Ценообразование на образовательные услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2011 в 19:50, курсовая работа

Описание

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования. В связи с обширностью структуры образовательных учреждений, а так же схожему набору характеристик, хотел бы в данной работе раскрыть тему на примере учреждений высшего образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и сущность образовательных услуг……………………………. 6
2. Методы ценообразования на образовательные услуги………………….. 8
2.1 Алгоритм формирования стоимости обучения …………………… 8
2.2 Затратный метод ценообразования на образовательные услуги…. 12
2.3 Метод «ощущаемой ценности»………………………………………. 17
2.4 Методы, ориентированные на конкурентов ………………………. 20
3. Использование затратного метода ценообразования для определения цены обучения и точки безубыточности……………………………………
22
Заключение……………………………………………………………………. 25
Список использованных источников………………………………………... 28

Работа состоит из  1 файл

образовательные услуги курсовая 1.1.doc

— 383.00 Кб (Скачать документ)

     Для повышения качества образовательных  услуг необходимо не только соблюдение государственных стандартов образования, базисных планов, программ, но и разработка собственной политики контроля над качеством предоставляемых образовательных услуг, разработка фирменного стиля организации: название организации, логотип, проведение систематического обучения профессорско-преподавательского состава для повышения его профессионального уровня и качества образовательных услуг.

2. МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ  НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  УСЛУГИ

2.1 Алгоритм формирования стоимости обучения

      Правильное  определение объекта сделки (образовательной  услуги как товара) позволяет найти  точку отсчета для практической разработки маркетингового процесса. «Ключевую роль здесь играет концепция комплекса маркетинга, позволяющая в систематизированном виде представить процесс разработки товара и его доведения до потребителя. В структуре комплекса маркетинга существенную роль играет вопрос определения цены товара. Детально изученные и широко представленные в экономической литературе различные подходы к рыночному ценообразованию создают хорошую теоретическую и методологическую базу для разработки ценовой стратегии конкретного учебного заведения.»[2]

      На  рис.1. представлена блок-схема предлагаемого алгоритма ценообразования. [5] 

      

      Рисунок 1 - Блок-схема алгоритма ценообразования  

      Если  принять утверждение о том, что  цена сделки между вузом и гражданином  является рыночным феноменом и никак  не связана с будущей полезностью  специалиста в народном хозяйстве, то объективные основания для  определения цены образовательной услуги надо искать в самом образовании. Следуя общей теории маркетинга, можно утверждать, что «если известны три фактора — график потребительского спроса, функция издержек и цены конкурентов, то компания готова к выбору цены товара».

     Безусловно, эффективнее синтезировать цену на основе комплексного сочетания методов, базируясь на так называемом «магическом треугольнике» ценовой политики рис.2. [6] 

 

Рисунок 2 - «Магический треугольник» ценовой политики 

      Роли  перечисленных факторов в процессе установления цены различны. Информация об издержках полезна для определения нижней границы цены, данные о потребительском спросе позволяют оценить ее максимальное значение, а сведения о ценовой стратегии конкурентов важны для «тонкой настройки».

     Есть  два вида цен на образовательные услуги. 1. Цена спроса, т.е. максимальная цена, которую согласились бы заплатить потребители и 2. Цена предложения - это минимальная величина цены, за которую согласился бы производитель продать свои услуги. В идеале эти цены могли бы удовлетворить обе стороны. Но на практике, особенно в рыночных условиях, этого, как правило, не бывает.

      Представляется, что в качестве нижнего предела  цены в общем случае может выступать  среднеотраслевая величина издержек, определенная на основе общегосударственных нормативов. При этом на практике в конкретных случаях может иметь место и скрытое использование госбюджетных ресурсов для обучения коммерческих студентов и, следовательно, установление заниженной (демпинговой) цены. Верхний предел цены задается способностью рынка «поглотить» предлагаемое количество товара, что связано с престижностью специальности в данный момент, текущими заработками лиц данной профессии, степенью монополизации рынка и т.д. В частности, для того чтобы «уловить» конкретную величину спроса на образовательные услуги по разным специальностям, вузу необходимо устанавливать разные цены на весьма близкие по затратам программы (к примеру, в большинстве вузов специальность «финансы и кредит» обычно дороже, чем «экономическая теория»). В результате в цене образовательных услуг всегда будет весьма значительна «рентная» составляющая.

      Выбор конкретной модели ценообразования  зависит также от ограничений, налагаемых действующим в организации экономическим  механизмом и системой принятия решений. По мнению Ф. Котлера, «в небольших компаниях цены устанавливаются не специалистами по маркетингу или продавцами, а руководителями высшего уровня. В крупных же организациях цены, как правило, регулируют менеджеры подразделений и менеджеры товарных линий. Но и здесь высшее руководство задает общие цели и установки ценовой политики и часто утверждает цены, предложенные руководителями низовых звеньев управления» [3]. При этом значение внутрифирменных отношений в процессе установления механизма ценообразования играет весьма значительную роль.

     В соответствии с пунктом 9 постановления № 242/48 стоимость платного обучения в государственном высшем учебном заведении определяется в размере экономически обоснованных затрат (и уровня рентабельности), необходимых для подготовки специалистов по данной специальности (специализации) в данном учебном заведении, и с учетом спроса населения на получение образования по конкретным специальностям (специализациям).

     Стоимость платного обучения утверждается ректором без согласования с вышестоящим органом государственного управления и не подлежит регистрации в установленном порядке.

