Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:14, курсовая работа
Задачи и механизм разработки ценовой политики. Оценка издержек. Анализ цен и товаров конкурентов. Особенности ценообразования при различных моделях рынка
Ценообразование в условиях монополистической конкуренции
Цены в условиях чистой монополии
Ценообразование в условиях олигополии
Цены рынка свободной конкуренции
Предприятие
самостоятельно определяет схему разработки
ценовой политики исходя из целей
и задач развития фирмы, организационной
структуры и методов
При разработке ценовой политики обычно решаются следующие вопросы:
Процесс разработки и реализации ценовой политики предприятия можно представить схематично.
Рис. 1. Этапы разработки и реализации ценовой политики предприятия
На
начальном этапе разработки ценовой
политики предприятию необходимо решить,
каких именно хозяйственных целей
оно стремится достичь с
Обеспечение сбыта (выживаемости) - главная цель предприятий, осуществляющих свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке представлено много производителей аналогичного товара. Выбор этой цели возможен в тех случаях, когда спрос потребителей по цене эластичен, а также в тех случаях, когда предприятие ставит задачу добиться максимального роста объема сбыта и увеличения совокупной прибыли путем некоторого снижения дохода с каждой единицы товара. Предприятие может исходить из предположения, что увеличение объема реализации сократит относительные издержки производства и сбыта, что дает возможность увеличить сбыт продукции. С этой целью предприятие занижает цены - использует так называемые цены проникновения - специально занижаемые цены, способствующие расширению сбыта и захвату большой доли рынка.
Постановка
цели максимизации прибыли означает,
что предприятие стремится
Цель, преследующая
удержание рынка, предполагает сохранение
предприятием существующего положения
на рынке или благоприятных
Указанные выше цели ценовой политики обычно являются долгосрочными, рассчитанными на относительно продолжительный период времени. Кроме долгосрочных предприятие может ставить и краткосрочные цели ценовой политики. Обычно к ним относятся следующие:
Исследование
закономерностей формирования спроса
на производимый продукт является важным
этапом в разработке ценовой политики
предприятия. Закономерности спроса анализируются
с помощью кривых спроса и предложения,
а также коэффициентов
Чем менее эластично реагирует спрос, тем более высокую цену может установить продавец товара. И наоборот, чем эластичнее реагирует спрос, тем больше оснований использовать политику снижения цен на производимую продукцию, так как это приводит к увеличению объемов сбыта, а следовательно, и доходов предприятия.
Цены, рассчитанные
с учетом эластичности спроса по цене,
можно рассматривать как
Для оценки чувствительности потребителей к ценам используются и другие методы, позволяющие определить психологические, эстетические и иные предпочтения покупателей, влияющие на формирование спроса на тот или иной товар.
Для осуществления
продуманной ценовой политики необходимо
анализировать уровень и
Разницу между верхней границей цены, определяемой платежеспособным спросом, и нижней границей, образуемой издержками, иногда называют полем игры предпринимателя по установлению цен. Именно в этом интервале обычно и устанавливается конкретная цена на тот или иной производимый предприятием товар.
Уровень устанавливаемой цены должен быть сопоставим с ценами и качеством аналогичных или подобных товаров.
Изучая
продукцию конкурентов, их ценовые
каталоги, опрашивая покупателей, предприятие
должно объективно оценить свои позиции
на рынке и на этой основе корректировать
цены на продукцию. Цены могут быть
выше, чем у конкурентов, если производимый
товар превосходит их по качественным
характеристикам, и наоборот, если потребительские
свойства товара уступают соответствующим
характеристикам товаров
Предприятие
разрабатывает ценовую
Предприятие может выбирать пассивную ценовую стратегию, следуя за «лидером в ценах» или основной массой производителей на рынке, или попытаться реализовать активную ценовую стратегию, учитывающую прежде всего его собственные интересы. Выбор ценовой стратегии, кроме того, во многом зависит от того, предлагает ли предприятие на рынке новый, модифицированный или традиционный товар.
При выпуске нового товара предприятие выбирает, как правило, одну из следующих ценовых стратегий.
Стратегия «снятия сливок». Суть ее заключается в том, что с самого начала появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить товар по такой цене. Снижение цен имеет место после того, как спадет первая волна спроса. Это позволяет расширить зону продажи - привлечь новых покупателей.
Такая ценовая стратегия имеет ряд преимуществ:
Основным недостатком такой стратегии ценообразования является то, что высокая цена привлекает конкурентов - потенциальных производителей аналогичных товаров. Стратегия «снятия сливок» наиболее эффективна при некотором ограничении конкуренции. Условием успеха является также наличие достаточного спроса.
Стратегия
проникновения (внедрения) на рынок. Для
привлечения максимального
Стратегия
психологической цены основана на установлении
такой цены, которая учитывает
психологию покупателей, особенности
их ценовосприятия. Обычно цена определяется
в размере чуть ниже круглой суммы,
у покупателя при этом создается
впечатление очень точного
Стратегия следования за лидером в отрасли или на рынке предполагает, что цена на товар устанавливается исходя из цены, предлагаемой главным конкурентом, обычно ведущей фирмой отрасли, предприятием, доминирующим на рынке.
Нейтральная
стратегия ценообразования
Ц = С + А + Р (С+А),
где С - издержки производства; А - административные расходы и расходы по реализации; Р- средняя норма прибыли на рынке или в отрасли.
Стратегия установления престижной цены основана на установлении высоких цен на изделия очень высокого качества, обладающие уникальными свойствами.
Выбор одной из перечисленных стратегий осуществляет руководство предприятия в зависимости от целевого ряда факторов:
Ценовые стратегии на товары, реализуемые на рынке относительно продолжительное время, могут также ориентироваться на различные виды цен.
Стратегия скользящей цены предполагает, что цена устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка (особенно оптовая цена, а розничная цена может быть относительно стабильной). Такой подход к установлению цены применяется чаще всего по изделиям массового спроса. В этом случае тесно взаимодействуют цены и объемы выпуска товаров: чем больше объем производства, тем больше у предприятия (фирмы) возможностей снизить издержки производства и, в конечном счете, цены. Приданной стратегии ценообразования необходимо: