Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:59, реферат
Моя работа состоит из двух частей. В первой части кратко разобраны каждая из четырех основных рыночных моделей: чистая конкуренция, чистая монополия (в том числе естественная монополия, монополистическая конкуренция и олигополия). Также там есть глава, полностью посвященная практическим вопросам ведения конкурентной борьбы. В этой главе разобраны множество примеров по этому вопросу.
Лицензии. Вступление в отрасль или род деятельности могут быть ограничены государством путем выдачи лицензий.
Существует и другого рода взаимосвязь между монополией и техническим прогрессом. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной монопольной властью- это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения. Шумпетер утверждал, что фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования (похоже, они так и поступают), чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Совершенно конкурентные фирмы, напротив, не имеют сверхприбылей для инвестирования.
В Молдове большинство отраслей экономики все еще остаются в значительной мере монополизированными. В зависимости от роли в народном хозяйстве и масштабов мнополии различают государственную и межотраслевую, отраслевую, локальную, а также монополию отдельных производителей. В зависимости от сфер охвата различают технологический, организационный, управленческий, территориальный и социальный монополизм. Способы борьбы с большинством из этих типов монополий будут рассмотрены в главе «Проблемы демонополизации в экономике Республики Молдова».
Технологический тип монополии существует в форме гигантомании. Демонтаж такой монополии- процесс длительный и сложный, поскольку у на в республике в каждой отрасли сложились множество гигантов- монополистов, которые являются единственными производителями данного продукции.
Управленческий монополизм основан на сосредоточении управлнческих функций на верхних этажах вертикальных организационных структур управления, их вмешательстве в оперативно- хозяйственную деятельность нижестоящих звеньев, ограничении их самостоятельности, игнорировании горизонтальных связей, жестком распределении материальных фондов и ресурсов.
Организационная монополия-
это объединенный отраслевой и межотраслевой
монолит в виде отраслевых министерств
и ведомств, которая основана на
отстаивании своих
Территориальный монополизм проявляется в стремлении территориальных органов подчинить себе расположенных на данной территории товаропроизводителей, сменить диктат центра на местный и таким образом ограничить свободу производителей и их конкуренцию, закрепить административно- хозяйственные связи, жестко распределить зоны влияния.
Монополия представляет
собой и самую крайнюю форму
несовершенной конкуренции, и наиболее
простую с точки зрения анализа,
так как большинство
Олигополия- это отрасль,
в которой большая часть продаж
совершается несколькими
Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты. Многие промышленные продукты: сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический спирт так далее- являются стандартизированными продуктами в физическом смысле и производятся в условиях олигополии. С другой стороны, многие отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, покрышки, моющие средства, открытки, сигареты и множество бытовых электрических приборов.
Большинство из ведущих компаний мира ведут свою деятельность в условиях олигополии.
Основной характерной чертой структур олигополистического типа является взаимозависимость действий различных производителей. На такого рода рынке цены на изделия, предлагаемый для продажи объем продукции, полученная какой- либо хозяйственной единицей прибыль зависят от реакции остальных хозяйственных единиц на решения первой. Позиция одного производителя в данном случае немного отличается от позиции абсолютного монополиста, который устанавливает единолично объем производимой продукции и на ее продажную цену, что позволяет ему получать максимальную прибыль. При олигополии каждый из производителей может устанавливать объем продукции, поставляемой на рынок, но ее продажная цена и, следовательно, прибыль зависят от решения всех остальных производителей.
Место |
Компания |
Страна |
1 |
Nippon Telegraph & Telephone |
Jap |
2 |
General Electric |
US |
3 |
Royal Dutch/Shell |
Nuk |
4 |
AT&T |
US |
5 |
Exxon |
US |
6 |
Coca-Cola |
US |
7 |
Merck |
US |
8 |
Philip Morris |
US |
9 |
Toyota Motor |
Jap |
10 |
Industrial Bank of Japan |
Jap |
11 |
Roche Holding |
Swi |
12 |
Fuji Bank |
Jap |
13 |
Sumitomo Bank |
Jap |
14 |
Microsoft |
US |
15 |
Intel |
US |
16 |
Mitsubishi Bank |
Jap |
17 |
Dai Ichi Kangyo Bank |
Jap |
18 |
Procter & Gamble |
US |
19 |
Intl Business Machines |
US |
20 |
Sanwa Bank |
Jap |
21 |
Johnson & Johnson |
US |
22 |
Wal-Mart Stores |
US |
23 |
Hewlett-Packard |
US |
24 |
Du Pont (El) de Nemours |
US |
25 |
Glaxo Wellcome |
UK |
26 |
Pepsico |
US |
27 |
British Petroleum |
UK |
28 |
Nestle |
Swi |
29 |
American International Group |
US |
30 |
GTE Corp |
US |
31 |
Mobil |
US |
32 |
Allianz Holding |
Ger |
33 |
BT |
UK |
34 |
Motorola |
US |
35 |
Bristol Myers Squibb |
US |
36 |
Bellsouth |
US |
37 |
Nomura Securities |
Jap |
38 |
Sakura Bank |
Jap |
39 |
Tokyo Electric Power |
Jap |
40 |
Unilever plc/NV |
Nuk |
41 |
