Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:02, курсовая работа
В связи со стремительным развитием машиностроения к качеству изделий предъявляются все более высокие требования. Важнейшим условием обеспечения и повышения эффективности машиностроения является взаимозаменяемость изделий. При этом принципам взаимозаменяемости подчиняется не только производство (проектирование и изготовление), но и эксплуатация и ремонт.
Взаимозаменяемость обеспечивается комплексом мероприятий, главные из которых основаны на стандартизации. Главной задачей стандартизации является создание системы нормативно-технической документации, устанавливающей требования к качеству изделий, и обязательной к исполнению в соответствии со стандартом.
Введение_______________________________________________________
1. Расчет и выбор посадок гладких цилиндрических соединений
1.1 Выбор посадок методом аналогии____________________________
1.2 Расчет посадки с натягом ___________________________________
1.3 Расчет посадки подшипника качения_________________________
2. Выбор средств измерения и контроля ____________________________
3. Нормирование точности размеров, формы, расположения и
шероховатости поверхностей___________________________________
3.1. Нормирование точности размеров, формы, расположения и
шероховатости поверхностей на рабочем чертеже детали________
3.2. Построение графика изменения зависимого допуска расположения
поверхностей________________ _____________________________
Список использованной литературы______________
№ варианта | Размеры соединения, мм | Материал, термообработка | Шероховатость, мкм | Воспринимаемая
нагрузка |
Метод сборки | Температура рабочего пространства при сборке, ºС | Рабо-чая температура вала и вту-лки, ºС | ||||||
d | D1 | d2 | l | втулки | вала | Rad | RaD | осевая сила, Ро кН | крутящий момент Мк, Н×м | ||||
4 |
40 |
20 |
120 |
45 | Сталь 20 | Сталь 45 | 0,8 | 1,6 | 50 | - | Под прессом со смазкой | 18 | 20 |
1.2.1.
Расчёт натяга
Определение значения минимального расчётного натяга (мм), при одновременном действии осевой силы :
,
где - коэффициент трения при распрессовке: = 0,4 (т.к. в данном случае и вал и втулка сделаны из одного материала Сталь, и метод сборки под прессом со смазкой); Мпа – коэффициенты модуля упругости материала ( Сталь углеродистая); - коэффициенты Ляме.
Коэффициенты Ляме находятся по следующим формулам:
где - коэффициенты Пуассона.
Находим
:
Определим значение максимального расчётного натяга (мм):
, где в качестве наименьшее из и .
Допускаемое напряжение на контактной поверхности вала:
где - предел текучести материала вала.
где - предел текучести материала втулки.
Значит: МПа.
Определяем значение функциональных натягов и , принимаемых в качестве предельно допустимых (мм):
; ,
где - поправка, учитывающая смятие неровностей контактной поверхностей деталей при образовании соединения.
- поправка, учитывающая различие рабочей температуры деталей и и температуры помещения при сборке , различие коэффициентов линейного расширения материалов соединяемых деталей и :
где
(Сталь углеродистая);
- разности между рабочей температурой
соответственно вала
и втулки
и температурой
рабочего пространства при сборке
.
Находим разности температур:
Вычисляем поправку :
Поправка - коэффициент увеличения давления у торцов втулки.
; .
Из графика мм.
Находим значения функциональных натягов:
мм;
мм.
1.2.3.
Выбор посадки
Так как результаты, рассчитанные в ручную, приблизительно равны результатам, рассчитанным на ЭВМ, выбираем по ГОСТ 25347-82 посадку, для которой выполняются неравенства: и .
Это посадка Ø40H8/z8
Найдем максимальный и минимальный допуски натяга:
мм;
мм.
Проверяем
условие работоспособности
1.
где и – соответственно максимальный и минимальный функциональные натяги.
2. Запас прочности на эксплуатацию:
,
где - допуск функционального натяга.
мм;
мм;
.
3. Запас прочности на сборку:
мм;
мм.
Все условия прочности
Рис. 4. Схема
расположения полей допусков посадки
с натягом Ø40H8/z8
1.3. РАСЧЁТ ПОСАДОК ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ
2. Исходные данные к заданию
«Расчет
и выбор посадок подшипников
качения»
№
ва-ри-ан- та |
№
под-шипника |
Размеры колец подшипника, мм | Воспринимаемая подшипником нагрузка | Грузоподъемность подшипника | Назначение подшипника | ||||
d | D | B | Fr | Fa | динамическая Cr | статическа Cor | |||
4 |
204 |
20 |
47 |
14 |
0,6 |
– |
10,0 |
6,3 |
Опора
Натяжного ролика |
По источнику [4] определим геометрические параметры подшипника 204: d=20 мм, D=47 мм, B=14 мм.
Определим по [3] предельные отклонения средних диаметров и :
Определим вид нагружения внутреннего и наружного колец подшипника.
Так как вращается наружное кольцо подшипника, при этом нагрузка, действующая на подшипниковый узел, постоянна по величине и направлению, наружное кольцо подшипника будет испытывает циркуляционное нагружение, а внутреннее – местное.
Определим интенсивность нагружения подшипникового узла , для чего по зависимости определим динамическую эквивалентную нагрузку . Так как наружное кольцо подшипника вращается, а осевая нагрузка ; , 2; ; :
Динамическая грузоподъёмность подшипника 204 . Тогда
Определим режим работы подшипникового узла. При режим работы – нормальный.
Выбираем посадку подшипника на вал. При местном нагружении внутреннего кольца подшипника с диаметром d=20 мм и нормальном режиме работы – это посадка Ø20L0/g6.
Выбираем посадку подшипника в корпус. При циркуляционном нагружении наружного кольца подшипника и нормальном режиме работы – это посадка Ø47K7/l0.
Строим схему полей допусков посадок подшипника на вал и в корпус (рис. 5).
Устанавливаем требования к точности поверхностей вала и отверстия корпуса, сопрягаемых с подшипником.
Точность размеров этих поверхностей определена назначенными посадками: вал – Ø20L0/g6, отверстие – Ø47K7/l0.
Точность
взаимного расположения поверхностей
вала и корпуса характеризуют
допуски торцового биения заплечиков
относительно базовых осей: для вала –
0,021 мм, для корпуса – 0,039 мм.
Рис. 5. Схема
полей допусков посадок подшипника на
вал и в корпус
Точность
формы цилиндрических поверхностей
вала и корпуса определяют допуски
круглости и профиля
Шероховатость : для вала – 0,8; для отверстия корпуса – 0,8; для опорных торцовых заплечиков – 1,6.
Показываем
вышеперечисленные требования на чертеже
(рис. 6).
Рис. 6. Требования к точности поверхностей
вала и отверстия корпуса