Конкуренция и монополия. Проблемы демонополизации в условиях современной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:59, реферат

Описание

Моя работа состоит из двух частей. В первой части кратко разобраны каждая из четырех основных рыночных моделей: чистая конкуренция, чистая монополия (в том числе естественная монополия, монополистическая конкуренция и олигополия). Также там есть глава, полностью посвященная практическим вопросам ведения конкурентной борьбы. В этой главе разобраны множество примеров по этому вопросу.

Работа состоит из  1 файл

repetitor_info_ef6079fc.doc

— 471.50 Кб (Скачать документ)

 

Конкуренция и  монополия. Проблемы демонополизации  в условиях современной экономики

Оглавление


Введение


Когда я выбирал тему для курсовой, я пытался выбрать  такую, которая была бы мне максимально интересна, а также такую, которая раскрывает вопросы, являющиеся важнейшими для нашей экономики. И я выбрал. Тему эту считаю очень интересной, так как для нашей республики это ново. Наша республика только начинает делать первые шаги в рыночную экономику, сталкивается с ее законами. Долгое время у нас существовала командная экономика. На такие понятия как конкуренция, монополия, естественная монополия не обращали внимания, так как монополия являлась, можно сказать, целью тогдашней экономики. Поэтому во второй части своей работы я постарался обсудить меры по демонополизации, без которых невозможно осуществить переход к рыночной экономике.

Моя работа состоит из двух частей. В первой части кратко разобраны каждая из четырех основных рыночных моделей: чистая конкуренция, чистая монополия (в том числе естественная монополия, монополистическая конкуренция и олигополия). Также там есть глава, полностью посвященная практическим вопросам ведения конкурентной борьбы. В этой главе разобраны множество примеров по этому вопросу.

Часть 1 
Четыре основные модели рынка


Детальное изучение предпринимательского сектора экономики показывает, чуть ли не бесконечное число различных рыночных ситуаций, ибо нет двух похожих отраслей. Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Значит, следует определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей.

Экономисты различают  четыре довольно несхожих рыночные ситуации: чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию  и олигополию. Эти модели отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является ли продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

В таблице, приведенной  ниже, подытожены характерные основные черты четырех укрупненных типов  рынков: чистой конкуренции, монополистической  конкуренции, олигополии и монополии, имеющих важное значение на практике.

Таблица 1 «Характерные черты  четырех основных моделей рынка»:

 

Модель рынка

Характерная черта

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция 

Олигополия

Чистая 
монополия

Число фирм

Очень боль - шое число

Много

Несколько

Одна

Тип продукта

Стандарти- зированный

Дифферен- цированный

Стандартизированный или  дифференцированный

Уникальный; нет близких  заменителей

Контроль  
над ценой

Отсутствует

Некоторый, но в довольно узких рамках

Ограниченный взаимной зависимостью

Значительный

Условия 
вступления 
в отрасль

Очень легкие, препятствия  отсутствуют

Сравнительно легкие

Наличие существующих пре- пятствий

Вступление блокировано

Неценовая 
конкуренция

Отсутствует

Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки

Очень типична, особенно при дифферен- циации продукта

Главным образом реклама  связи фирмы с общественными  организациями

Примеры

Сельское хозяйство

Розничная торговля, производство одежды

Производство стали, автомобилей, многих электроприборов

Местные предприятия  общественного пользо- вания


 

Глава 1 
Чистая конкуренция


Дадим несколько свойств  чистой конкуренции:

  • Очень большое число. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
  • Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д так далее рассматриваются покупателями как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценоой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта.
  • «Соглашающийся с ценой». На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предыдущих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложения, или, следовательно, цену продукта. Короче говоря, отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукции есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Также у фирмы нет причины назначать какую- либо более низкую цену, так как это вызвало уменьшение ее прибылей.
  • Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие- свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий- законодательных, технологических, финансовых и др.,- которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Кривая спроса, с которой  сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична. Фирма  не может добиться более высокой  цены, ограничивая объем выпуска; не нуждается она и в более  низкой цене, для того чтобы увеличить  свой объем продаж. Если один- единственный производитель увеличивает или уменьшает выпуск при неизменных объемах прозводства у всех других конкурирующих фирм, это не оказывает существенного влияния на общий объем предложения и рыночную цену. Следовательно, графики спроса и продаж отдельной фирмы совершенно эластичны, как это показано на приведенном ниже графике.

Поскольку фирма может  продать дополнительные единицы  продукции по постоянной цене, кривая ее предельного дохода (MR) в условиях чистой конкуренции совпадает с ее кривой совершенно эластичного спроса (D). Кривая валового дохода фирмы (TR) имеет вид прямой восходящей линии.

В чисто конкурентной экономике действия стремящихся  к прибыли производителей приведут к такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение потребителей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий. Первое: для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. Второе: производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот оптимальный состав продукции, производился наименее дорогостоящим образом.

