Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:13, контрольная работа
Цена - это денежное выражение стоимости товара. Цена является одной из наиболее сложных экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь ясное представление о том, что лежит в ее основе, какие объективные законы действуют на процессы ценообразования и движения цен.
Закон стоимости является регулятором процесса производства и об¬ращения товаров и действует через механизм цен, способствуя установ¬лению определенного равновесия в соотношении цен на разные виды товаров и создавая основу для определения границы между экономически выгодным и невыгодным. Существует несколько теорий стоимости: теория трудовой стоимос¬ти; теория спроса и предложения; теория предельной полезности.
Введение……………………………………………………...3
Вопрос: Функции цены……………………………………...5
Тест………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………15
Содержание:
Введение……………………………………………………..
Вопрос: Функции цены……………………………………...5
Тест………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………
Введение
Цена - это денежное выражение стоимости товара. Цена является одной из наиболее сложных экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь ясное представление о том, что лежит в ее основе, какие объективные законы действуют на процессы ценообразования и движения цен. В условиях товарного производства и обращения продукты труда производятся и реализуются как товары. Цена каждого отдельного товара не обязательно совпадает со стоимостью: она может отклоняться вверх, и вниз от стоимости в зависимости от спроса и предложения на данный товар. В рыночных колебаниях цен вокруг стоимости проявляется действие закона стоимости - экономического закона товарного производства. Закон стоимости побуждает товаропроизводителей считаться с общественно необходимыми затратами труда и добиваться их снижения, регулирует распределение общественного труда и средств производства. Закон стоимости действует в обстановке конкурентной борьбы, в которой побеждают товаропроизводители, применяющие новую технику и технологию, наиболее эффективные приемы организаций производства. Таким образом, под воздействием закона стоимости осуществляется технический прогресс и происходит расслоение товаропроизводителей: одни в результате конкурентной борьбы разоряются, другие обогащаются.
Закон стоимости является регулятором процесса производства и обращения товаров и действует через механизм цен, способствуя установлению определенного равновесия в соотношении цен на разные виды товаров и создавая основу для определения границы между экономически выгодным и невыгодным. Существует несколько теорий стоимости: теория трудовой стоимости; теория спроса и предложения; теория предельной полезности.
Теория трудовой стоимости оторвана от рынка и цены, так как стоимость общественно необходимых затрат труда без учета спроса и предложения ничего не выражает.
Согласно теории спроса и предложения стоимость товара может проявиться только в цене, т. е. в денежном выражении. Следовательно, цена определяется соотношением спроса и предложения. Эта теория дополняет теорию трудовой стоимости, так как увязывает ее с рынком, ценой и механизмом ее формирования.
Сущность теории предельной полезности заключается в том, что стоимость товара зависит от его предельной полезности: чем больше товара конкретного вида на рынке, тем меньше его ценность, и наоборот. Если количество какого-либо товара меньше потребности в нем, то его ценность возрастает. При увеличении предложения данного товара ценность его падает до предельной полезности. Следовательно, теория предельной полезности основывается на теории спроса и предложения.
В период административно-командной системы хозяйствования ценообразование основывалось на теории трудовой стоимости, поэтому в формировании цен присутствовал субъективизм.
Цена должна отражать интересы как производителей, так и потребителей товаров: производителю - возмещение затрат с определенной прибыльностью, а потребителю - экономическую выгоду от эксплуатации данного товара.
В условиях рыночной экономики успех
любого предприятия или
Однако, в настоящее время значительная
часть предпринимателей нашей страны
не имеет необходимых
Вопрос: Функции цены
Функция учета и измерения затрат общественного труда
Определяется сущностью цены как
денежного выражения стоимости.
Цена выступает тем экономическим
инструментом, который позволяет
организовать стоимостной учет самых
различных хозяйственных
В условиях рынка цена способна существенно
отклонятся от издержек. Интерес производителя
заключается в том, чтобы получить
максимальную прибыль от продажи
товаров, а покупатель стремится
к минимальной цене покупки. Чтобы
противостоять конкурентам,
Жизненный цикл товара подразделяется
на пять стадий: внедрение, рост, зрелость,
насыщение и спад. Основная масса
товаров проходит все эти стадии.
