Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:38, реферат
Цель работы: изучить виды цен их классификацию.
Задачи работы:
- раскрыть сущность цены как экономической и юридической категории,
- изучить виды цен в структуре ценообразования,
- определить участие в правовом регулировании ценообразования государства.
Введение
1. Цена как экономическая и юридическая категория
1.1 Система ценообразования
1.2 Цены, регулируемые государством
2. Правовое регулирование ценообразования
2.1 Правовое регулирование цен предприятий-монополистов
2.2 Санкции и ответственность за нарушение государственной дисциплины цен
Заключение
Библиографический список
регулирование.
Свобода предприятий в
ценообразовании
Выделяются три уровня подобной деятельности:
Установление государством фиксированных цен:
- в виде
государственных
- так называемое
"замораживание" рыночных
- фиксирования монопольных цен.
Регулирование государством цен посредством установления условий
ценообразования для предприятий. Такого рода ограничения осуществляются в
формах:
- фиксирования предельного уровня цен;
- выделения
максимума надбавок или
прейскурантным ценам;
- внедрения предельного значения элементов розничной цены;
- установления максимального уровня разового повышения цен;
- государственного
контроля за монопольными
продукции государственных предприятий.
Свободные (договорные) цены. Государство ограничивает степень
самостоятельности предприятий определением правил игры на рынке за счет
различных запретов. Формы таких ограничений:
- запрет
на горизонтальное
- запрещение
вертикального фиксирования
- запрещение
ценовой дискриминации (купля-
только у одного производителя);
- запрещение демпинга (продажа товаров ниже себестоимости с целью
устранения конкурентов);
- запрет
на недоброкачественную
В переходный к рынку период, в обстановке смешанной экономики рыночное
ценообразование призвано эластично сочетаться с механизмом государственного
регулирования цен на отдельные товары. Это дает возможность государству с
помощью
цен определять и реализовывать
приоритеты экономического развития.
Проблемы
России в регулировании цен.
Регулирование цен является
в полной мере адекватным для использования в эффективной рыночной
экономике. Единственным исключением является регулирование тарифов и цен в
отраслях естественных монополий, которое определяется соответствующим
законодательством. В отраслях естественных монополий регулирование
применяется в качестве неизбежной платы за экономию средств, которые были
бы потрачены на создание параллельных сетевых структур. В таких отраслях
как электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт
(точнее было бы сказать в монопольных сегментах этих отраслей) сложившиеся
сетевые структуры и технологии не позволяют развивать конкуренцию. В других
отраслях (электросвязь) развитие технологий неизбежно приводит к появлению
эффективной конкуренции там, где ранее она отсутствовала или при
насильственном ее внедрении могла бы повлечь за собой излишние издержки для
потребителей. Развитие конкуренции должно приводить к прекращению ценового
регулирования
и такая возможность
монополиях”.
Регулирование цен представляет собой сложный и чрезвычайно
дорогостоящий процесс. Известно из опыта зарубежных стран, что нередко
регулировщики оказываются «захваченными» теми крупными компаниями, которые
подлежат регулированию. Нередко это происходит через делегирование
компаниями высококвалифицированных специалистов в органы регулирования.
Однако коррупция в чистом виде также не исключается.
Опыт регулирования цен и
России в 1992–1993 годах выявил целый ряд проблем. Предприятия с
регулируемыми ценами могут:
– сокращать производство
на производство других товаров;
– завышать затраты по товарам с регулируемыми ценами;
– переносить затраты с нерегулируемых товаров на регулируемые.
Регулирование цен на товарных рынках, где присутствует конкуренция, не
имеет смысла, так как она сама в конечном итоге приведет к снижению цен.
Регулирование цен лишь подаст неправильные сигналы товаропроизводителям,
вынуждая некоторых из них прекращать производство и уходить с
соответствующего рынка, а других, наоборот, – производить ненужную
продукцию.
На монопольных рынках во многих случаях присутствует потенциальная
конкуренция как со стороны технологически близких производителей, так и со
стороны территориально близких поставщиков. Монопольно-высокая цена
привлекает новых участников (включая импортеров) к товарному рынку, а в
результате потребитель получит товар по сниженным ценам и более высокого
качества.
В годы экономической реформы регулирование цен в России получило
достаточно широкое распространение, и трудно предположить, что в настоящее
время от него смогут отказаться как региональные, так и федеральные органы
власти. Очевидно, что дело не ограничивается естественными монополиями.
Региональные власти часто применяют регулирование цен на социально значимые
товары.
Государственное
регулирование ценообразования в естественных
монополиях.
Регулирование цен и тарифов на услуги естественных монополий является
одной из достаточно хорошо оформившихся ниш в сфере нормативно-правового
регулирования
ценообразования.
К естественным
монополиям отнесены:
- транспортировка
нефти и нефтепродуктов по магистральным
трубопроводам;
- транспортировка
газа по трубопроводам;
- услуги
по передаче электрической и
тепловой энергии;
- железнодорожные
перевозки;
- услуги
транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуги
общедоступной электрической и почтовой
связи.
Цены на продукцию отраслей естественных монополистов, учитывая их
основополагающее место в хозяйстве, во многом играют определяющую роль в
ценообразовании всей экономики. Отсутствие действенного механизма
государственного
регулирования цен в
основных причин высокой инфляции, источником макроэкономических
диспропорций.
Поэтому повышение
относящихся к естественным монополиям является сегодня одной из ключевых
задач российской
экономики.
Государственное
направлено
на решение следующих основных задач:
- обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и компаний-
монополистов (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и
инвесторов);
- определение
тарифов для различных групп
потребителей на основе
затрат;
- создание экономических условий, при которых предприятиям естественных
монополий выгодно сокращать издержки, внедрять новую технику и технологии,
повышать
эффективность использования
- использование
ценового механизма
деятельности естественных монополий при проведении макроэкономической
политики;
- выравнивание или дифференциация тарифов в отдельных регионах с целью
обеспечения
их рационального развития.
В целях решения названных задач Федеральным законом «О естественных
монополиях»
предусмотрены следующие основные методы
регулирования:
- установление
цен или назначение их
- определение
потребителей для
установление
минимального уровня их обеспечения;
- контроль за деятельностью субъектов естественных монополий в области
перехода
прав собственности, инвестиций, отношений
аренды;
- контроль
за деятельностью субъектов
акционерных
капиталов.
В соответствии с существующей нормативно-правовой базой в России
сложилась двухуровневая модель регулирования тарифов на услуги
естественных
монополий в отраслях топливно-
тарифы на федеральном оптовом рынке электроэнергии (ФОРЭМ) регулируются
Федеральной энергетической комиссией (ФЭК), на региональном уровне -
региональными энергетическими комиссиями (РЭК) субъектов Федерации.
Так же на федеральном уровне ФЭК устанавливает оптовые цены на
природный газ. Регулирование тарифов региональных газораспределительных
систем, установление розничных цен на газ отнесено к компетенции РЭК. ФЭК
регулирует также тарифы, по которым работает трубопроводный транспорт
(транспортировка газа, нефти и нефтепродуктов). Полномочия по