Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:41, курсовая работа
Цель данной работы – кратко ознакомиться с понятием «фондовый рынок», его участниками и регулирующей и контролирующей функцией государства.
Введение. 3
Глава 1. Корпоративные ценные бумаги. 4
§ 1.1. Ценные бумаги: понятие, свойства. 4
§ 1.2. Корпоративные ценные бумаги. 7
§ 1.3. Перспективы развития рынка корпоративных облигаций в России. 9
Глава 2. Рынок корпоративных ценных бумаг. 11
§ 2.1. Рынок акций. 11
§ 2.2. Рынок корпоративных облигаций. 14
§ 2.3. Принципы и направления формирования правовой системы регулирования рынка 17
Глава 3. Государственное регулирование фондового рынка. 23
§ 3.1. Фондовая политика. 23
§ 3.2. Механизм регулирования. 24
§ 3.3. Контрольная функция государства. 25
Заключение. 28
Список литературы.. 29
·
по определению взаимных обязательств
(клиринг);
·
депозитарная деятельность;
·
по ведению реестра владельцев ценных
бумаг, в том числе функции
номинального держателя ценных бумаг;
·
по организации торговли на рынке
ценных бумаг.
В законе также регулируются
вопросы: фондовая биржа, процедуры
эмиссии и ее этапы, обращение
ценных бумаг, раскрытие информации
о ценных бумагах для эмитентов
и профессиональных участников, использование
служебной информации. Значительная
часть закона посвящена регулированию
деятельности профессиональных участников
РЦБ, Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг и саморегулируемым
организациям профессиональных участников
РЦБ.
Вместе с тем, по
оценкам, окончательный вариант
закона содержат и противоречия. Так,
например, ст. 2 закона прямо противоречит
статье 25 закона РФ “Об акционерных
обществах”. Очевидны те преимущества,
которые предъявительские акции
дают профессиональным операторам рынка
в условиях имеющейся неразвитой
инфраструктуры. Вместе с тем следствием
этого противоречия может стать
волна конфликтов между держателями
таких акций и эмитентами в
силу возможного аннулирования выпуска
акций.
Вместе с тем
следует отметить, что в законе
практически не реализованы возможности,
связанные с применением мер
ответственности за нарушение положений,
им предусмотренных. Помимо поправок в
собственно закон, необходимы поправки
в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный
кодекс, Кодекс об административных правонарушениях
и др. Кроме того, закон требует
принятия значительного числа
В целом современное
состояние правовой базы РЦБ можно
охарактеризовать как находящееся
на этапе первоначального
- замена ранее
принятых нормативных актов на
более совершенные, отвечающие
потребностям современного
- в новых областях,
где требуется законодательно
урегулировать те или иные
экономические отношения.
На современном
этапе развития правовой базы РЦБ
требуется новый - системный - подход
в разработке и обновлении законодательства
и проведение работ по упорядочению
состава и систематизации федерального
законодательства. Принципиально назрела
необходимость уделения особого
внимания вопросам обеспечения исполнения
требований законодательства и согласования
и увязки норм, регламентирующих предпринимательскую
деятельность на рынке ценных бумаг,
с положениями, урегулированными другими
отраслями права - административным,
гражданским-процессуальным, уголовным
и уголовно-процессуальным. Такой
подход предусматривается, в частности
в Концепции развития рынка ценных
бумаг в Российской Федерации, утвержденной
указом Президента РФ № 1008 от 1 июля 1996
г. “Об утверждении Концепции
развития рынка ценных бумаг в
Российской Федерации”.
