Уровни государственного контроля над ценами в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:47, доклад

Описание

Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран.

Работа состоит из  1 файл

Уровни государственного контроля над ценами в России.docx

— 129.37 Кб (Скачать документ)

Для пресечения монополистической деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение  на рынках. Министерством по антимонопольной  политике РФ введены «Временные методические рекомендации по выявлению монопольных  цен». В соответствии с этими рекомендациями выявление злоупотреблений и  доказательства применения монопольных  цен осуществляются на основе анализа  рынков, динамики цен, издержек и прибыли.

С 1 мая 1994 г. в  соответствии с постановлением Правительства  РФ от 22.04.94 г. «О мерах по совершенствованию  системы тарифов на электроэнергию»  тарифы на электроэнергию утверждаются региональными энергетическими  комиссиями; в частности, на коммунально-бытовые  нужды населения тарифы устанавливаются  не выше себестоимости производства и транспортировки электроэнергии в регион и рентабельности к себестоимости  в размере 5%.

Сегодня уже  можно сказать, что одномоментный  скачок в рынок в нашей стране не получился, и необходима кропотливая  работа по формированию рынка, конкурентной среды и конкурентного ценообразования, включая создание соответствующей  законодательной и нормативной  базы.

В России все  еще нет закона о ценообразовании, который бы создавал законодательную  базу для реализации основ ценовой  политики, отнесенных новой конституцией к ведению РФ. Такие законы действуют  во многих странах с развитой рыночной экономикой и уже приняты в  некоторых странах ближнего зарубежья.

В документах Правительства  РФ о дальнейшем развитии реформ и  стабилизации экономики России почти  нет упоминания о ценовой политике. Одной из важнейших и острейших  проблем отводится явно третьестепенная  роль. Отсутствуют правила поведения  партнеров при монопольном предложении  товаров и услуг.

В странах с  развитой рыночной экономикой конкурентная среда, основанная на устойчивом товарном предложении, поддерживает относительную  стабильность цен, делает невозможным  для отдельного производителя или  посредника произвольное резкое повышение  цен. Строго говоря, в этих странах  практически нет свободного ценообразования, а есть конкурентное ценообразование, дополненное государственным регулированием цен на монопольную продукцию  и отдельные, социально значимые товары и услуги (в Англии – молоко, в Японии – рис и т.д.).

В обозримом  периоде выпуск основных базовых  видов продукции производственно-технического назначения (металла, химической продукции  и др.) сохранит монопольный характер без реальных конкурентных ограничений  роста цен. Еще больше обостряется  положение с монопольным ростом цен, когда происходит приватизация технологически взаимосвязанных производств (комбинатов, комплексов) по частям. Вместо одного крупного монополиста образуется несколько средних и мелких, и  каждое приватизированное производство (отделение, цех и др.) устанавливает  монопольные цены со своей прибылью на полуфабрикат, узлы, детали, услуги, что приводит к раскрутке цен  на конечную продукцию.

Поэтому, не создав конкурентного ценообразования, правительство, по-видимому, поторопилось с отменой  с 1 января 1994 г. государственного регулирования  цен и тарифов на продукцию  и услуги предприятий-монополистов, осуществлявшегося в 1992–1993 гг.

Правда, по продукции  естественных монополий (железнодорожный  транспорт, электроэнергия, связь, газ) применяется государственное регулирование  цен.

Несколько по-иному  обстоят дела в регионах. Там к  монополистам было отнесено большинство  молокозаводов, хлебопекарных предприятий, предприятий, обеспечивающих водоснабжение  и предоставляющих услуги связи. Регулирование в регионах цен  на монопольную продукцию в определенной степени способствовало огра­ничению роста цен на эти виды товаров и услуг и позволило обеспечить контроль за ценами и наблюдение за их динамикой в условиях отсутствия конкуренции на рынках. Так, распоряжением Правительства г. Москвы от 05.07.97 г. № 585-РЗП определен перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В целях усиления государственного влияния на создание оптимальной системы цен, позволяющей  сочетать интересы государства, производителя  и потребителя, в хозяйственную  практику следовало бы ввести две  формы соглашений.

