Конкуренция и монополия. Проблемы демонополизации в условиях современной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:59, реферат

Описание

Моя работа состоит из двух частей. В первой части кратко разобраны каждая из четырех основных рыночных моделей: чистая конкуренция, чистая монополия (в том числе естественная монополия, монополистическая конкуренция и олигополия). Также там есть глава, полностью посвященная практическим вопросам ведения конкурентной борьбы. В этой главе разобраны множество примеров по этому вопросу.

Работа состоит из  1 файл

repetitor_info_ef6079fc.doc

— 471.50 Кб (Скачать документ)

Лицензии. Вступление в отрасль или род деятельности могут быть ограничены государством путем выдачи лицензий.

Существует и другого  рода взаимосвязь между монополией и техническим прогрессом. Йозеф  Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной монопольной властью- это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения. Шумпетер утверждал, что фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования (похоже, они так и поступают), чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Совершенно конкурентные фирмы, напротив, не имеют сверхприбылей для инвестирования.

В Молдове большинство  отраслей экономики все еще остаются в значительной мере монополизированными. В зависимости от роли в народном хозяйстве и масштабов мнополии различают государственную и межотраслевую, отраслевую, локальную, а также монополию отдельных производителей. В зависимости от сфер охвата различают технологический, организационный, управленческий, территориальный и социальный монополизм. Способы борьбы с большинством из этих типов монополий будут рассмотрены в главе «Проблемы демонополизации в экономике Республики Молдова».

Технологический тип  монополии существует в форме гигантомании. Демонтаж такой монополии- процесс длительный и сложный, поскольку у на в республике в каждой отрасли сложились множество гигантов- монополистов, которые являются единственными производителями данного продукции.

Управленческий монополизм основан на сосредоточении управлнческих функций на верхних этажах вертикальных организационных структур управления, их вмешательстве в оперативно- хозяйственную деятельность нижестоящих звеньев, ограничении их самостоятельности, игнорировании горизонтальных связей, жестком распределении материальных фондов и ресурсов.

Организационная монополия- это объединенный отраслевой и межотраслевой  монолит в виде отраслевых министерств  и ведомств, которая основана на отстаивании своих ведомственных  интересов, решении своих проблем за счет потребителей, других ведомств и государств, создании межведомственных барьеров. Межведомственный монополизм выражается в монопольном сговоре ведомств между собой о ценах, разделе сфер влияния и так далее.

Территориальный монополизм проявляется в стремлении территориальных органов подчинить себе расположенных на данной территории товаропроизводителей, сменить диктат центра на местный и таким образом ограничить свободу производителей и их конкуренцию, закрепить административно- хозяйственные связи, жестко распределить зоны влияния.

Монополия представляет собой и самую крайнюю форму  несовершенной конкуренции, и наиболее простую с точки зрения анализа, так как большинство существующих рынков в важнейших аспектах занимают промежуточное положени между конкуренцией и монополией. Олигополия и монополистическая конкуренция, о которых речь пойдет ниже, являются более распространенными на практике, чем совершенная конкуренция или монополия. Эти промежуточные случаи являются также более сложными, чем каждый из крайних случаев.

Глава 4 
Олигополия


Олигополия- это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать  влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты. Многие промышленные продукты: сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический спирт так далее- являются стандартизированными продуктами в физическом смысле и производятся в условиях олигополии. С другой стороны, многие отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, покрышки, моющие средства, открытки, сигареты и множество бытовых электрических приборов.

Большинство из ведущих  компаний мира ведут свою деятельность в условиях олигополии.

Основной характерной  чертой структур олигополистического  типа является взаимозависимость действий различных производителей. На такого рода рынке цены на изделия, предлагаемый для продажи объем продукции, полученная какой- либо хозяйственной единицей прибыль зависят от реакции остальных хозяйственных единиц на решения первой. Позиция одного производителя в данном случае немного отличается от позиции абсолютного монополиста, который устанавливает единолично объем производимой продукции и на ее продажную цену, что позволяет ему получать максимальную прибыль. При олигополии каждый из производителей может устанавливать объем продукции, поставляемой на рынок, но ее продажная цена и, следовательно, прибыль зависят от решения всех остальных производителей.