     Стоимость платного обучения студентов (учащихся) формируется на основе плановых затрат, необходимых для обеспечения процесса обучения. При этом она не должна превышать суммы фактических затрат на подготовку специалистов (включая все расходы), обучающихся в данном учебном заведении за счет бюджетных средств, налогов, сборов и отчислений, включаемых в стоимость (цену) в соответствии с действующим законодательством. Рентабельность при формировании цен на платные услуги должна устанавливаться на уровне не более 40% к плановым затратам для государственных учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 126 от 28 февраля 2006 г. Для частных учреждений уровень рентабельности составляет не более 25% согласно Указу Президента Республики Беларусь от 3 октября 2006 г. N 590 «О некоторых вопросах формирования стоимости обучения». Стоимость платного обучения дифференцируется в зависимости от специальности (специализации) и формы обучения (дневная, заочная, вечерняя).

     Утвержденная  стоимость обучения может подвергаться корректировке в связи с изменением по решению Правительства тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда работников бюджетной сферы, условий оплаты труда этих работников, роста тарифов на коммунальные услуги и других расходов, необходимых для обеспечения процесса обучения.

     Ранее разрешено было производить единовременное повышение цен на услуги по обучению на величину квартального индекса. Таким образом, учреждения образования могли осуществлять единовременное увеличение размера платы за обучение на величину установленного квартального индекса. В этом случае стоимость платного обучения утверждалась руководителем и не подлежала регистрации. В случае увеличения размера платы за обучение на большую величину (в связи с изменением других расходов, за исключением зарплаты и начислений на нее), плата за обучение должна быть зарегистрирована в установленном порядке.

     Предельные  индексы устанавливались в период со 2-го полугодия 1999 г. по III квартал  2001 г. Начиная с IV квартала 2001 г. учреждениям  образования предоставлено право  самостоятельно определять величину изменения  цен на  платные услуги исходя из целесообразности и экономической эффективности. В качестве ориентира при изменении цен можно использовать прогнозные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., прилагаемые к Программе социально-экономического развития Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Затратный метод ценообразования на образовательные услуги

     В связи с тем, что своеобразной чертой услуг образования является невозможность их непосредственного денежного измерения, ценовой механизм часто не в состоянии отразить всех затрат на производство образовательных услуг. Если в материальной сфере их сравнительно легко измерить количественно (в штуках или килограммах, например) на единицу продукции, то применительно к образовательным услугам это трудно осуществимо. Полезный результат такой услуги может проявиться лишь спустя продолжительное время, и его практически можно измерить лишь с помощью косвенных показателей. Именно по этой причине в основу расчета положен принцип безубыточности. Тем самым организация страхует себя от нецелевого использования средств и устанавливает для этих подразделений задания, нацеливающие их на активную работу на образовательном рынке. Количественная оценка базовой цены, обеспечивающая минимальную рентабельность, дает хороший внутренний ориентир стабильного функционирования государственных и негосударственных образовательных учреждений. Необходимо помнить, что затратный подход не учитывает воздействие факторов, формирующих спрос.

     Стоимость платного обучения утверждается руководителем  учебного

заведения в белорусских рублях.

В соответствии с Порядком расчет стоимости обучения составляется в разрезе следующих статей затрат:

     1) заработная плата;

     2) начисления на заработную плату;

     3) приобретение предметов снабжения  и расходных материалов;

     4) командировки и служебные разъезды;

     5) оплата транспортных услуг;

     6) оплата услуг связи;

     7) оплата коммунальных услуг;

     8) прочие текущие расходы на  закупку товаров и оплату услуг;

     9) капитальные вложения в основные  фонды;

     10)  налоги, сборы и отчисления (в отношении государственных

вузов действуют  льготы).

При расчете  не учитываются суммы, выделенные учебному заведению по статьям 30 03 00 «Трансферты населению» и 40 00 00 «Капитальные вложения в основные фонды».

     Расходы по статье «Заработная плата» определяются исходя из условий оплаты труда, действующих для отраслей бюджетной сферы, и единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. Плановый фонд заработной платы при этом исчисляется с учетом типовых штатов и штатных нормативов, норм нагрузки, ставок заработной платы, должностных окладов и условий оплаты труда для организаций бюджетной сферы. Нераспределенная учебная нагрузка штатным преподавателям и преподавателям-совместителям оплачивается по ставкам почасовой оплаты. Другие текущие расходы определяются по установленным нормам, тарифам и расценкам, а при их отсутствии - по средним фактическим расходам на одного обучающегося согласно отчетным данным с применением коэффициентов, определяемых расчетным путем на основании прогнозного индекса потребительских цен на очередной год.

     При определении стоимости платного обучения по заочной форме учитывается 40% затрат, приходящихся на одного обучающегося по дневной форме.

     С учетом сказанного приведем блок-схему для определения цены затратным методом.

 

Рисунок 3 - Блок-схема процедуры определения цены затратным методом

Основными исходными материалами для расчета выступают:

1) учебный план образовательной программы;

2) нормы времени для расчета объема учебной работы профессорско-преподавательского состава (ППС) — количества академических часов, отводимых на индивидуальные консультации, рецензирование контрольных и курсовых работ и др.;

3) ставки почасовой оплаты труда ППС.

     Предлагаемый  метод предусматривает использование  в качестве базы фонда оплаты труда  ППС, т.е. остальные статьи калькуляции  находятся путем умножения величины этого фонда на некоторые коэффициенты.

     Первоначально устанавливается планируемое количество обучаемых в группе N и средняя  почасовая оплата труда ППС (С). Затем  на основе учебного плана данной образовательной  программы определяется общий объем (V) учебной работы в академических часах, включающий как аудиторные занятия, проводимые с группой или потоком (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия), так и индивидуальную работу (контрольные, курсовые и дипломные работы, зачеты, экзамены, консультации и пр.). Количество часов индивидуальной работы пропорционально количеству обучаемых (N).

Информация о работе Ценообразование на образовательные услуги