Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:38, реферат
Цель работы: изучить виды цен их классификацию.
Задачи работы:
- раскрыть сущность цены как экономической и юридической категории,
- изучить виды цен в структуре ценообразования,
- определить участие в правовом регулировании ценообразования государства.
Введение
1. Цена как экономическая и юридическая категория
1.1 Система ценообразования
1.2 Цены, регулируемые государством
2. Правовое регулирование ценообразования
2.1 Правовое регулирование цен предприятий-монополистов
2.2 Санкции и ответственность за нарушение государственной дисциплины цен
Заключение
Библиографический список
регулированию
железнодорожных тарифов
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и министерством
путей сообщения. Тарифы на услуги водного транспорта внутри России
(каботаж) регулируются Министерством транспорта. Цены и тарифы на услуги
локальных монополий (коммунальные услуги, водоснабжение, муниципальный
общественный транспорт, эвакуация и переработка отходов) регулируются
муниципальными и региональными органами исполнительной власти субъектов
Федерации с учетом решений, принимаемых соответствующими законодательными
органами.
В соответствии со своими полномочиями, установленными Федеральным
законом «О естественных монополиях», перечисленные органы регулирования
выполняют
следующие основные функции:
- формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении
которых осуществляются ценовое регулирование и контроль;
- определяют
методы регулирования,
естественных монополиях”, применительно к конкретному субъекту естественной
монополии;
- контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований
указанного Федерального закона;
- вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию
законодательства о естественных монополиях.
В сфере ценообразования и контроля за ценами (тарифами) перечисленными
органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие
методы:
- ценовое регулирование посредством определения (установления) цен
(тарифов) или их предельного уровня;
- определение
потребителей, подлежащих обязательному
обслуживанию;
- установления минимального уровня обеспечения определенных групп
потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме
потребностей
в товаре.
Эти органы принимают также решения о методах и способах ценообразования
применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе
анализа его деятельности. При установлении цены (тарифа) учитывается
стимулирующая роль цены в повышении качества производимых (реализуемых)
товаров (работ, услуг) и в удовлетворении спроса на них, а также
оценивается обоснованность затрат. В число учитываемых при принятии решения
факторов
входят:
- издержки производства (реализации) товаров (услуг), в том числе
заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;
- налоги и другие платежи;
- стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях,
необходимых
для их воспроизводства и
- прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров (услуг) по
различным ценам (тарифам);
- удаленность
различных групп потребителей от
места производства товаров;
- соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу
потребителей;
- государственные
дотации и другие меры
Отсутствие системного подхода со стороны государства в области
ценообразования привело к тому, что все последнее десятилетие продолжается
рост цен на все виды топлива и электроэнергию по всем группам потребителей
и сохраняется устойчивая диспропорция между уровнем тарифов для
промышленности и потребителей, имеющих более льготные тарифы, в первую
очередь, населения и сельского хозяйства. Предпринятые в последние годы
шаги по развитию оптового рынка энергоресурсов не привели к ожидаемому
снижению тарифов, а, напротив, к их дальнейшему повышению.
Эффективность
продукцию и услуги естественных монополий оказывает значительное влияние на
функционирование предприятий реального сектора. Так, принятие
Правительством РФ в октябре 1998 г. решения о временном замораживании цен
на топливно-энергетические ресурсы позволило снизить затраты на выпуск
продукции в народном хозяйстве на рубль продукции с 92,8 коп. в 1998 г. до
83,6 коп. в 1999 г. В итоге рост затрат устойчиво отставал от цен выпуска,
рентабельность продукции повысилась с 8,1% до 18,5%, были созданы
предпосылки для роста производства.
В 2000 г. ситуация изменилась. Рост цен на продукцию ТЭК обусловил
опережающий рост затрат по отношению к росту цен на продукцию. Если в целом
по промышленности инфляция составила 31,6%, то в топливной промышленности -
55,2%, электроэнергетике - 39,9%. Следствием стало снижение рентабельности
реального сектора и рост дифференциации по объему прибыли, основной объем
которой стал концентрироваться в сырьевых отраслях.
Одна из основных причин
регулирования от естественных монополистов, представители которых часто
входят в состав этих органов. Тем самым естественным монополиям
предоставлена возможность навязывать свои «правила игры», включать в цены
все оправданные и неоправданные затраты. В итоге «проблемы» и ошибки
естественных монополистов перекладываются на плечи потребителя. Другой
причиной является отсутствие единой методологической базы ценообразования и
контроля за деятельностью естественных монополий. В связи с этим
деятельность естественных монополий не подпадает под реальный
государственный контроль.
Пока еще не сформирована
частности, необходимо сформировать законодательную базу, регламентирующую
работу регулирующих органов. Следует четко определить и разделить функции
органов регулирования на федеральном и региональном и местном уровнях,
законодательно определить процедуры разрешения конфликтов.
Одной из важнейших проблем ценообразования на продукцию
естественных монополий в сфере ТЭК является несоответствие цен на основные
виды топлива их теплотворной способности, технологичности при
использовании. Сегодня соотношение цен на газ, уголь, мазут составляет 1 :
0,74 : 5,2 и значительно отличается от соотношения цен на уголь, газ,
мазут, принятого
в мировой практике и равного
1 : 1,3 : 1,4.
Правовое регулирование
Конституция использует понятие «ценовая политика», а не
"ценообразование". Публично-правовое регулирование предполагает активное
участие в нем государства, то есть осуществление государством в данной
области определенной властной и целенаправленной деятельности - политики.
Административная деятельность государства и муниципальных образований в
области ценообразования связана и с некоторыми организационно-
политическими, не правовыми и доправовыми основами. В некотором смысле
институт публично-правового регулирования цен - это средство
государственной политики цен. Государство в лице соответствующих органов
формирует данный институт, осуществляет выбор того, какими средствами
тарифного администрирования целесообразно воспользоваться в данных
социально-экономических условиях, какие средства неприемлемы в принципе,
какие должны быть зарезервированы, определяет объем (поле) ценового
регулирования.
Наряду с непосредственным
данном поле используются и иные средства, связанные с бюджетным
регулированием, налоговой политикой, участием государства и муниципальных
образований в управлении субъектами хозяйственной деятельности. Конституция
и конституционный закон "О Правительстве", относят ценовое регулирование к
финансовой сфере, к вопросам бюджетной, финансовой, кредитной и денежной
политики. Институт публично-правового регулирования ценообразования не
имеет непосредственного отношения к финансам и финансовому праву. Предмет
института составляет совокупность взаимосвязанных общественных отношений по
государственному управлению формированием физическими и юридическими
лицами цен на отдельные товары.
Публично-правовое регулирование ценообразования не имеет
непосредственного (овеществленного) предмета (денежных средств). В этом
смысле предмет данного института сводится к нематериальному управлению.
Верным является возложение на государственные органы контрольных и
репрессивных функций и в тех отраслях, цены в которых устанавливают
муниципальные органы. Была установлена особая разновидность публично-
правовой ответственности за нарушение порядка применения регулируемых цен.
Наряду с общеизвестными видами публично-правовой ответственности (уголовной
и административной) в российской правовой реальности возникают различные