Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 20:24, курсовая работа
В действительности, совершенная конкуренция является довольно редким случаем, и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.
Введение……………………………………………………….……….…2
Фирма совершенный конкурент……………………………………4
Фирма в условиях краткосрочного периода………….…………..8
Фирма в условиях долгосрочного периода………………………16
Примеры совершенной конкуренции……………………………19
Заключение……………………………………………………….……...22
Список литературы……………………………………………...………23
Содержание
Введение………………………………………
Заключение…………………………………
Список
литературы……………………………………………...
Введение
Для того, чтобы рассматривать поведение фирмы совершенного конкурента в условиях краткосрочного и долгосрочного периода, нужно для начала понять, что такое совершенная конкуренция. Термины «совершенная конкуренция» (совершенный рынок) введены в научный оборот во второй половине XIX в. К числу авторов, впервые использовавших понятие совершенного рынка, относится У.Джевонс. Представители классической политэкономии при характеристике рыночного регулирования опирались на понятие свободной (неограниченной) конкуренции, акцентируя внимание на том, что действие конкуренции не подвергается ограничениям со стороны докапиталистических регламентаций, препятствовавших миграции капиталов из одних отраслей в другие.
Совершенная
конкуренция означает такое состояние
экономической системы, когда влияние
каждого участника
• множественность продавцов – мелких фирм (предприятий), доля которых на рынке отрасли ничтожно мала (менее 1% продаж за любой период) и покупателей. Такой рынок называют атомизированным;
• свободный, не затрудненный ничем вход предприятий в отрасль и абсолютная мобильность производственных ресурсов (никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому);
• полная однородность выпускаемого продукта (отсутствие торговых марок и т.д.). Это условие называется гомогенностью товаров;
• отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены (стихийное ценообразование), а также отсутствие у любого участника рынка возможности оказывать непосредственное влияние на решение другого участника как экономическими, так и неэкономическими методами;
• наличие у каждого участника (предпринимателя) исчерпывающей информации о текущем состоянии рынка (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Это условие называется прозрачностью (транспарентностью) рынка;
• отсутствие монополии (одного производителя), монопсонии (одного покупателя) и государственного регулирования;
Наряду с выше перечисленными условиями на совершенно конкурентных рынках действуют и другие, а именно:
• существование рынка наличного товара, на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и то же время, в одном и том же месте;
• отсутствие каких-либо издержек, связанных с совершением сделки между производителями и покупателями. Исключается существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров и других посредников;
• исключается такое орудие конкуренции, как сбивание цен;
• предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личного и временного характера.
В действительности, совершенная конкуренция является довольно редким случаем, и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.
Свое
понимание совершенной
Фирма совершенный конкурент
В условиях совершенной конкуренции производятся, как уже было сказано, однородные товары, часто являющиеся совершенно идентичными. Для покупателя не имеет значения, у какой фирмы их покупать, если цена одинаковая. При любой цене, превышающей рыночную, спрос равен нулю, поскольку покупатель не заинтересован в приобретении товара дороже, чем он может заплатить. Таким образом, спрос на продукцию отдельного продавца абсолютно эластичен.
К
рассматриваемой ситуации можно
подойти и с другой стороны. Если
фирма является ценополучателем, то
она может продать по рыночной
цене любое количество продукции. В
любом случае ее поставки на рынок
принципиально не изменяют общий объем
отраслевого предложения. Продавать дешевле
нет смысла, если можно все продать по
данной рынком цене. Продавать дороже
фирма не сможет: в этом случае спрос на
ее продукцию сразу же упадет до нуля (ведь
потребители с легкостью могут купить
такие же товары у других производителей
по рыночной цене). Таким образом, рынок
примет продукцию фирмы только по рыночной
цене. В связи с этим кривая спроса на продукцию
фирмы будет представлять собой горизонтальную
прямую, отстоящую от горизонтальной оси
на высоту, равную рыночной цене продукта
(рис. 1.1).
Интересно отметить, что эта же прямая будет одновременно и графиком среднего и предельного доходов фирмы. С каждой новой единицы проданного продукта доход фирмы будет возрастать на величину, равную цене этого продукта. Средний доход, приходящийся на единицу продукта, также будет равен его цене. Таким образом, D=MR=AR (рис. 1.2).
Что касается совокупного дохода фирмы, то его легко можно подсчитать по формуле P•Q.
Для характеристики поведения фирмы, предприятия важны понятия валового, среднего и предельного доходов.
Валовой доход, или валовая выручка TR – общая сумма поступлений от продажи определенного количества товара TR=P×Q, где Р – цена проданного товара, Q – объем продаж. Средний доход, или средняя выручка AR, определяется как доход, приходящийся на единицу проданного блага AR=TR/Q. Предельный доход, или предельная выручка MR – приращение дохода, возникающее за счет дополнительного увеличения выпуска продукции MR=ΔTR/ΔQ. Обычно ΔQ принимают равным 1.
Графически величину совокупного, или валового, дохода можно проиллюстрировать на примере прямоугольника ОР1TQ1 на (рис.1.2) либо изобразить как особую кривую (рис. 1.3). В условиях совершенной конкуренции кривая совокупного дохода есть прямая линия, проходящая через начало координат.
Из
приведенных определений
Следствие 1. Валовая выручка продавца в условиях чистой конкуренции прямо пропорциональна количеству проданного товара (рис. 1.3).
Следствие 2. Средняя выручка продавца в условиях чистой конкуренции есть цена товара (рис. 1.2).
AR=TR:Q= PQ:Q=P
Следствие 3. Предельная выручка (MR) продавца в условиях чистой конкуренции есть цена товара.
