Рынки ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 07:05, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования рынка ценных бумаг, а также отображение специфики обращения ценных бумаг в Российской Федерации.
Задачи:
-ознакомиться с видами ценных бумаг и дать им краткую характеристику;
-рассмотреть сущность, функции рынка ценных бумаг, определить участников данного рынка,

Содержание

Введение
1.Основные элементы и виды рынков ценных бумаг
1.1 Участники рынка ценных бумаг и виды профессиональной деятельности на нем
1.2 Биржевой рынок
1.3 Внебиржевой рынок
2 Система государственного регулирования РЦБ в РФ
2.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг
2.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг
3. Реформирование системы государственного регулирования РЦБ России и перспективы его развития

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Рынок ценных бумаг. Его характеристика и перспек.doc

— 255.00 Кб (Скачать документ)

- отсутствие физического места встречи продавцов и покупателей;

- компьютеризированные торговые места располагаются непосредственно в офисах фирм, торгующих ценными бумагами, или непосредственно у их продавцов и покупателей;

- отсутствие публичного характера процесса ценообразования, автоматизация процесса торговли ценными бумагами;

- непрерывность во времени и пространстве процесса торговли ценными бумагами.

В зависимости  от сроков, на которые заключаются сделки с ценными бумагами, рынок ценных бумаг подразделяется на кассовый и срочный.

  • Кассовый рынок (рынок «спот», рынок «кэш») — это рынок немедленного исполнения заключенных сделок. При этом чисто технически это исполнение может растягиваться на срок до одного-трех дней, если требуется поставка самой ценной бумаги в физическом виде.

 

  • Срочный рынок ценных бумаг — это рынок с отсроченным, обычно на несколько недель или месяцев, исполнением сделки.

Наибольших  размеров достигает кассовый рынок  ценных бумаг. Срочные контракты на ценные бумаги в основном заключаются на рынке производных инструментов.

В зависимости  от инструментов, обращаемых на рынке, его делят на:

денежный — срок обращения инструментов на этом рынке не более одного года (вексель, чек, банковский сертификат, краткосрочные облигации);

рынок капиталов (инвестиционный рынок) — срок обращения инструментов более одного года (акции, среднесрочные и долгосрочные облигации).

2. Система государственного регулирования РЦБ в РФ

2.1 Цели  и принципы регулирования рынка ценных бумаг

 Регулирование  рынка ценных бумаг необходимо  для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:

-   государственное  регулирование; 

- регулирование  со стороны профессиональных  участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Государство может передать часть своих функций по регулиро­ванию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

-   общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка.

 Регулирование  рынка ценных бумаг нацелено  на:

- поддержание  порядка на рынке, создание  нормальных условий для работы  всех участников рынка; 

- защиту участников  рынка от недобросовестности  и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

- обеспечение  свободного и открытого процесса  ценообразования на ценные бумаги  на основе спроса и предложения; 

- создание эффективного  рынка, на котором всегда имеются  стимулы для предпринимательской  деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;

- формирование (в определенных случаях) новых  рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;

- достижение  каких-либо общественных результатов  (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

 Процесс  регулирования на рынке ценных  бумаг включает в себя:

- создание нормативной  базы функционирования рынка  — разработку законов, постановлений,  инструкций, правил, методических положений  и других нормативных актов, кото­рые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

- отбор профессиональных  участников рынка, соответствующих  определенным требованиям по  знаниям, опыту и капиталу;

- контроль за  выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

- систему санкций  за отклонение от норм и  правил, установленных на рынке. 

 Принципы  регулирования российского рынка  ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономических условий и при этом отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основными принципами регулирования являются:

- разделение  подходов в регулировании отношений  между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рынка—с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным, во втором — отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

- выделение  из всех видов ценных бумаг  так называемых инвестиционных  — выпускаемых массово, сериями,  рынок которых может быть быстро  организован. Именно такие бума­ги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку оперируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

- максимально  широкое использование процедур  раскрытия информации обо всех  участниках рынка — эмитентах,  крупных инвесторах и профессиональных участниках;

- обеспечение  конкуренции как механизма объективного  повышения качества услуг и  снижения их стоимости. Все  субъекты регулирования имеют  равные права перед регулирую­щими  органами;

- разделение  полномочий между регулирующими  органами. Нормотворчество и нормоприменение не могут совмещаться в одном лице;

- обеспечение  гласности нормотворчества, широкое  публичное обсуждение путей решения проблем рынка;

- соблюдение  принципа преемственности российской  системы регулирования рынка  ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции;

- оптимальное  распределение функций регулирования  рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления - коммерческими и общественными организациями.

