Правовое регулирование ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:38, реферат

Описание

Цель работы: изучить виды цен их классификацию.
Задачи работы:
- раскрыть сущность цены как экономической и юридической категории,
- изучить виды цен в структуре ценообразования,
- определить участие в правовом регулировании ценообразования государства.

Содержание

Введение
1. Цена как экономическая и юридическая категория
1.1 Система ценообразования
1.2 Цены, регулируемые государством
2. Правовое регулирование ценообразования
2.1 Правовое регулирование цен предприятий-монополистов
2.2 Санкции и ответственность за нарушение государственной дисциплины цен
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 394.50 Кб (Скачать документ)

регулирование.

    Свобода  предприятий  в   ценообразовании  ограничивается  государством.

Выделяются три уровня подобной деятельности:

Установление  государством фиксированных цен:

- в виде  государственных прейскурантных  цен;

- так называемое "замораживание" рыночных свободных  цен;

- фиксирования  монопольных цен.

    Регулирование  государством  цен   посредством   установления   условий

ценообразования для предприятий. Такого рода  ограничения  осуществляются  в

формах: 

- фиксирования  предельного уровня цен;

- выделения  максимума надбавок или коэффициентов  к фиксированным

прейскурантным  ценам;

- внедрения предельного значения элементов розничной цены;

- установления  максимального уровня разового  повышения цен;

- государственного  контроля за монопольными ценами; установления цен для

продукции государственных предприятий.

    Свободные   (договорные)   цены.   Государство   ограничивает   степень

самостоятельности предприятий определением правил  игры  на  рынке  за  счет

различных запретов. Формы таких ограничений:

- запрет  на горизонтальное фиксирование  цен;

- запрещение  вертикального фиксирования цен;

- запрещение  ценовой дискриминации (купля-продажа  с нагрузкой, покупка

только  у одного производителя);

- запрещение  демпинга (продажа товаров ниже  себестоимости с целью

устранения  конкурентов);

- запрет  на недоброкачественную ценовую  рекламу.

    В переходный к рынку период, в обстановке смешанной экономики  рыночное

ценообразование призвано эластично сочетаться с  механизмом  государственного

регулирования цен на отдельные товары. Это дает  возможность  государству  с

помощью цен определять и реализовывать приоритеты экономического развития. 
 

Проблемы  России в регулировании цен. 
 

    Регулирование цен является инструментом, который не может быть  признан

в  полной  мере  адекватным  для  использования   в   эффективной   рыночной

экономике. Единственным исключением является регулирование тарифов и  цен  в

отраслях  естественных  монополий,  которое   определяется   соответствующим

законодательством.   В   отраслях   естественных   монополий   регулирование

применяется в качестве неизбежной платы за экономию  средств,  которые  были

бы потрачены  на создание параллельных сетевых  структур.  В  таких  отраслях

как электроэнергетика,  газовая  промышленность,  железнодорожный  транспорт

(точнее  было бы сказать в монопольных  сегментах этих  отраслей)  сложившиеся

сетевые структуры и технологии не позволяют  развивать конкуренцию. В  других

отраслях (электросвязь) развитие технологий неизбежно  приводит  к  появлению

эффективной  конкуренции  там,  где  ранее   она   отсутствовала   или   при

насильственном  ее внедрении могла бы повлечь за собой излишние издержки  для

потребителей. Развитие конкуренции должно приводить  к  прекращению  ценового

регулирования и такая возможность предусмотрена  в Законе РФ “О  естественных

монополиях”.

    Регулирование   цен   представляет   собой   сложный   и    чрезвычайно

дорогостоящий процесс. Известно  из  опыта  зарубежных  стран,  что  нередко

регулировщики оказываются «захваченными» теми крупными  компаниями,  которые

подлежат  регулированию.  Нередко   это   происходит   через   делегирование

компаниями  высококвалифицированных  специалистов  в  органы  регулирования.

Однако  коррупция в чистом виде также  не исключается.

    Опыт регулирования цен и рентабельности  предприятий  –  «монополистов»в

России  в  1992–1993  годах  выявил  целый  ряд   проблем.   Предприятия   с

регулируемыми ценами могут:

    – сокращать производство товаров  с регулируемыми  ценами,  переключаясь

на производство других товаров;

    – завышать затраты по товарам  с регулируемыми ценами;

    – переносить затраты с нерегулируемых товаров на регулируемые.

