Уровни государственного контроля над ценами в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:47, доклад

Описание

Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран.

Работа состоит из  1 файл

Уровни государственного контроля над ценами в России.docx

— 129.37 Кб (Скачать документ)

- завышение установленных надбавок (наценок) к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, а также непредоставление установленных скидок;

- применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке;

- завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня и т.д.

Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях экономики России осуществляется Инспекцией по ценам Департамента цен Министерства экономического развития и торговли РФ и органами ценообразования и контроля за ценами республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На предприятиях торговли и общественного питания контроль за ценами осуществляется также органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в установленном порядке.

Предприятие, самостоятельно выявившее нарушение государственной  дисциплины цен и получившее в  результате этого излишние суммы, независимо от своего финансового состояния  вносит их в бюджет за счет прибыли, остающейся обычно в распоряжении предприятия  после уплаты налогов и других обязательных платежей. При этом обязательным для данного предприятия является одновременное снижение цены на свою продукцию, товары и услуги.

Суммы, полученные в результате нарушения государственной  дисциплины цен и подлежащие изъятию  в доход бюджета, определяются как  разница между фактической выручкой от реализации продукции, работ и  услуг по завышенным ценам и тарифам  и стоимостью этой продукции, работ, услуг по ценам и тарифам, сформированным в со­ответствии с действующим законодательством.

Для предприятий-монополистов, а также для других предприятий, на продукцию которых установлены  предельные уровни рентабельности, изъятию  подлежат суммы, полученные за счет превышения предельного уровня рентабельности в целом по группам или видам  продукции, товаров и услуг.

Контроль за ценами с применением экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен распространяется на все хозяйствующие субъекты, расположенные на территории России, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность.

Следует отметить острую необходимость прямого государственного контроля прежде всего над монопольными рынками. Там, где признана естественной государственная монополия, например, в оборонной промышленности, фундаментальной науке и т.п., уместно настоящее, полномасштабное администрирование. Это и текущее, и долгосрочное планирование производства, издержек и цен, и прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, и гарантированное материально-техническое снабжение, и цен­трализованные государственные закупки. Вполне допустимо административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые относятся к монополии государства. Оно может осуществляться путем введения жестких акцизных ставок, планирования цен или какими-то иными способами.

Мировая практика знает немало комбинаций различных  методов регулирования рынков. Одни методы – как экономические, так  и административные – выполняют  в политике государства роль несущей  конструкции и направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают  в качестве амортизаторов и предназначены  для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих государственное  регулирование рыночной экономики.

Информация о работе Уровни государственного контроля над ценами в России