Отличия бывают по времени, интенсивности,
характеру перехода из одной стадии
в другую. На основе учетно-измерительной
функции цены, предприниматели имеют
возможность учитывать
В настоящее время в России возрастает
значение функции цены как средства
более рационального размещения
производства. С помощью механизма
цен происходит перелив капиталов
в те секторы экономики, в развитие
тех производств, где имеется
высокая норма прибыли, что осуществляется
под воздействием конкуренции и
движения спроса. Фирма сама определяет,
в какую сферу деятельности, в
какую отрасль или область
экономики инвестировать
Функция сбалансирования спроса и предложения
Именно через цены осуществляется
связь производства и потребления,
предложения и спроса. Цена свидетельствует
о диспропорциях в производстве
и обращении. При появлении диспропорций
в хозяйстве, равновесие может быть
достигнуто или изменением объема производства,
или посредством изменения
Цена обязана поощрять производителя к повышению качества и расширению ассортимента товаров. По мере становления рыночных отношений, данная функция цены усиливается и будет играть доминирующую роль при формировании цен на товары.
Балансирующую функцию в той
или иной степени выполняют все
виды рыночных цен. В обстановке свободного
рынка, естественной конкуренции благодаря
этой своей функции цена как бы
выполняет роль стихийного регулятора
общественного производства. Как
следствие постоянного
Спрос выражает потребность в товаре
со стороны покупателя, исходя из имеющихся
у последнего возможностей его приобрести.
На практике это проявляется в
том, что устанавливается обратная
зависимость между рыночной ценой
и количеством покупаемых товаров.
Происходит постепенное снижение спроса
на данный товар или услугу. При
прочих равных условиях количество покупаемых
товаров или услуг связано
с уровнем их цен. Чем выше цена
и более характерна тенденция
к ее росту, тем меньше товаров (услуг)
будет приобретено
Характерно и постепенное
Изменение спроса на товары всегда вызывает
адекватную трансформацию рыночного
предложения этих товаров. Под предложением
обычно понимают уже имеющиеся возможности
производства, потенциал ускоренного
наращивания мощностей по выпуску
товаров, пользующихся повышенным спросом
на рынке. Предложение характерно прямой
зависимостью между ценой и количеством
товаров, производимых и предлагаемых
к продаже. С повышением цен увеличивается
объем производимых товаров, и наоборот.
При современном состоянии
Балансирующая функция цены выступает основным фактором регулирования предложения товаров. По каждому товару цена свидетельствует о необходимости либо сокращении его выпуска (если спрос снизился), либо увеличения производства (если спрос имеется). Уровень цен предлагаемых товаров предопределяет уровень прибыли. Чем они выше, тем быстрее растет на рынке предложение товаров. При неудовлетворительных ценах или тенденции их снижении приходиться переориентировать ресурсы, изменять технологии, менять объемы выпуска и продаж товаров.
Естественное взаимодействие спроса
и предложения, обеспечение их равновесия
на основе цен реально лишь на свободном
рынке. В теоретическом плане
равновесная рыночная цена формируется
при таком соотношении спроса
и предложения, при котором количество
товаров, которое покупатели желают
приобрести, эквивалентно их объему, который
производители предлагают рынку. В
реальности равновесия постоянно нарушается,
а это приводит в движение инструменты,
способные вернуть равновесие. Уравновешивающую
функцию между спросом и
Характеристика зависимости
1. спрос эластичный (при незначительных повышениях цены объем продаж возрастает в значительно больших размерах);
2. спрос стабилен, когда имеет место равенство между изменением цены и объема продаж;
3. спрос незначителен (когда при существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно).
Стимулирующая функция цены
Значение стимулирующей
Производством цен реально стимулировать
или замедлять – научно-
Цена в рыночной экономике выступает
в качестве критерия оценки рациональности
принятия решения, связанного с приобретением
средств производства, строительством
новых объектов, осуществлением любых
хозяйственных операций. Стимулирующей
функцией обладает такая рыночная цена,
которая позволяет