских фаянсовых заводов является расположенный в сосновом бору, неподалеку от Волги, Конаковский фаянсовый завод.

  Несмотря на свою древность, керамика  находит свое применение и в 21 веке,  при этом   наибольшая часть объема производства приходится на керамическую посуду.

В Республике Беларусь, где придается большое значение  повышению качества жизни народа,  работает большое количество   крупных промышленных предприятий по производству керамической посуды: Добрушский фарфоровый завод, ОАО «Белхудожкерамика»  Радошковичи, ивенецкий завод художественной керамики, ЗАО «Художественная керамика» Бобруйск.

     Целью курсовой работы является анализ ассортимента, керамической посуды.

    

 

 


1.Состояние производства керамической посуды в  Республике Беларусь.

   Производство кера­мических изделий включает следующие основные операции: при­готовление массы, формование изделий, сушку, обжиг и декори­рование.

   Материалы, применяемые для керамического производства, при­нято подразделять на основные и вспомогательные. К основным от­носятся материалы, идущие для приготовления керамических масс, глазурей, керамических красок; к вспомогательным — материалы, применяемые для изготовления гипсовых форм, капселей.

Основные материалы делят на пластические, отощающие, плав­ни, глазуреобразующие и керамические краски.

   Пластическими материалами являются глины и каолины. Глины и каолины образуются в результате распада горных пород типа гра­нита, гнейса, полевого шпата. Каолины отличаются от глины более чистым химическим составом, меньшей пластичностью, большей огнеупорностью.

   Отощающими материалами являются кварц и чистые кварцевые пески, они способствуют уменьшению пластичности глин, снижа­ют усадку и деформацию изделий при сушке.

Плавни понижают температуру плавления и спекания глинис­тых материалов, придают керамическому черепку плотность, просвечиваемость, механическую прочность; к ним относятся поле­вой шпат, пегматит, мел, известняк, доломит.

   Глазуреобразующие материалы (глазурь) - это тонкий стекловидный слой на поверхности керамических изделий. Она предох­раняет черепок от механических воздействий, улучшает его гиги­еничность, придает поверхности изделия лучший внешний вид. Глазури бывают прозрачные и непрозрачные (глухие), бесцвет­ные или окрашенные.

   Керамические краски применяют для украшения фарфоровых, фаянсовых, майоликовых и других изделий. Основу керамических красок составляют металлы и их оксиды, которые при нагревании образуют с силикатами, алюминатами, боратами и другими веществами окрашенные соединения на черепке керамических изделий. По характеру применения керамические краски подразделяют на  подглазурные и надглазурные.

   Подглазурные краски наносят на неглазурованный обнаженный черепок, затем изделие покрывают глазурью и обжигают.

   Надглазурные — наносят на черепок, покрытый глазурью, закрепляют их особым обжигом при температуре 600-850 °С.

Приготовление керамической массы осуществляется последовательным выполнением ряда технологических процессов: очистки сырья от вредных минеральных включений, дробления, разлома, просеивания через сита, дозирования и смешивания.

   Формуют изделия из пластических и жидких (шликер) керамических масс. Изделия несложных форм - (чашки, тарелки) формуют из пластической массы влажностью 24—26 % в гипсовых формах с  помощью стальных шаблонов на автоматах и полуавтоматах.

   Способ: литья из жидкой массы — шликера влажностью 30-35 % гипсовые формы является незаменимым в производстве керамических изделий, где сложность и разнообразие форм исключают использование других способов формования. Осуществляют литьё ручным или автоматическим способами.

Сушка способствует повышению прочности керамических изделий, сформированной из пластической массы или отлитых из шликера. Сушку проводят в конвекционных (конвейерных, камерных и туннельных) и радиационных сушилках при температуре 70—90 єС.

   Обжиг является основным технологическим процессом. В результате сложных физико-химических превращений, проходящих при высоких температурах, керамические изделия приобретают механическую прочность.

Обжиг проводят в два приема. Для фарфоровых изделий первый
обжиг (утильный) происходит при температуре 900-950 °С, а второй (политой) — при температуре 1320-1380 °С. Для фаянсовых изделий первый обжиг проводится при температуре 1240—1280 єС, а второй — при температуре 1140—1180 °С. Используются печи двух видов: туннельные (непрерывного действия) и горны периодического действия).

   Декорирование изделий является завершающей стадией производства фарфоровых и фаянсовых изделий, заключающийся в нанесении на белье (неокрашенный полуфабрикат) специальных разделок двумя методами: ручным и полумеханизированным.