 Роль государства  в регулировании рынка ценных  бумаг сводится к следующему:

- идеологическая  и законодательная функция (концепция  развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);

- концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь на опережающее создание инфраструктуры;

- установление  «правил игры» (требований к  участникам операционных учетных стандартов);

- контроль за  финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инве­стиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

- создание системы  информации о состоянии рынка  ценных бумаг, ее открытость для инвесторов;

- формирование  системы защиты инвесторов от  потерь (государственные или смешанные  схемы страхования инвестиций);

- предотвращение  негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискально-го, налогового);

- предупреждение  чрезмерного развития рынка государственных  ценных бумаг (отвлекающего часть  денежного предложения инвестиционных  ресурсов на покрытие непроизво­дительных расходов государства).

 Большинство  этих задач в настоящее время  еще не нашло своего решения  либо находятся в стадии проработки.

Государство выступает  также:

- крупнейшим  эмитентом (финансирование государственного  долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков, централизованные ка­питальные вложения через инвестиции в ценные бумаги);

- макроэкономическим  регулятором, используя инструменты  рынка ценных бумаг в операциях  на открытом рынке для проведения своей денежной политики;

- крупнейшим  дилером на рынке государственных  ценных бумаг. 

 

2.2 Государственное  регулирование рынка ценных бумаг 

 Государство  на российском рынке ценных  бумаг выступает в качестве:

- инвестора  - при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;

- эмитента - при  выпуске государственных ценных  бумаг; 

- профессионального  участника - при торговле акциями  в ходе приватизационных аукционов;

- регулятора  — при написании законов и  подзаконных актов;

- верховного  арбитра в спорах между участниками  рынка - через систему судебных органов.

  Государственное регулирование  рынка ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

 Система  государственного регулирования рынка включает:

- государственные  и иные нормативные акты;

- государственные  органы регулирования и контроля.

 Государственное  управление рынком имеет следующие  формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.

 Прямое, или  административное, управление рынком  ценных бумаг со стороны государства  осуществляется путем: 

- установления  обязательных требований ко всем  участникам рынка ценных бумаг; 

- регистрации  участников рынка и ценных  бумаг, эмитируемых ими;

- лицензирования  профессиональной деятельности  на рынке ценных бумаг; 

- обеспечения  гласности и равной информированности  всех участников рынка; 

- поддержания  правопорядка на рынке. 

 Косвенное,  или экономическое, управление  рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

- систему налогообложения  (ставки налогов, льготы и освобождение  от налогов);

- денежную политику (процентные ставки, минимальный  размер заработной платы и др.);

- государственные  капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых  ресурсов и др.);

- государственную  собственность и ресурсы (государственные  предприятия, природные ресурсы  и земли).

 Структура  государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Подобную сложность обусловливают:

- смешанная  (банковская и небанковская) модель  рынка, в результате в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы;

- масштабная  приватизация, в ходе которой  значительная часть государственных предприятий превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды, произошло в огромных масштабах первичное размещение акций приватизированных предприятий. Все это привело к активному вмешательству в регулирование рынка приватизационного агентства (Мингосимущества России);

- неустойчивость  и конкуренция российских властных  структур.

 К  основным государственным органам,  регулирующим рынок ценных бумаг в России относятся:

 а) Главное  правовое управление и Контрольное  управление Администрации Президента  РФ - первое непосредственно участвует  в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг;

 б) Правительство  РФ - Правительство РФ осуществляет  общее руководство развитием  рынка ценных бумаг через федеральные  органы исполнительной власти, ведет  законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актов (Мингосимущество, Минфин, Минэкономики России и т.д.). Порядок указанной работы утвержден постановлением Правительства РФ «Об утверждении временного Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» от 19 июня 1994 г. № 733;

 в) Федеральная  служба по финансовым рынкам (ФСФР) - образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, согласно которому ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

Информация о работе Рынки ценных бумаг