Первая –  трехсторонний договор между  правительством, профсоюзами и предприятиями, предусматривающий обязательства  и ответственность сторон по допустимому  росту цен и зарплаты, социальной защите населения. Вторая форма –  договоры на уровне хозяйственных субъектов  с учетом стратегии их развития, конъюнктуры рынка, возможных цен  реализации и их соотношений с  допустимым ростом цен по первому  соглашению.

Наиболее целесообразным является заключение по технологической  цепочке ценовых соглашений, предусматривающих  двусторонние или многосторонние связи  нескольких изготовителей продукции  с учетом конечного спроса. Например, производство чугуна – производство стали – производство проката – производство заготовок (литье, поковка, штамповка), комплектующих изделий, узлов, деталей – производство машин, оборудования и приборов; с/х – производство продуктов питания – торговля. Ценовые соглашения могут заключаться также между производствами и предприятиями, заинте­ресованными во взаимных поставках продукции, например, между предприятиями электроэнергетики и алюминиевой промышленности. При этом стороны согласовывают формы, методы и сроки регулирования цен, а также взаимный обмен информацией по уровню затрат, размерам прибыли и направлением ее использования. Эта вторая форма соглашения должна быть основной.

Широкое использование  условных договоров могло бы превратить инфляцию с непредсказумыми результатами, какой она сейчас является, в управляемый процесс.

Идея ценовых  соглашений может быть реализована  только при условии, что каждый руководитель предприятия будет иметь информацию о ценовых намерениях всех своих  поставщиков.

Значительным  государственным мероприятием в  области регулирования ценовой  политики стало соглашение «О совместных действиях по стабилизации цен и  сокращению взаимных неплатежей», подписанное  Министерством путей сообщения, Министерством топлива и энергетики, Комитетом РФ по металлургии, российской акционерной компанией «Единая  энергетическая система» и компанией  «Российский уголь». Это соглашение связало перечисленные организации обязательством проводить скоординированную ценовую политику, предоставляя друг другу товары и услуги по льготным ценам (вплоть до уровня издержек) и перекрестно субсидируя друг друга за счет продаж своих товаров.

Это соглашение, являясь по существу картельным документом о ценах, имеет большой смысл, поскольку развязывает узел неплатежей между этими отраслями, позволяя им развиваться в сложных условиях переходной экономики. Позднее к  организациям, подписавшим данное соглашение, присоединились и другие министерства и ведомства РФ: Комитет по машиностроению, Министерство по атомной энергии, Комитет  по химической и нефтехимической  промышленности и Федеральная служба лесного хозяйства. В результате расширилась база для проведения различными взаимосвязанными предприятиями  скоординированной ценовой политики.

Государственное регулирование цен изменяется в  зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных  ситуациях – в периоды ускорения  инфляции, роста дефицитности отдельных  продуктов, необходимости быстрой  перестройки экономики и ослабевает по мере выхода страны из кризиса.

В странах с  динамичной, сбалансированной рыночной экономикой цены регулируются в меньшей  степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается и  происходит постепенный переход  к свободному ценообразованию.

Как только на рынке  создаются условия для конкуренции, государственное регулирование  цен зачастую отменяется.

Значительное  влияние на уровень и динамику цен оказывает налоговая система. От размера налогов напрямую зависит  динамика цен и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены, тем шире инфляционный размах. Любой производитель старается  перенести налог через цену товара на потребителя. Одновременно го­сударство, получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Отсюда для того, чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшать налоговые ставки. Современная налоговая политика в развитых странах мира направлена в сторону снижения налогов. В США, например, доля налогов на прибыль в доходах федерального бюджета не превышает 8%, в то время как в России она до последнего времени составляла около 20%. Последние мероприятия Правительства РФ направлены на уменьшение налогового бремени прежде всего для производителей товаров.

