Мониторинг цен на рынке непродовольственных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 03:12, практическая работа

Описание

Отечественному товару по-прежнему не хватает разнообразия, хотя ситуация и меняется в лучшую сторону. Но если в отношении качества белорусская обувь может успешно конкурировать с импортной обувью, то в отношении дизайна моделей и стиля обуви она заметно не дотягивает до уровня товаров зарубежных. Это приводит к низкой ее популярности среди жителей Республики Беларусь и особенно среди молодежи.

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 369.00 Кб (Скачать документ)

      МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      УО  «Белорусский государственный экономический  университет» 
 
 
 

                                                                             Кафедра экономики торговли 
 
 
 
 

Индивидуальная  работа

      на  тему: «Мониторинг цен на рынке непродовольственных товаров» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      МИНСК 2011 

ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРОДУКЦИИ 

      В качестве объекта исследования я  выбрал обувную продукцию, а конкретнее – мужскую обувь.

      На  рынке обуви в Республике Беларусь успешно функционирует порядка 20 отечественных товаропроизводителей.

      Крупнейшие  обувные предприятия в республике сосредоточены в Минске, Гродно, Гомеле, Витебске, Лиде, Бобруйске, Барановичах, Могилеве. За последние годы предприятия  частично реконструированы, часть их превратилась в акционерные общества и совместные предприятия, на которых внедряются передовые технологии западных государств.

      Лидерами  по производству обуви в Республике Беларусь является Витебская область, за ней следует г.Минск, Гомельская и Гродненская области. На сегодняшний день основными обувными предприятиями являются следующие: Минское обувное ОАО «Луч», ОАО «Красный Октябрь» (г. Витебск), ОАО «Гродненская обувная фабрика «Неман», ОАО «Обувь» (г. Могилев), ОАО «Барановичская обувная фабрика», ОАО «Бобруйская обувная фабрика», ЗАО «Сивельга» (г. Минск), белорусско-ирландское совместное предприятие ООО «Ле Гранд» (г. Минск), белорусско-германское совместное предприятие ЗАО «Отико» (г. Минск), белорусско-словенское совместное предприятие «Чевляр» (г. Минск), белорусско-испанское совместное предприятие ЗАО «Белкельме» (г. Белозерск Брестской обл.), ОАО «Лидская обувная фабрика», республиканское унитарное производственное предприятие «Барановичская обувная фабрика «Ритм», СООО «Белвест» (г. Витебск), СООО «Гомельская обувная фабрика «Труд-Стецкевич-Адамантан», белорусско-кипрское совместное предприятие ООО «БелСолета» (г. Минск), республиканское унитарное производственное предприятие «Кричевский завод резиновых изделий имени 50-летия БССР», белорусско-кипрское совместное предприятие ООО «Рейлит» (г, Минск), гомельское республиканское обувное унитарное предприятие «Труд» и СООО «Фабрика специальной обуви «Труд-НьюЛайн» (г. Гомель), СООО "Марко" (г.Витебск), ЧП "Сан Марко" (г.Витебск), мужская обувь ООО "Аграль" г. Минск, обувь ООО "БелКожаСервис" г.Витебск.

      Ассортимент мужской обуви, производимой в Республике Беларусь, беднее, чем предлагаемый для женщин. Наиболее разнообразный он у СООО «Белвест», выбор присутствует у ООО «Марко» (которое, кстати, в настоящее время вышло из состава концерна «Беллегпром»), ОАО «Гродненская обувная фабрика «Неман», СП ЗАО «Белкельме», СП ЗАО «Отико». Ассортимент остальных предприятий - ОАО «Бобруйская обувная фабрика», ОАО «Красный Октябрь», СООО «Ле Гранд», ОАО «Лидская обувная фабрика», ОАО «Обувь» (г. Могилев), СООО «Рейлит», ЗАО «Сивельга», ЧУП «Блик» (г. Барановичи),ОАО «Аграль», и ОАО «Луч» - значительно уже.