 

Место

Компания

Страна

1

Nippon Telegraph & Telephone

Jap

2

General Electric

US

3

Royal Dutch/Shell

Nuk

4

AT&T

US

5

Exxon

US

6

Coca-Cola

US

7

Merck

US

8

Philip Morris

US

9

Toyota Motor

Jap

10

Industrial Bank of Japan

Jap

11

Roche Holding

Swi

12

Fuji Bank

Jap

13

Sumitomo Bank

Jap

14

Microsoft

US

15

Intel

US

16

Mitsubishi Bank

Jap

17

Dai Ichi Kangyo Bank

Jap

18

Procter & Gamble

US

19

Intl Business Machines

US

20

Sanwa Bank

Jap

21

Johnson & Johnson

US

22

Wal-Mart Stores

US

23

Hewlett-Packard

US

24

Du Pont (El) de Nemours

US

25

Glaxo Wellcome

UK

26

Pepsico

US

27

British Petroleum

UK

28

Nestle

Swi

29

American International Group

US

30

GTE Corp

US

31

Mobil

US

32

Allianz Holding

Ger

33

BT

UK

34

Motorola

US

35

Bristol Myers Squibb

US

36

Bellsouth

US

37

Nomura Securities

Jap

38

Sakura Bank

Jap

39

Tokyo Electric Power

Jap

40

Unilever plc/NV

Nuk

41

Pfizer

US

42

HSBC Holdings

UK

43

Hitachi

Jap

44

Berkshire Hathaway

US

45

SBC Communications

US

46

General Motors

US

47

Amoco

US

48

Matsushita Electric Industrial

Jap

49

Abbott Laboratories

US

50

Ford Motor

US


  

51

Chevron

US

52

Bank of Tokyo

Jap

53

Disney (Walt)

US

54

Singapore Telecom

Sin

55

Ameritech

US

56

Federal National Mortage Assurance

US

57

McDonalds

US

58

Lilly (Ell)

US

59

Sandoz

Swi

60

Bell Atlantic

US

61

American Home Products

US

62

Siemens

Ger

63

Citicorp

US

64

Smithkline Beecham

UK

65

Broken Hill Propritary

Aus

66

Union Bank of Switzerland

Swi

67

Mitsubishi Heavy Industries

Jap

68

BAT Industries

UK

69

Seven-Eleven Japan

Jap

70

Asahi Bank

Jap

71

Daimler-Benz

Ger

72

Tokai Bank

Jap

73

Kansai Electric Power

Jap

74

Minnesota Mining & Mfg

US

75

Nippon Steel

Jap

76

Deutsche Bank

Ger

77

Toshiba

Jap

78

Kepco

SKorea

79

Ericsson LM

Swe

80

Ciba

Swi

81

General Motors CL E

US

82

Ito-Yokado

Jap

83

Fujitsu

Jap

84

US West

US

85

Boeing

US

86

Columbia/HCA Healthcare

US

87

Gillette

US

88

Astra

Swe

89

Bankamerica

US

90

Eastman Kodak

US

91

NEC

Jap

92

Cisco Systems

US

93

Long-Term Credit Bank of Japan

Jap

94

Hong Kong Telecom

HK

95

Nynex

US

96

Mitsubishi Trust & Banking

Jap

97

Schering-Plough

US

98

American Express

US

99

Chrysler

US

100

East Japan Railways

Jap


Глава 5 
Монополистическая конкуренция


В условиях монополистической  конкуренции множество фирм производят дифференцированные продукты. Их продукция  является близкой, но не полностью взаимозаменяемой.

Я рассмотрю монополистическую  конкуренцию в сравнении с чистой конкуренцией.

