Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:14, курсовая работа
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.
Ведение………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Экономическая сущность цены и ценовой политики …………5
1.1 Сущность цен и ценовой политики.………………………………….……...5
1.2. Функции цены…………………………………………………….........……8
1.3.Виды цен ………………………………………………………..........………..9
Глава 2. Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции ………………......................................................................……..12
2.1 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции………...………12
2.2. Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции......................14
2.3 Ценовая политика фирмы.....................……………………………....……..19
Глава 3 Ценообразование в российской экономике.…………....………....24
3.1. Особенности ценообразования в российской экономике ………......…. .24
3.2 Государственное регулирование процесса ценообразования в России.....28
Заключение………………………………………………………………….…....31
Список литературы………………………………………………..……………..34
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему:
Ценовая политика
в рыночной экономике.
Содержание.
Ведение……………………………………………………………
Глава 1. Экономическая
сущность цены и
ценовой политики …………5
1.1 Сущность цен и ценовой политики.………………………………….……...5
Глава 2.
Ценообразование в условиях
совершенной и несовершенной
конкуренции ………………........................
2.1 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции………...………12
2.2. Ценообразование
в условиях несовершенной конкуренции...................
2.3 Ценовая политика
фирмы.....................…………
Глава 3 Ценообразование в российской экономике.…………....………....24
3.1. Особенности ценообразования в российской экономике ………......…. .24
3.2
Государственное регулирование процесса
ценообразования в России.....28
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.
В
условиях рыночной экономики успех
любого предприятия или
Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.
В
ценовом механизме следует
Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение цены и ценовой политики в рыночной экономике.
Задачи курсовой работы:
1) Изучение кономической сущности цены
и ценовой политики;
2) изучение функций и видов цен в экономике;
3) выявление различий в ценообразовании в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;
4)
рассмотрение особенностей
Глава1.
Экономическая
сущность цены и
ценовой политики
1.1.Сущность цен и ценовой политики.
Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на
деньги1.
Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики сформирована самостоятельная служба статистики цен. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен.
Сущность
цены, ее экономическая природа
- индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск., кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);
- маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.
Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритесь при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.
Ценовая политика – вытекающие из целей предприятия меры по поиску, выбору и реализации соотношений между ценой и качеством товара и решению связанных с этим проблем покупателя.
Основываясь
на современном определении
Ценовая
политика должна быть ориентирована
на определенные долгосрочные и краткосрочные
цели, достигаемые с помощью
Цели ценовой политики могут быть различными. В числе важнейших из них можно выделить следующие:
Не все цели могут быть совместимы между собой (например, п.1 и п.5).
В долгосрочном аспекте цели, так или иначе, выражаются в максимизации прибыли и укреплении рыночной позиции предприятия. В краткосрочном аспекте – это может быть любая актуальная проблема, связанная с удовлетворением нужд потребителя, привлечением новых клиентов, расширением рынков сбыта, с финансовым положением предприятия.
Цели
ценовой политики организации определяют
выбор ее стратегии и оперативно-
Оперативно-тактические инструменты ценообразования – это большая группа средств ценовой политики, позволяющая решать краткосрочные задачи и оперативно реагировать на неожиданные изменения различных факторов ценообразования или агрессивную ценовую политику конкурентов. К таким инструментам относят краткосрочное изменение цен, ценовую дифференциацию для разных потребителей, ценовые вариации по периодам времени, ценовые линии (границы, группы). 2
Важную роль в процессе ценообразования играют организационные решения, касающиеся этапов и форм организации процесса ценообразования.
Функции цены характеризует совокупность общих свойств, которые объективно присущи ей как экономической категории. Эти качества определяют роль и место цены в хозяйственном механизме и активно воздействуют на экономические процессы. При всем разнообразии теоретических трактовок присущих цене функций, их проявление на практике большинство экономистов признает за данной категорией пять основных функций:
Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая бывает как целенаправленной, так и противоречивой. Например, стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом.
Распределительная
функция цены действует совместно
с функцией цены в качестве средства
оптимизации размещения производства,
способствуя переливу капиталов в те сферы
хозяйства, в которых имеется повышенный
спрос на конкретные товары и характерна
высокая норма прибыли.
Учетная функция цены зачастую вступает в противоречие со всеми прочими функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации. Это приводит к выводу, что взаимосвязи между различными функциями цены должны быть предметом специальных маркетинговых исследований.3
В силу сложности и многообразия способов и вариантов торговых операций на рынке существует много видов и разновидностей цен.