MR=TR: ΔQ=ΔPQ: ΔQ=PΔQ:Q=P
Совокупность однородных фирм, выпускающих
продукцию одной номенклатуры, образует
отрасль. Именно совокупный выпуск продукции
отрасли в целом формирует общий объем
предложения, а также влияет на рыночную
цену. В таких условиях величина спроса
различна при разных уровнях цен. Отраслевая
(рыночная) кривая спроса является нисходящей
кривой и может быть изображена как в форме
условной прямой, так и в форме кривой
(рис. 1.4). Это объясняется тем, что спрос
на ту продукцию, которая предлагается
производителями на совершенно конкурентных
рынках, может иметь как одну и ту же, так
и отличающуюся эластичность на разных
участках кривой совокупного спроса отрасли
(это связано с характером самой продукции,
с текущей макроэкономической ситуацией,
определяющей настоящий и ожидаемый уровень
доходов и сбережений потребителей) в
отличие от кривой спроса отдельной фирмы,
отличающейся абсолютной эластичностью
(см. рис. 1.1).
Под
равновесием совершенно конкурентной
фирмы, как и любого другого экономического
субъекта, понимается ситуация, когда
предприятие не имеет никаких
побудительных мотивов для изменения
своего состояния, и любое нарушение равновесия
может только ухудшить её положение (снизить
доход).
Фирма в условиях краткосрочного периода
В краткосрочном периоде мощности предприятия не меняются, и у фирм, функционирующих в отрасли, недостаточно времени для реализации долгосрочных решений. Цель анализа — определение объема производства отдельной конкурентной фирмы, при котором достигается максимальная прибыль (или минимальные убытки) при сложившейся на рынке цене выпускаемой ею продукции, т. е. определение оптимального объема производства.
При существующей на рынке цене, установившейся в результате взаимодействия стихийных рыночных сил опросами предложения, перед любой фирмой будут стоять три вопроса: следует ли производить данную продукцию; если да, то какое количество; какая прибыль (убыток) будет получена? Ответ на первый вопрос лежит на поверхности — производить следует, если ожидается прибыль. Но это лишь поверхностный взгляд на проблему. Каждая фирма сталкивается с постоянными издержками (ТFC), которые должны быть покрыты даже при нулевом объеме производства. Из-за существования постоянных издержек может сложиться парадоксальная ситуация, когда предприятию будет выгоднее осуществлять производство себе в убыток, если величина убытка меньше, чем величина постоянных издержек. Выпускаемый при этом объем продукции тоже можно счесть оптимальным для фирмы. Что касается второго вопроса, то ответ на него тоже очевиден. Объем производимой продукции должен обеспечивать фирме максимальную прибыль или минимальные убытки. Чтобы подробно исследовать, какая прибыль или убытки будут получены, каков процесс принятия решения в каждом конкретном случае, следует рассмотреть три возможные ситуации, в которых может оказаться конкурентная фирма:
1) фирма максимизирует прибыль;
2) фирма минимизирует убытки;
3) предприятие
прекращает свою деятельность.
Это можно сделать двумя способами, сравнивая совокупный (валовой) доход и совокупные (валовые) издержки или уравнивая предельный доход и предельные издержки.
Прибегнем к первому методу. Итак максимальная прибыль будет достигнута при таком объеме выпуска, для которого разница между показателями совокупной выручки и совокупных издержек будет максимальной. Попробуем проанализировать эту ситуацию графически, для чего нам необходимо совместить на координатной плоскости два графика — TC и TR. Как видно на рисунке «а», при объеме выпуска от 0 до QA фирма несет Экономические убытки, поскольку на этом интервале график валового дохода (TR) расположен ниже графика валовых издержек (TC), т.е. TR < TC. Подобные убытки возникают и при объеме производства от QB и более единиц продукции. При объеме производства QA и QB - результат функционирования характеризуется равенством TR и ТС. Здесь выручка полностью покрывает всю сумму издержек, а фирма получает только нормальную прибыль. Таким образом, точки А и В есть точки безубыточности данной фирмы. При объемах производства от QA до QB фирма получает экономическую прибыль, поскольку на этом интервале она полностью покрывает за счет выручки все издержки производства, а график валового дохода (TR) расположен выше графика валовых издержек (ТС), т. е. TR > ТС. Максимальная прибыль и оптимальный объем производства достигается при объеме выпуска Q0. Именно при Q0 валовой доход превышает валовые издержки на максимально возможную величину, а графики TR и ТС максимально удалены друг от друга.
Предположим теперь, что ситуация на рынке изменилась, и в силу объективных обстоятельств цена снизилась. Новая ситуация представлена на рисунке «б». При неизменном положении графика ТС на плоскости изменится угол наклона графика совокупного дохода к оси Ох.
.
На рисунке видно, что фирма сталкивается с экономическими убытками при любом значении Qx — график TR расположен ниже кривой TС, т. е. TR< ТС. Однако, учитывая существование постоянных издержек, фирме, оказывается, более выгодно не закрываться (т. е. иметь нулевой объем производства), а вести производственную деятельность, выпуская Q1 единиц продукции. На рисунке видно, что расстояние между графиками TR и TС при нулевом значении Qx гораздо больше, чем при Q1. Оптимальный объем производства, обеспечивающий минимизацию убытков, характеризуется минимальным расстоянием между графиками валовых издержек и валового дохода. Следует обратить внимание, что при Q1 фирма полностью покрывает свои переменные издержки (ТVС) и часть постоянных (ТFC) - график TR ниже TC, но выше ТVС. То есть при таком объеме производства убытки будут меньше ТFС, тогда как при Qx=0 величина убытка соответствует величине постоянных издержек.
Информация о работе Фирма совершенный конкурент в условиях краткосрочного периода