Как совершенная, так  и монополистическая конкуренция  предполагает большое число продавцов, каждый из которых справедливо допускает, что его действия не будут замечены другими. Конкурентные фирмы принимают  общерыночную цену как данную, тогда как монополистический конкурент только полагает в качестве данную цену, назначенную его конкурентами. В силу того что в условиях монополистической конкуренции продукция дифференцированна, тогда как в условиях совершенной конкуренции она однородна, долгосрочное равновесие для этих двух рыночных ситуаций различается по трем важным направлениям.

Во- первых, подобно монополистам монополистические конкуренты не производят больше, так как для увеличения объема спроса на свою продукцию они были бы вынуждены снизить цену для свех покупателей.

Во- вторых, цена превышает величену предельных издержек, так что имеется разрыв между ценностью, которую потребители приписывают каждому благу, и издержками его производства. Таким образом, монополистическая конкуренция, как и монополия, не приводит к совершенно эффективному распределению ресурсов.

В- третьих, поскольку цена превосходит величину предельных издержек, каждая фирма с готовностью продавала бы больше, чем она продает по существующей цене. Подобно монополисту она не снизит цену, чтобы повысить объем спроса за пределы той точки, в которой предельныйй доход равен предельным издержкам. Но если бы новые клиенты проявили желание покупать по существующей цене, то любой монополистический конкурент получил бы прибыль от продажи им продукции. Следовательно, продавцы могут прибегать к рекламе и другим действиям по стимулированию сбыта для привлечения внимания потенциальных покупателей.

Часть 2 
Антимонопольное законодательство. 
Проблемы демонополизации в современном обществе


Глава 1 
Антимонопольное законодательство и регулирование экономики


Антитрестовское законодательство- это весьма сложная и разветвленная  сеть законов, судебных решений и  правовых норм, которая была создана  за последние сто лет. Все эти  мероприятия имеют общие корни и направлены на регулирование действий фирм и корпораций на рынке, отсекая те из них, которые признаются малоэффективными, нечестными по отношению к правам потребителя и производителя и просто вредными для широкой общественности.

При всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у нее есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи «предоставленной самой себе», превращается в конкуренцию несовершенную. А это означает, что под удар ставится экономическая демократия, которая, в свою очередь, является основой политической демократии. Поэтому еще в конце 19-го века в промышленно развитых странах Запада и прежде всего в США была осознана небходимость поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации.

Монополия означает определенную власть над ценой. А это власть может базироваться на различных  предпосылках: захват значитльной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные и явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Антитрестовское законодательство призвано не допустить развертывания разрушительной (для эффективности экономики) ограничительной деловой практики.

Наиболее разработанным  принято считать антимонопольное  законодательство США, имеющее к  тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трех китах», трех основных законодательных актах:

    • Закон Шермана (1890 год). Этот закон составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами». В этом законе также указывается, что «каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую- либо отрасль торговых операций между несколькими штатами или с иностранными государствами будет считаться правонарушителем». В поправке к этому закону от 1974 года нарушение его статей квалифицируется как «тяжкое преступление».

Федеральное правительство  США в соответствии с этим законом  имеет право привлекать к суду фирмы и деловые предприятия, причем спектр вероятных наказаний достаточно широк: от денежных штрафов до тюремного заключения, причем после введения поправки 1974 года последняя мера получила широкое распространение. На действия провинившейся фирмы может быть наложен судебный запрет, а в экстраординарных случаях суд может вынести предписание о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий, как это произошло с огромным концерном «Американ Телефон Энд Телеграф (АТТ)».

Кроме того, все частные  лица, считающие, что понесли убытки в результате нарушения кем- либо Закона Шермана, имеют право возбудить дело в суде и, в случае признания претензий обоснованными- могут получить компенсацию, втрое превосходящую стоимость нанесенного им ущерба. Такие случаи стали за рубежом в последнее время вполне обычной практикой в деятельности судебных органов.

Информация о работе Конкуренция и монополия. Проблемы демонополизации в условиях современной экономики