Pfizer |
US |
42 |
HSBC Holdings |
UK |
43 |
Hitachi |
Jap |
44 |
Berkshire Hathaway |
US |
45 |
SBC Communications |
US |
46 |
General Motors |
US |
47 |
Amoco |
US |
48 |
Matsushita Electric Industrial |
Jap |
49 |
Abbott Laboratories |
US |
50 |
Ford Motor |
US |
51 |
Chevron |
US |
52 |
Bank of Tokyo |
Jap |
53 |
Disney (Walt) |
US |
54 |
Singapore Telecom |
Sin |
55 |
Ameritech |
US |
56 |
Federal National Mortage Assurance |
US |
57 |
McDonalds |
US |
58 |
Lilly (Ell) |
US |
59 |
Sandoz |
Swi |
60 |
Bell Atlantic |
US |
61 |
American Home Products |
US |
62 |
Siemens |
Ger |
63 |
Citicorp |
US |
64 |
Smithkline Beecham |
UK |
65 |
Broken Hill Propritary |
Aus |
66 |
Union Bank of Switzerland |
Swi |
67 |
Mitsubishi Heavy Industries |
Jap |
68 |
BAT Industries |
UK |
69 |
Seven-Eleven Japan |
Jap |
70 |
Asahi Bank |
Jap |
71 |
Daimler-Benz |
Ger |
72 |
Tokai Bank |
Jap |
73 |
Kansai Electric Power |
Jap |
74 |
Minnesota Mining & Mfg |
US |
75 |
Nippon Steel |
Jap |
76 |
Deutsche Bank |
Ger |
77 |
Toshiba |
Jap |
78 |
Kepco |
SKorea |
79 |
Ericsson LM |
Swe |
80 |
Ciba |
Swi |
81 |
General Motors CL E |
US |
82 |
Ito-Yokado |
Jap |
83 |
Fujitsu |
Jap |
84 |
US West |
US |
85 |
Boeing |
US |
86 |
Columbia/HCA Healthcare |
US |
87 |
Gillette |
US |
88 |
Astra |
Swe |
89 |
Bankamerica |
US |
90 |
Eastman Kodak |
US |
91 |
NEC |
Jap |
92 |
Cisco Systems |
US |
93 |
Long-Term Credit Bank of Japan |
Jap |
94 |
Hong Kong Telecom |
HK |
95 |
Nynex |
US |
96 |
Mitsubishi Trust & Banking |
Jap |
97 |
Schering-Plough |
US |
98 |
American Express |
US |
99 |
Chrysler |
US |
100 |
East Japan Railways |
Jap |
В условиях монополистической конкуренции множество фирм производят дифференцированные продукты. Их продукция является близкой, но не полностью взаимозаменяемой.
Я рассмотрю монополистическую конкуренцию в сравнении с чистой конкуренцией.
Как совершенная, так
и монополистическая
Во- первых, подобно монополистам монополистические конкуренты не производят больше, так как для увеличения объема спроса на свою продукцию они были бы вынуждены снизить цену для свех покупателей.
Во- вторых, цена превышает величену предельных издержек, так что имеется разрыв между ценностью, которую потребители приписывают каждому благу, и издержками его производства. Таким образом, монополистическая конкуренция, как и монополия, не приводит к совершенно эффективному распределению ресурсов.
В- третьих, поскольку цена превосходит величину предельных издержек, каждая фирма с готовностью продавала бы больше, чем она продает по существующей цене. Подобно монополисту она не снизит цену, чтобы повысить объем спроса за пределы той точки, в которой предельныйй доход равен предельным издержкам. Но если бы новые клиенты проявили желание покупать по существующей цене, то любой монополистический конкурент получил бы прибыль от продажи им продукции. Следовательно, продавцы могут прибегать к рекламе и другим действиям по стимулированию сбыта для привлечения внимания потенциальных покупателей.
Антитрестовское законодательство- это весьма сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, которая была создана за последние сто лет. Все эти мероприятия имеют общие корни и направлены на регулирование действий фирм и корпораций на рынке, отсекая те из них, которые признаются малоэффективными, нечестными по отношению к правам потребителя и производителя и просто вредными для широкой общественности.
При всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у нее есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи «предоставленной самой себе», превращается в конкуренцию несовершенную. А это означает, что под удар ставится экономическая демократия, которая, в свою очередь, является основой политической демократии. Поэтому еще в конце 19-го века в промышленно развитых странах Запада и прежде всего в США была осознана небходимость поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации.
Монополия означает определенную власть над ценой. А это власть может базироваться на различных предпосылках: захват значитльной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные и явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Антитрестовское законодательство призвано не допустить развертывания разрушительной (для эффективности экономики) ограничительной деловой практики.
Наиболее разработанным
принято считать
Федеральное правительство США в соответствии с этим законом имеет право привлекать к суду фирмы и деловые предприятия, причем спектр вероятных наказаний достаточно широк: от денежных штрафов до тюремного заключения, причем после введения поправки 1974 года последняя мера получила широкое распространение. На действия провинившейся фирмы может быть наложен судебный запрет, а в экстраординарных случаях суд может вынести предписание о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий, как это произошло с огромным концерном «Американ Телефон Энд Телеграф (АТТ)».
Кроме того, все частные лица, считающие, что понесли убытки в результате нарушения кем- либо Закона Шермана, имеют право возбудить дело в суде и, в случае признания претензий обоснованными- могут получить компенсацию, втрое превосходящую стоимость нанесенного им ущерба. Такие случаи стали за рубежом в последнее время вполне обычной практикой в деятельности судебных органов.