   Усик, отводка, лента представляют собой непрерывные круговые полоски (усик шириной 1 мм, отводка - от 1 до 3 мм, лента от 4 до 10 мм).

Трафарет наносят аэрографом при помощи пластин из тонкой жести или фольги, имеющих вырезы, контуры которых соответ­ствуют наносимому рисунку. Он может быть одноцветным и многоцветным.

   Крытьё различают следующих видов: сплошное — все изделие
покрыто равномерным слоем краски; полукрытьё — изделие покрыто краской шириной от 20 мм и выше, нисходящее — краску накладывают с ослаблением тона к низу изделия; крытье с прочи­сткой — по сплошному крытью сделана прочистка рисунка; кры­тье с прочисткой и раскраской красками и золотом.

   Печать наносят на изделие с печатного оттиска на бумаге, приэтом получают графический однокрасочный рисунок, который обычно раскрашивают одной или более красками.

   Штамп представляет собой наиболее простой способ декориро­вания. Рисунок наносят резиновым штампом. Чаще штампы нано­сят золотом.

   Декалькомания (деколь) занимает основное место в декорирова­нии изделий.     Переносят рисунок на изделие при помощи перевод­ной картинки, выполненной литографическим способом. В настоя­щее время применяют сдвижную деколь. На подкладочную бумагу наносят ацетилцеллюлозную пленку, на которой напечатан рисунок. При смачивании пленка с рисунком отделяется от бумаги и остается на изделии. В процессе муфельного обжига пленка сгора­ет, а краска сплавляется с поверхностью изделия.

    Шелкография является перспективным способом украшения ке­рамических изделий. Печатание рисунка производят через шелко­вую сетку, на которую накладывают трафарет. Декорируемое изде­лие подводят под шелковую сетку. Резиновый ролик, с краской про­ходя через сетку, продавливает ее в вырезы трафарета, и таким образом рисунок переводят на изделие.

Живописные работы выполняют кисточкой или пером ручным способом. В зависимости от сложности живопись бывает простой и высокохудожественной.

Фотокерамика воспроизводит на изделии портреты знамени­тых людей, виды городов, особенно эффектна она в цветном ис­полнении.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Потребительские свойства керамической посуды.

   Потребительские свойства  керамических товаров определяются  функциональными, эргономическими ,  эстетическими достоинствами  авторского образца, свойствами керамики и и качеством  изготовления изделий.  Многие физико-химические свойства  керамики служат  показателями потребительских свойств  фарфоровой и  фаянсовой посуды. Важнейшими из  них являются  следующие.

   Пористость – это содержание  открытых и замкнутых пор  в черепке. Открытая  пористость  характеризуется  величиной  водопоглощения  и изменяется  от 0,1% у фарфора до 16% у майолики. С увеличением пористости  снижается прочность изделий, их термостойкость, химическая устойчивость, гигиеничность, просвечиваемость, несколько повышается  белизна.

Белизна – способность  диффузно отражать свет – представляет  собой важный  показатель  эстетических свойств фарфоро - фаянсовых изделий. Зависит она главным образом от  присутствия  в массах и глазурях  окрашивающих оксидов – ( Fe2O3, TiO2 и других), режима обжига. Белизна  твердого фарфора  - 60-65%, костяного – 74-78%.

   Просвечиваемость,  то есть способносчть пропускать свет, присуща только твердому  и мягкому фарфору.  Она зависит от количества  стекловидной фазы  в структуре пористости.  Просвечиваемость черепка  твердого фарфора  толщиной 2 мм составляет 0,09-0,15%, мягкого  - гораздо выше.

Блеск глазури  - способность поверхности изделия  зеркально отражать свет – определяется  составом глазури и состоянием поверхности. Наличие в составе  глазури оксидов  калия, бария, свинца  повышает блеск, а дефекты  глазури – наколы, оспины – снижают его.

   Механические  свойства керамики, как  и стекла,  характеризуются  высокими показателями  прочности при сжатии  и низкими при растяжении, изгибе, ударе. Так прочность  твердого фарфора  при сжатии  450-550 МПа, при  растяжении  40, а при  ударе  - всего 0,1-0,2 МПа.  Глазурь фарфора  отличается  высокой твердостью – 7 единиц минералогической  шкалы, глазурь фаянса – 6, глазурь майолики – 5 единиц. Твердые глазури  хорошо противостоят  истиранию, царапанью, долгое время  сохраняют  гладкость и  и блеск  поверхности.            Механические  свойства  керамики зависят от  состава и структуры черепка и глазури, состояния поверхности.

Информация о работе Анализ ассортимента керамической посуды