Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:48, реферат
Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.
Введение.
Ценообразование - экономическая природа.
Ценообразования на исторических этапах развития России.
Заключение.
Список литературы:
А.Смит ввел понятие переменных затрат труда в качестве фактора ценообразования на товарных рынках. Ценообразующими он полагает затраты на рабочую силу, формируя товарную цену за счет ренты, заработной платы и прибыли.
Свою модель формирования цены представил Д. Рикардо, обозначаемую как сумму затрат труда, определяемых по принципу добавленной стоимости в рамках вертикально интегрированного производства товаров.
К.Маркс ввел понятие "общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ)", которое он полагал как основной стержень ценообразования, понимая под ним затраты, необходимые для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.
По Марксу общественно необходимые затраты труда на производство товара формируются из затрат прошлого труда (потребленных в процессе производства средствах производства - зданиях, сооружениях, машинах оборудовании, сырье, материалах) и затрат живого труда. Отсюда в стоимость товара входит стоимость потребленных средств производства и вновь созданная стоимость, образуемая живым трудом. Последняя включает в себя стоимость необходимого и прибавочного продукта.
Производство формирует предложение товаров. Рынок, рыночный спрос при такой постановке не играет главную роль. Спрос зависит от общественной потребности в конкретных товарах.
Подобная модель ценообразования
связана с выявлением общественной
потребности в различных
Нельзя не отметить наличие свойственного этой модели недостатка, каковым является явная недооценка значения рыночного спроса.
Другим известным подходом
в рассматриваемой области
Базой цены при таком подходе являются не затраты труда на производство товара, а его предельная полезность для покупателя. Размеры такой полезности определяются дополнительным выпуском данного товара в результате увеличения спроса на него. Однако, оказалось отнюдь не просто осуществлять количественные измерения полезности, определять методы ее учета.
Так было выдвинуто предложение о непосредственном измерении полезности путем подсчета субъективных оценок контр-агентов на товарном рынке, которые, определяя возможность покупки товара, опираются на собственные психологические ощущения. Позднее стали предлагать относительное измерение полезности товара на основе графического изображения потребительского выбора товара наибольшей полезности с учетом зависимости от величины дохода потребителя. Однако в реальной жизни реализовать эту концепцию оказалось невозможным.
Куда как более практичной оказалась концепция выявленных предпочтений, предложенная американским экономистом П. Самуэльсоном и его последователями. Главным в этой концепции является индивидуальный выбор потребителя, реализуемый посредством наблюдения за процессом продаж. Потребитель в рамках своего бюджета предпочитает конкретный това-ный набор из предлагаемых рынком товаров при одинаковых соотношениях цен. Самуэльсон предложил индексную функцию полезности всей массы товарных наборов, определение количественной величины полезности одних товарных наборов по сравнению с другими. Но практическая сторона ценообразования и здесь осталась в тени.
Позднее появились разработки английского экономиста А.Маршалла, подготовленные применительно к условиям свободной конкуренции, и работы его последователей Дж.Робинсона, Э. Чемберлина, А. Пигу и других. Их характерные особенности:
· рассмотрение спроса и предложения как равнозначных ценообразующих факторов;
· необходимость достижения равновесия на рынке;
· учет и анализ соотношения спроса и предложения.
Спрос, как известно, представляет сложную категорию рынка, в которой фиксируется тип рыночной структуры, характер конкурентных отношений, предложение товаров, степень их дифференциации, существующие уровни цен, финансовое положение производителей и потребителей. Представители маржинальной теории графически интерпретируют спрос, используя два наиболее важных с их точки зрения фактора - массу товарного предложения, выражающую объем производства (продаж), и складывающиеся уровни цен (издержек).
Анализ изменения отмеченных факторов открывает возможность для вывода об их обратной пропорциональной зависимости, при которой уменьшение цен вызывает рост продаж, и наоборот, что соответствует закону спроса.
Отмеченный подход существенно
меняет представления о цене, характерные
для теории трудовой стоимости. Концепция
маржинализма основана на адаптации
ценовых решений к текущему и
перспективному спросу. Ценовое решение,
не соответствующее спросу, ведет
к серьезным изменениям в хозяйственной
деятельности предприятия, результатом
чего может быть потеря конкурентоспособности
товаров фирмы, сокращение доли рынка,
ухудшение финансового
Коренным образом меняется
характер рыночного равновесия, которое
приобретает динамику. Спрос из категории
статистической переходит в категорию
динамическую. Мерой изменений выступает
трансформация объемов
Кроме того, данный подход ориентирует
участников рынка на оптимизацию
принимаемых ценовых решений, что
связано с оценкой
Ценообразования на исторических этапах развития России.