Но и в этой, казалось бы, идеальной модели существуют изъяны. Экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике: а) нет причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов; б) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ; в) отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса; г) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

Чистая конкуренция  на практике довольно редка. Но это  не означает, однако, что понимание  функционирования конкурентного рынка  неуместно. Во- первых, существует несколько отраслей, которые более похожи на конкурентную модель, чем на любую другую рыночную структуру. Например, сельское хозяйство. Кроме того, функционирование чисто конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которой может быть сравнена и по которому может быть оценена эффективность реальной экономики. Чистая конкуренция- это модель рынка, которая имеет весомое аналитическое и практическое значение.

Глава 2 
Конкурентная стратегия


На международном рынке  конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе. На современном этапе конкурентные возможности фирм не ограничены пределами их страны базирования.

Для понимания природы конкуренции основной единицей является отрасль (неважно, перерабатывающая или из сферы услуг), то есть группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой. Стратегически значимая отрасль включает в себя продукты со сходными источниками конкурентного преимущества. Пример тому- производство факсимильной техники, полиэтилена, тяжелых грузовиков для дальних перевозок и оборудования для литья из пластмассы под давлением. Кроме того, могут быть родственные отрасли, у продукции которых- те же покупатели, технология производства или каналы сбыта, но они предъявляют свои требования к конкурентному преимуществу. На практике границы между отраслями всегда весьма расплывчаты.

Разрабатывая конкурентную стратегию, фирмы стремятся найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма, может принести успех. Выбор конкурентной стратегии определяют два главных момента. Первый- структура отрасли, в которой действует фирма. Суть конкуренции в разных отраслях сильно различается, и вероятность долговременного получения прибыли в разных отраслях неодинакова. Например, средняя прибыльность в фармацевтической промышленности и производстве косметики очень высока, а в выпуске стали и многих видов одежды- нет. Второй главный элемент- это позиция, которую фирма занимает в пределах отрасли. Некоторые позиции более выгодны, чем другие, вне зависимости от средней прибыльности отрасли как таковой.

Каждый из этих моментов сам по себе недостаточен для выбора стратегии. Так, фирма в очень  прибыльной отрасли может не получить большой прибыли, если неправильно выберет позицию в отрасли. И структура отрасли, и позиция в ней могут меняться. Отрасль может со временем становиться более (или менее) «привлекательной» по мере изменения условий создания в стране этой отрасли или других элементов структуры отрасли. Позиция в отрасли- отражение нескончаемой войны конкурентов.

Фирма может влиять и  на структуру отрасли, и на позицию  в ее «табели о рангах». Фирмы, у которых дело идет успешно, не только реагируют на изменения «окружающей  среды», но и стараются сами изменить ее к своей выгоде. Существенное изменение положения в конкурентной гонке влечет за собой перемены в структуре отрасли или появление новых основ для конкурентного преимущества. Так, японские фирмы, выпускающие телевизоры, вышли в мировые лидеры благодаря тенденции перехода к компактным, переносным телевизорам и замене ламповой элементной базы полупроводниковой. Фирмы одной страны перехватывают лидерство у фирм другой страны, если они более способны реагировать на подобные изменения.

Структурный анализ отраслей


Конкурентная стратегия  должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли  и процесса ее изменения. В любой  отрасли экономики- не важно, действует  она только на внутреннем рынке или  на внешнем тоже,- суть конкуренции  выражается пятью силами:

    1. угрозой появления новых конкурентов;
    2. угрозой появления товаров или услуг- заменителей;
    3. способностью поставщиков комплектующих изделий и т. д. торговаться;
    4. способностью покупателей торговаться;
    5. соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли




Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли  и предопределяет в конечном счете  прибыльность отраслей. В тех отраслях, где действия этих сил складываются благоприятно (например, в производстве безалкогольных напитков, промышленных компьютеров, в торговле программным обеспечением, в производстве лекарственных препаратов или косметики), многочисленные конкуренты могут получать высокие прибыли от вложенного капитала. В тех же отраслях, где одна или несколько сил действуют неблагоприятно (например, в производстве резины, алюминия, многих металлоизделий, полупроводниковых приборов и персональных компьютеров), очень немногим фирмам удается долгое время сохранять высокие прибыли.

Пять сил конкуренции определяют прибыльность отрасли, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы конкурировать в этой отрасли. Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности в отрасли, потому что они привносят в отрасль новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка сбыта, тем самым снижая позиционную прибыль. Мощные покупатели или поставщики, торгуясь, извлекают выгоду и снижают прибыль фирмы. Ожесточенная конкуренция в отрасли снижает прибыльность, ибо за то, чтобы сохранить конкурентноспособность, приходится платить (расходы на рекламу, организацию сбыта, научно- исследовательские и опытно- конструкторские разработки (НИОКР)), или же прибыль «утекает» к покупателю за счет снижения цен. Наличие товаров- заменителей ограничивает цену, которую могут запросить фирмы, конкурирующие в этой отрасли; более высокие цены побудят покупателей обратиться к заменителю и снизят объем производства в отрасли.

Информация о работе Конкуренция и монополия. Проблемы демонополизации в условиях современной экономики