К основным принципам
развития нормативной правовой базы
РЦБ должны относиться:[20]
- развитие нормативной
правовой базы рынка как часть
- преемственность
в развитии нормативной
- декларирование
политики в области
- использование гражданского
права как основы для развития
специальной нормативной
- преимущественная
и всесторонняя защита
- введение административной
и уголовной ответственности
за наиболее опасные
- создание разнообразных
форм компенсаций, систем
- обеспечение инвесторов
полной и достоверной
- усиление государственного
контроля за соблюдением
- создание равных
условий и обеспечение
- создание системы
независимого общественного
Среди основных направлений
развития нормативной правовой базы
РЦБ необходимо выделить:[21]
- ужесточение требований
по капитализации
- ужесточение требований
к профессиональной
- развитие и закрепление
в законодательных и иных
- развитие и ужесточение
нормативной правовой базы, регулирующей
выпуск и обращение
- введение новых
процедур лицензирования и
- стимулирование
концентрации торговли ценными
бумагами на организованных
- совершенствование
системы административных и
- постепенное увеличение
степени открытости рынка для
иностранных инвесторов и
- введение системы
специальных требований и
- ужесточение требований
к профессиональным участникам
рынка, обслуживающим все
- введение процедур
сертификации инвестиционных
Глава 3. Государственное регулирование фондового рынка
§ 3.1. Фондовая политика
Государственная экономическая
политика является структурной и
состоит из нескольких отдельных
политик - финансовой, налоговой, инвестиционной,
инновационной.
Фондовая политика,
как и любая другая, включает принципы,
методологию, стратегию и тактику.
Фондовая политика
- это государственная политика,
поэтому ее следует рассматривать
в аспекте роли государства в
сфере выпуска и оборота ценных
инвестиционных бумаг. Эту роль можно
толковать как функцию
Решение глобальных
задач невозможно без регулирования
фондового рынка государством. Это
обстоятельство дополнительно усиливается
тем, что фондовому рынку присущее
движение капиталов, которое обеспечивается
оборотом разнообразных видов ценных
бумаг и их производных, которые
находятся в тесной зависимости
от законодательной базы и системы
правоотношений собственности. Не случайно,
как свидетельствует опыт экономически
развитых стран, фондовый рынок есть
одним из наиболее регламентированных
и "зарегулированных" в отличие,
например, от товарных или валютных
рынков. Тот же опыт свидетельствует
о том, что на фондовом рынке постоянно
сталкиваются интересы разных его участников.
Итак, и в этом отношении роль
государства, как регулирующего
органа, очень важна. Только государство
имеет средства и возможности
для серьезного противодействия
отрицательным проявлениям на свободном
рынке ценных бумаг.
Вместе с тем
не следует забывать, что фондовый
рынок развивается лишь тогда, когда
государство не превышает границ
своего непосредственного
§ 3.2. Механизм регулирования
Стратегия и тактика
фондовой политики фиксируются в
нормативно-правовых и методических
документах. Законодательное регулирование
фондового рынка России - это многоуровневая
структура, в основу которой положены
конституционные принципы. Законодательное
регулирование отношений и
1. "О ценных
бумагах и фондовой бирже"
2. "О государственном
регулировании рынка ценных
3. "О хозяйственных
обществах.
С целью приведения
в соответствие фондового рынка
и его дальнейшее развитие Президентом
РФ на протяжении нескольких лет были
подготовлены указы, среди которых
наиболее значащим для фондового
рынка стали "О корпоратизации",
"Об Инвестиционных фондах и инвестиционных
компаниях", "О Государственной
комиссии по ценным бумагам и фондового
рынка".
Для обеспечения
проведения финансовой и инвестиционной
политики в России в соответствии
с законами РФ и указами Президента
для оперативного осуществления
соответствующих мероприятий и
развития фондового рынка Кабинет
Министров РФ в рамках своей компетенции
издает постановления и распоряжения,
в том числе относительно обработки
соответствующих
Координацию деятельности
государственных органов по вопросам
функционирования в России рынка
ценных бумаг возложен на Государственную
комиссию по ценным бумагам и фондового
рынка. Для этого создан Координационный
совет, в состав которого входят руководители
вышеназванных государственных
органов.
§ 3.3. Контрольная функция государства
Основную задачу
о внедрении контрольного механизма
взяла на себя Государственная комиссия
по ценным бумагам и фондовым рынкам.
В этом можно убедиться, ознакомившись
с перечнем полномочий, которыми наделена
Комиссия в соответствии с действующим
законодательством РФ. Ей предоставлено
право:[23]
♦
проводить проверки и ревизии участников
фондового рынка;
♦
контролировать достоверность информации,
которая подается эмитентами и лицами,
которые осуществляют профессиональную
деятельность на фондовом рынке, и ее соответствие
установленным стандартам;
Информация о работе Российский рынок корпоративных ценных бумаг