      На  белорусском кожевенно-обувном рынке  в основном представлена продукция  Китая и Турции. В Республике Беларусь на сегодняшний день функционируют  более 20 обувных предприятий. Несмотря на это, объем производства обуви за последние пятнадцать лет сократился более чем в четыре раза. Это обусловлено как экономическим кризисом и падением жизненного уровня населения, так и дефицитом кожевенного сырья на отечественных предприятиях по причине его экспорта. СООО «Белвест» и СООО «Марко» являются лидерами на белорусском обувном рынке по объему производства обуви и по времени существования.

      Надо  сказать, что, начиная с 2000 года кожевенная, меховая и обувная отрасль промышленности республики заметно снизила темпы развития. Это свидетельствует о больших объемах импорта кожевенных, меховых и обувных товаров в республику. В настоящий период валютного и экономического кризиса обувная промышленность Республики Беларусь среди всех отраслей легкой промышленности находится в наиболее выигрышном положении. Это связано с тем, что многие потребители перестали покупать обувь экстра-класса и перешли в комфорт-класс и бизнес-класс, а также недостаток импортной продукции привел к росту спроса на товары отечественных производителей.

      Отечественному  товару по-прежнему не хватает разнообразия, хотя ситуация и меняется в лучшую сторону. Но если в отношении качества белорусская обувь может успешно конкурировать с импортной обувью, то в отношении дизайна моделей и стиля обуви она заметно не дотягивает до уровня товаров зарубежных. Это приводит к низкой ее популярности среди жителей Республики Беларусь и особенно среди молодежи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ 

      Данное  исследование проводилось во множестве магазинов, составим обобщающую таблицу с минимальной, максимальной и средней ценой на наиболее популярные полуботинки мужские от различных производителей:

Таблица 1. Основные производители обувной продукции Беларуси.

Производитель Минимальная цена, руб. Максимальная  цена, руб. Средняя цена по производителю, руб.
СООО "Белвест" 102 980 312 600 194 650
СООО "Марко" 132 650 336 650 214 210
ОАО "Неман" Гродненская обувная фабрика 124 800 211 320 156 970
ОАО "Красный Октябрь" 93 500 125 850 108 400
ЗАО СП "Отико" 95 640 132 320 117 690
ЧУП "Блик" 101 000 124 000 107 060
ООО "БелКожаСервис" 126 660 202 000 167 080
ООО "Аграль" 261 000 357 000 270 290
ИООО "Аладэн" 141 680 209 900 174 100
ЗАО "Сивельга" 109 950 167 450 128 750
 

Источник: Собственная разработка на основе цен в магазинах г. Минска 

      Из  таблицы можно сделать вывод, что продукция СООО «Белвест» и СООО «Марко» имеет довольно большую разницу между самой высокой и низкой ценами. Это свидетельствует о довольно широком ассортименте выбранных нами полуботинок мужских. Довольно широкий ассортимент предлагает и Гродненская обувная фабрика «Неман».  Продукция ОАО «Красный октябрь», ЗАО СП "Отико" и ЧУП «Блик» подозрительно дешевая, у потребителя заранее может сложиться не лучшее мнение о качестве такой продукции. А вот, например, продукция ОАО «Аграль» наоборот, относительно дорогостоящая по сравнению с продукцией конкурентов. В обоих этих крайностях можно сказать, что производитель ориентируется на определенные слои населения. Остальные же предприятия имеют доступные цены на свою продукцию и довольно разнообразный ассортимент. 
 
 

     Для изучения ценовой чувствительности покупателей к изменению цен  проведём исследование на основании  цен на полуботинки мужские в ОАО «ЦУМ Минск» по адресу: г. Минск, пр. Независимости 54.

   Согласно  методу ван Вестендорпа покупателю предлагается ответить на 4 вопроса:

  1. «Какая цена на товар является настолько высокой, что вы не станете его покупать?»
  2. «Какая цена вам кажется настолько низкой, что встает вопрос о его качестве?»
  3. «Какая минимальная цена этого товара вам кажется высокой, но за которую его все-таки можно купить?»
  4. «По какой цене вы приобретет товар и будете считать, что совершили выгодную покупку?»

   В результате получается 4 типа ответов с оценками цены, которые кратко можно обозначить как «дешево», «дорого», «слишком дорого», «слишком дешево». Также строятся вспомогательные кривые «недорого» (как 100%-«дорого») и «недешево» (как 100%-«дешево»).