Применительно к этапам развития
России, какие бы аргументы ни приводились
в объяснение сложившейся ситуации
с ценами, требуется теоретическое
обоснование ряда положений, в том
числе и в ретроспективном
плане. Ведь цены - зеркало всей социально-экономической
политики и в своем микро-
Изучение истории
За последние десять лет прошлого века и с начала XX века до 1997 года динамика цен представляла собой следующую картину. За 1890-1893 гг. эти цены выросли на 4,6%. В период 1894-1897 гг. они снизились на 3%, за 1898-1901 гг. начался активный рост цен и их индекс составил 114,9% по отношению к 1890 г. В 1902-1903 гг. цены по сравнению с предыдущими двумя года-ми снизились на 8%, но с 1904 г. в связи с русско-японской войной они интенсивно растут и в 1904 г. индекс роста составил 4% по сравнению с 1903 г. Особенно быстрыми темпами цены росли в 1905-1907 гг. - на 21,5 % по сравнению с 1904 г. и на 31,6% по сравнению с 1890 г., что объясняется острыми политическими событиями в России. В 1908 г. цены упали на 5,8% по сравнению с 1907 годом, но уже в 1909 г. начинается их рост, и к 1914 году индекс по сравнению с 1890 г. составил 146,2%, а в 1915 году - 236,7%.
После 1915 г. и Февральской
революции продолжался
В период "военного коммунизма"
торговля была запрещена, что завершило
процесс развала
В годы "военного коммунизма"
сохранялись денежные знаки, но об их
достоинстве может
В 1921 г. был совершен поворот от прежней политики "военного коммунизма" к новой экономической политике - НЭПу. Для нее нужны были устойчивая денежная система и обоснованная политика цен. Денежная реформа была проведена в 1922-24 гг. Основы ее оказались настолько прочными, что ее влияние сохранялось при всех последующих мерах по урегулированию денежного обращения.
При изучении данной темы следует
обратить внимание на то, что вопросы
ценообразования приобрели
В 1923 г. сразу после начала денежной реформы, произошел существенный рост оптовых (в 2,8 раза) и розничных (в 2,7 раза) цен на промышленные товары, в то время как сельскохозяйственные продукты подешевели. Это расхождение в ценах получило название "ножниц". Результатом нарушения закона стоимости было затоваривание промышленной продукцией.
К середине 20-х годов были приняты меры по снижению себестоимости и ограничению прибылей в государственной промышленности, тарифов на грузовые перевозки и наценок с бытовых и торговых организаций. Были установлены стабильные цены в отраслях тяжелой промышленности, снижены оптовые и розничные цены на ряд товаров. Поскольку цены на продукцию сельского хозяйства за этот период заметно повысились (до уровня 1922 г.), ножницы цен практически были ликвидированы.
После 1926-1927 гг. начался рост
розничных цен. В 1931 г. была организована
коммерческая торговля по повышенным
ценам, а общая торговля была ограничена
введением карточной системы
и системы закрытых распределителей,
в которых действовали
В 1932-35 гг. происходило дальнейшее
повышение заработной платы и
розничных цен. Причем, рост заработной
платы в промышленности превышал
рост производительности труда, в результате
чего себестоимость превысила
В начале 30-х годов тяжелая промышленность стала нерентабельной, и убытки возрастали год от года. Для обеспечения рентабельности стали формировать цены на базе текущих издержек производства. При этом государство взяло на себя расходы по финансированию капитального строительства и расширению производственных фондов. Но "заорганизованное" управление экономикой не дало нужных результатов.
В 1936 г. была проведена реформа
оптовых цен в промышленности.
В основу цены были положены текущие
затраты на производство, а прибыль
определялась в размере 3-4 % к себестоимости.
Налог с оборота на средства производства
был сведен до минимума (0,5-1 %). Общий
уровень цен значительно
Для обеспечения финансового
маневра в ценообразовании и
гибкости цен была введена система
двух прейскурантов на товары народного
потребления. Это было осуществлено
в ходе реформы цен на продукцию
легкой промышленности в 1939 г. Механизм
ценообразования в годы первых пятилеток
широко использовался для
Во время Великой
Информация о работе Основные этапы развития ценообразования в России