Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:14, курсовая работа
Задачи и механизм разработки ценовой политики. Оценка издержек. Анализ цен и товаров конкурентов. Особенности ценообразования при различных моделях рынка
Ценообразование в условиях монополистической конкуренции
Цены в условиях чистой монополии
Ценообразование в условиях олигополии
Цены рынка свободной конкуренции
О ценовой дискриминации принято говорить в том случае, когда предприятие предлагает одинаковые продукты или услуги по двум и более различным ценам. Ценовая дискриминация проявляется в различных формах в зависимости от потребительского сегмента, форм продукта и его применения, имиджа предприятия, времени продажи и т.д.
Ступенчатое
снижение цен по предлагаемому ассортименту
товаров используется в том случае,
когда предприятие производит не
отдельные продукты, а целые серии
или линии. Предприятие определяет,
какие ценовые ступени
Модификация цен возможна только в пределах верхней и нижней границ установленной цены.
Ценовая
политика предприятия, эффективность
его ценового поведения на рынке
во многом зависят от конкурентной
структуры рынка. Обычно выделяют четыре
типа рынка (свободная конкуренция,
монополистическая конкуренция, олигополия
и чистая монополия), каждая из которых
характеризуется особыми
Напомним,
что рынок свободной
В условиях свободной конкуренции ни одно предприятие не оказывает заметного влияния на ценообразование; цена на товар складывается исключительно под воздействием совокупного спроса и предложения. Отдельное предприятие не имеет ценовой политики, т.е. способности регулировать цену. Оно может только приспосабливаться к рыночной цене, которая рассматривается как величина данная, задаваемая рынком. Конкурентный продавец скорее соглашается с ценой, нежели диктует ее. Обычно цена не изменяется и при расширении объемов производства.
Вместе с тем из практики известны случаи воздействия на конъюнктуру рынка путем «случайного» снижения цен. Сначала цена устанавливалась на максимально высоком уровне, а затем происходило ее медленное снижение до уровня рыночных цен. Расчет делался на то, что даже в случае кратковременного использования высоких цен предприятию все же удавалось продать какое-то количество товаров, увеличивая, таким образом, свой доход. Высокая цена должна была создавать впечатление наличия у предприятия дополнительных затрат, связанных с повышением качества. Обычно это впечатление быстро проходит, поскольку покупатель убеждается в несоответствии реального качества приобретенного им товара установленному уровню цены.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Нередко предприятия-изготовители разрабатывают разные предложения для различных сегментов потребительского рынка, а также широко используют практику введения марочных названий, различных методов личных продаж, рекламу. Нередко различия в товарах и условиях продаж носят мнимый характер. Покупатели, видя различия в предложениях, готовы платить разные цены.
Наличие
большого числа конкурентов ограничивает
контроль каждого из них над ценой.
Значительная дифференциация производимых
товаров объясняет отсутствие тесной
взаимозависимости между
В условиях монополистической конкуренции предприятие формирует цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, установленные конкурентами, а также собственные издержки производства.
При монополистической
конкуренции предприятия
Олигополия включает различные рыночные ситуации, общими для которых являются немногочисленность продавцов, всеобщая взаимозависимость производителей, а также неспособность отдельного предприятия с уверенностью предсказать ответные действия конкурентов на изменения цены или объема производства.
Обычно
выделяется несколько общих черт
олигополистического
При чистой
монополии на рынке существует один
продавец. Монополистом может быть
государственная организация, частная
регулируемая монополия или частная
нерегулируемая монополия. В каждом
из перечисленных случаев
Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение различных целей. Цена может быть установлена ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение средних доходов. Наконец, может быть установлена очень высокая цена для сокращения потребления того или иного товара (такая ситуация возможна, например, при установлении цен на алкогольные или табачные изделия).
В случае
регулируемой монополии государство
разрешает предприятию
Нерегулируемая
монополия осуществляет значительный
контроль над ценой и может
диктовать цену рынку. Однако предприятие-монополист
не всегда устанавливает максимальную
цену. Это объясняется рядом
В реальной
экономической ситуации любой из
указанных типов рынка
ВЫВОДЫ:
1. Цена
является одним из важнейших
экономических рычагов в
2. В
зависимости от характера
3. Цены подразделяются на свободные (рыночные), регулируемые и фиксированные, исходя из роли государства в определении цены.
4. Цены
классифицируются в
5. Процесс
формирования ценовой политики
предполагает постановку целей
и задач ценообразования,
6. Ценовая
политика предприятия имеет