Прямые методы контроля за ценами должны не противопоставляться  косвенным, а сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры по косвенному воздействию на процессы ценообразования в этом случае дополняются непосредственными прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения цен, при помощи «замораживания» или «блокирования» их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства вмешивается в решения предприятий и фирм относительно уровня цен на продукцию.

Эффективность различных методов установления цен зависит от правильного выбора условия для их применения. Получивший распространение в нашей экономике  метод регулирования цен через  уровень рентабельности к издержкам  производства практически не используется в мировой практике, так как  предприятия не заинтересо­ваны в снижении издержек производства. В то же время уровень цен за рубежом регулируется через ограничения получения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

Эффективность государственного регулирования цен  во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия  на экономику. Так, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых  ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.

Как уже отмечалось, одним из важных направлений государственного регулирования цен является контроль за ценами на продукцию предприятий-монополистов. При этом государственное регулирование цен на продукцию, производимую предприятиями-монополистами, введено с целью предупреждения, ограничения и пресечения нарушений государственной дисциплины цен и злоупотреблений, связанных с доминирующим положением товаров на рынке.

Предприятия-монополисты  контролируются в части соблюдения ими существующих правил ценообразования  и обоснованности получения прибыли  по той номенклатуре товаров, по которой  данные предприятия являются монополистами.

При этом контроль осуществляется федеральными или местными органами, на которые возложены функции  регулирования цен и контроля за их применением.

Продукция, по отношению  к которой применяется государственное  регулирование цен, реализуется  предприятиями-монополистами по регулируемым ценам. На остальную продукцию, товары и услуги устанавливаются свободные  рыночные цены.

При нарушении  предприятиями-монополистами антимонопольного законодательства, выражающемся в необоснованном завышении свободных цен на свою продукцию, в отношении их товаров  применяется государственное регулирование  цен.

В тех случаях, когда предприятия-монополисты допускают  нарушение государственной дисциплины цен, к ним применяются меры экономического и административного воздействия, предусмотренные Законом РФ «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках». К  таким мерам относятся перечисление в доход бюджета полученной от завышения цен и тарифов прибыли, а также штрафы в тех же размерах.

Регулирование цен государством в России за последние  годы было введено по продукции, которая в конечном счете определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельным социальным товарам и услугам. Цены же на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, например, меха, ковры, хрусталь, драгоценные ме­таллы, видеомагнитофоны и др., даже при их монопольном производстве формируются только исходя из реального спроса без каких-либо ограничений их уровней рентабельности и цен.

Определенный  порядок ценообразования установлен и в биржевой торговле. Так, Закон  РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»  от 20.02.1992 г. предусматривает, что биржа  не может устанавливать уровни и  пределы цен на биржевой товар, так  как цены здесь должны быть свободными, а не регулируемыми. В случаях нарушения установленного биржей порядка контроля за механизмом ценообразования Комиссия по товарным биржам при Министерстве по антимонопольной политике РФ может применить штраф в размере 50 тыс. руб. Меры по контролю за ценами устанавливаются в рамках правил биржевой торговли. Эти меры призваны предотвращать резкое повышение или понижение цен, искусственное завышение или занижение уровней цен, распространение ложных слухов, а также сговора продавцов с целью воздействия на цены.

В Российской Федерации  разработан и действует определенный порядок применения экономических  санкций за нарушение государственной  дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями России действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию. Так, к предприятиям, допустившим при реализации продукции, товаров и услуг нарушения государственной дисциплины цен и получившим в результате этого излишние суммы, применяются экономические санкции, заключающиеся в бесспорном изъятии этих сумм из прибыли предприятий в доход бюджета. В таком же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф.

К нарушениям государственной  дисциплины цен, в частности, относятся:

- завышение регулируемых государством цен и тарифов на товары и услуги, в том числе фиксированных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и тарифов;

Информация о работе Уровни государственного контроля над ценами в России