     Рисунок 1. Построение кривых по методу ван Вестендорпа. 

     Пересечение кривых «дорого» и «дешево» дает точку, которая называется точкой безразличия. Она соответствует цене, которую большинство покупателей не считает слишком дорогой или дешевой, им это безразлично. В нашем случае эта точка соответствует цене 220 тыс. бел. руб.

     Пересечение кривых «слишком дорого» и «слишком дешево» дает точку оптимальной цены, поскольку эта точка соответствует цене, при которой меньше всего людей отвергают продукт ввиду его высокой цены. В нашем случае эта точка соответствует цене 190 тыс. бел. руб.

     Пересечение кривых «слишком дешево» и «дорого» дает точку предельной дешевизны, она показывает нижний предел цены. У нас эта точка соответствует цене в 170 тыс. бел. руб.

     Пересечение кривых «слишком дорого» и «дешево» дает точку предельной дороговизны, она показывает верхний предел цены. У нас эта точка соответствует цене в 250 тыс. бел. руб.

     Как видно из построенного графика, границы  диапазона приемлемых цен лежат  в пределах 170 – 250 тыс. бел. руб. Этому диапазону наиболее соответствуют цены на обувь «Белвест» и «Марко», что и подтверждает популярность данных марок среди потребителей. Цены на продукцию остальных исследуемых нами производителей несколько отличаются от данного диапазона. Наиболее близко к нему подобрались ОАО "Неман" Гродненская обувная фабрика, ООО "БелКожаСервис", ИООО "Аладэн", однако их ценовые пределы несколько меньше. А вот, например, продукция ООО "Аграль" фактически превышает верхний предел приемлемых для потребителя цен, данная обувь предназначена для потребителей с более высоким уровнем доходов.

     Точка оптимальной цены, с точки зрения потребителей, должна быть около 190 тыс. бел. руб. Данная точка входит в наш диапазон приемлемых цен. По уровню средних цен наиболее близко к этой отметке расположена продукция «Белвест» (194 тыс. бел. руб.). Также близки к этой отметке средняя цена на продукцию ИООО "Аладэн" (174,1 тыс. бел. руб.) и средняя цена на продукцию «Марко» (214, 2 тыс. бел. руб.).

     Точка безразличия также входит в ценовой  предел, и несколько выше точки  оптимальной цены. Стоит отметить, что уровень средних цен по производителям ниже  точки безразличия, за исключением цен на продукцию ООО "Аграль".

     Проанализировав график, можно отметить, что продукция  «Белвест» и «Марко» объяснимо  пользуется популярностью среди  жителей г.Минска, т.к. они предлагают наиболее широкий ассортимент, сопровождаемый приемлемыми ценами, которые входят в ценовой диапазон предпочтения потребителей, а также достаточно высоким качеством своей продукции. Остальные перечисленные нами выше производители, даже при очевидно более низком уровне цен на полуботинки мужские, не пользуются достаточной популярностью у потребителей ввиду неоригинальности своей продукции, что делает выбор потребителя в пользу «Белвест» и «Марко». Но и здесь надо сказать об особенностях продукции ООО «Аграль», т.к. она также не пользуется особой популярностью у потребителей, даже при высоком уровне качества. Цены на эту продукцию существенно выше нежели цены на продукцию «Белвест» и «Марко». Так как для потребителя основным критерием выбора является соотношение цены и качества, то ситуация, сложившаяся на белорусском рынке обуви, вполне логична и объяснима.

      Кривые спроса

   Кривые  спроса строятся на основе ответов  с оценкой цен «дешево» и «дорого», т.к. вероятность покупки в этих случаях наиболее высока.

     

   Рисунок 2. Кривая спроса «дешево». 

   Как видно из рисунка, естественно при росте цены число потребителей, желающих совершить выгодную покупку уменьшается. 

     

   Рисунок 3. Кривая спроса «дорого». 

   Как видно из рисунка, опять же, по мере возрастания цены все больше потребителей называет продукт «дорогим». 
 
 

Информация о работе Мониторинг цен на рынке непродовольственных товаров