    Регулирование цен на товарных  рынках, где присутствует конкуренция,  не

имеет смысла, так как она сама в конечном итоге  приведет  к  снижению  цен.

Регулирование цен лишь  подаст  неправильные  сигналы  товаропроизводителям,

вынуждая  некоторых   из   них   прекращать   производство   и   уходить   с

соответствующего  рынка,  а  других,  наоборот,   –   производить   ненужную

продукцию.

    На монопольных рынках  во  многих  случаях  присутствует  потенциальная

конкуренция как со стороны технологически близких  производителей, так  и  со

стороны  территориально   близких   поставщиков.   Монопольно-высокая   цена

привлекает  новых участников (включая импортеров)  к  товарному  рынку,  а  в

результате  потребитель получит товар по сниженным  ценам  и  более  высокого

качества.

    В годы  экономической  реформы   регулирование  цен  в   России  получило

достаточно  широкое распространение, и трудно предположить, что  в  настоящее

время от него смогут отказаться как региональные, так и  федеральные  органы

власти. Очевидно, что  дело  не  ограничивается  естественными  монополиями.

Региональные  власти часто применяют регулирование  цен на социально  значимые

товары. 

  Государственное  регулирование ценообразования в естественных  монополиях. 

    Регулирование цен и тарифов  на услуги естественных  монополий   является

одной из достаточно хорошо оформившихся  ниш  в  сфере  нормативно-правового

регулирования ценообразования. 

К естественным монополиям отнесены: 

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; 

- транспортировка  газа по трубопроводам; 

- услуги  по передаче электрической и  тепловой энергии; 

- железнодорожные  перевозки; 

- услуги  транспортных терминалов, портов, аэропортов; 

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи. 

    Цены на  продукцию  отраслей  естественных  монополистов,  учитывая  их

основополагающее  место в хозяйстве, во многом  играют  определяющую  роль  в

ценообразовании   всей   экономики.   Отсутствие   действенного    механизма

государственного  регулирования цен в естественных монополиях стало одной  из

основных   причин   высокой    инфляции,    источником    макроэкономических

диспропорций. Поэтому повышение эффективности  ценообразования  в  отраслях,

относящихся к естественным монополиям является  сегодня  одной  из  ключевых

задач российской экономики. 

         Государственное  регулирование   цен  в   естественных   монополиях

направлено  на решение следующих основных задач: 

- обеспечение  баланса интересов потребителей (доступные цены) и компаний-

монополистов (финансовые результаты, привлекательные  для кредиторов и

инвесторов); 

- определение  тарифов для различных групп  потребителей на основе реальных

затрат; 

- создание  экономических условий, при которых предприятиям естественных

монополий выгодно сокращать издержки, внедрять новую технику и технологии,

повышать  эффективность использования инвестиций; 

- использование  ценового механизма государственного  регулирования

деятельности  естественных монополий при проведении макроэкономической

политики;

- выравнивание  или дифференциация тарифов в  отдельных регионах с целью

обеспечения их рационального развития. 

В  целях  решения  названных  задач  Федеральным  законом  «О   естественных

монополиях» предусмотрены следующие основные методы регулирования: 

- установление  цен или назначение их предельного  уровня; 

- определение  потребителей для обязательного  обслуживания и/или

установление  минимального уровня их обеспечения; 

- контроль  за деятельностью субъектов естественных монополий в области

перехода  прав собственности, инвестиций, отношений  аренды; 

- контроль  за деятельностью субъектов естественных  монополий при движении

акционерных капиталов. 

    В  соответствии  с  существующей  нормативно-правовой  базой  в  России

сложилась   двухуровневая   модель   регулирования   тарифов    на    услуги

 естественных  монополий в отраслях топливно-энергетического  комплекса  (ТЭК)

тарифы  на федеральном  оптовом  рынке  электроэнергии  (ФОРЭМ)  регулируются

Федеральной  энергетической  комиссией  (ФЭК),  на  региональном  уровне   -

региональными энергетическими комиссиями (РЭК) субъектов  Федерации.

    Так  же  на  федеральном   уровне  ФЭК  устанавливает   оптовые  цены  на

природный  газ.  Регулирование  тарифов  региональных  газораспределительных

систем, установление розничных цен на газ отнесено к  компетенции  РЭК.  ФЭК

регулирует  также  тарифы,  по  которым  работает  трубопроводный  транспорт

(транспортировка   газа,    нефти    и    нефтепродуктов).  Полномочия    по

Информация о работе Правовое регулирование ценообразования