Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:00, реферат
Аккультурация (лат. acculturare — от лат. ad — к и cultura — образование, развитие) — процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. При этом оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут быть изменены, но и группы по-прежнему различны. Следует различать аккультурацию и ассимиляцию, при которой происходит полная утрата одним народом своего языка и культуры при контакте с другим, более доминантным. При этом, несомненно, аккультурация может быть первой ступенью на пути к полной ассимиляции.
Аккультурация (лат. acculturare —
от лат. ad — к и cultura — образование,
развитие) — процесс взаимовлияния
культур (обмен культурными
Однако, антрополог Франц Боас утверждал, что всем людям прививается культура, а не только «дикарям» и меньшинствам:
«Не будет преувеличением сказать, что нет людей, чьё культурное развитие обошлось без влияния иностранной культуры».
Впоследствии, антропологи Р. Билз, Р. Линтон, Р. Редфилд и М. Херсковиц разработали часто цитируемое определение:
«Аккультурация проявляется тогда, когда группы лиц, имеющие разные культуры, приходят в непрерывное общение с последующими изменениями в оригинальной модели культуры одной или обеих группах».Содержание [убрать]
1 История
2 Примеры
3 Литература
4 См. также
[править]
История
Понятие Аккультурация начало
использоваться в американской культурной
антропологии в конце XIX века в связи
с исследованием процессов
Первоначально оно применялось в узком значении и обозначало преимущественно процессы ассимиляции, происходящие в индейских племенах вследствие их соприкосновения с культурой белых американцев. В 30-е гг данный термин прочно закрепился в американской антропологии, а процессы аккультурации стали одной из основных тем эмпирических исследований и теоретического анализа. Аккультурация была предметом полевых исследований Херсковица, М. Мид, Редфилда, М. Хантер, Л. Спайера, Линтона, Малиновского. Во второй половине 30-х годов наметился интерес к более систематическому изучению аккультурационных процессов. В 1935 Редфилд, Линтон и Херсковиц разработали типовую модель исследования аккультурации. Было проведено аналитическое различие между группой-реципиентом, изначальные культурные паттерны которой претерпевают изменение, и группой-донором, из культуры которой первая черпает новые культурные паттерны: эта модель была удобна для эмпирических исследований культурных изменений в небольших этнических группах вследствие их столкновения с западной индустриальной культурой.
Редфилд, Линтон и Херсковиц выделили три основные типа реакции группы-реципиента на ситуацию культурного контакта:
принятие (полное замещение
старого культурного паттерна новым,
почерпнутым у донорской
адаптацию (частичное изменение традиционного паттерна под влиянием культуры донорской группы)
реакцию (полное отторжение культурных паттернов «донорской группы» усиленными попытками сохранить традиционные паттерны в неизменном состоянии).
Данная схема анализа
оказала благотворное влияние на
эмпирические исследования и получила
дальнейшую разработку. В работах
Херсковица исследовались процессы
комбинации культурных элементов контактирующих
групп, в результате которых складываются
принципиально новые культурные
паттерны. Линтон и Малиновский анализировали
негативную реакцию «примитивных культур»
на ситуацию контакта с западной индустриальной
культурой (Линтон ввел с этой целью
понятие «нативистские
Важное теоретическое
значение для исследования
свободное заимствование контактирующими культурами элементов друг друга, протекающее при отсутствии военно-полит. господства одной группы над другой.
направляемое культурное изменение, при котором доминирующая в военном или политическом отношении группа проводит политику насильственной культурной ассимиляции подчиненной группы.
До 1950-х годов изучение
аккультурации ограничивалось исследованием
изменения традиций культур под
воздействием западной цивилизации. Начиная
с 50-60-х годов произошло
[править]
Примеры
Примеры аккультурации достаточно многочисленны в современном мире, особенно после многократного увеличения потоков миграции из одних регионов в другие.
К примеру, путь аккультурации
проходят многие разделённые народы,
вынужденные приспосабливаться
к условиям культурно-языковой среды,
созданной окружающим их большинством.
При этом не происходит их ассимиляции,
они сохраняют культурно-
Русские в Латвии
Русские на Украине
Иранские азербайджанцы
Армяне в России
Секеи в Румынии; Венгры в Румынии
Русские в Казахстане
Русские в Киргизии
Татары в России (в российских городах)
Латиноамериканцы в США (особенно в Майами).
Южные славяне и Армяне в Византийской империи
При этом длительная аккультурация, не завершающаяся ассимиляцией по тем или иным причинам, может иметь скрытый конфликтный потенциал, выражающийся в таких проявлениях как балканизация, сегрегация, дискриминация. С другой стороны, над многими народами (особенно диаспорами), успешно прошедшими путь аккультурации, нависает угроза полной ассимиляции (греки-фанариоты в Османской империи; чвенебури, помаки, хемшилы в Турции; чангоши и русские старообрядцы в Румынии, франко-онтарцы и франко-манитобцы в Канаде).
[править]
Литература
Redfield R., Linton R., Herskovits M.J. (1936) Memorandum for the Study of Acculturation. American Anthropologist, Vol. 38, No. 1, 149—152.
Lewin, K. (1948). Resolving social conflicts. New York: Harper & Row.
Boas, F. (1940). The aims of ethnology. Reprinted in F. Boas, Race, language, and culture (pp. 626-638). New York: Macmillan. (Originally published in 1888.)
АККУЛЬТУРАЦИЯ - в социальных
науках - процесс изменения материальной
культуры, обычаев и верований, происходящий
при непосредственном контакте и
взаимовлиянии различных
Согласно Линтону (1940),
два типа условий, при которых
может происходить А., следующие:
1) свободное заимствование
В настоящее время
явное или неявное
Аккультурация как механизм взаимодействия культур
Культуры при взаимодействии
не просто дополняют друг друга, но
вступают в сложные отношения, в
ходе которых они взаимно
Понятие и сущность аккультурации
Исследованием процессов
аккультурации стали заниматься
в начале XX в. американские культурные
антропологи Р. Редфилд, Р. Линтон и
М. Херсковиц. Сначала они рассматривали
аккультурацию как результат
длительного контакта групп, представляющих
разные культуры, который выражался
в изменении исходных культурных
моделей в одной или обеих
группах (в зависимости от удельного
веса взаимодействующих групп). Однако
постепенно исследователи отошли от
понимания аккультурации только
как группового феномена и стали
рассматривать ее на уровне психологии
индивида, представляя процесс
Исследования в области аккультурации особенно интенсифицировались в конце XX в. Это связано с миграционным бумом, который переживает человечество и который проявляется во все возрастающем обмене студентами, специалистами, а также в массовых переселениях. По некоторым данным, сегодня в мире вне пределов страны своего происхождения проживает более 100 млн человек.
Основные стратегии
В процессе аккультурации человек вынужден одновременно решать две проблемы — сохранение своей культурной идентичности и включение в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем дает основные стратегии аккультурации:
ассимиляция — вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей;
сепарация — отрицание
чужой культуры при сохранении идентификации
со своей культурой. В этом случае
представители недоминантной
маргинализация — вариант аккультурации, проявляющийся в потере идентичности с собственной культурой и отсутствии идентификации с культурой большинства. Эта ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия интереса к получению новой идентичности (возможно, из-за дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры);
интеграция — идентификация как со старой культурой, так и с новой.
Еще недавно ученые называли
лучшей стратегией аккультурации полную
ассимиляцию с доминирующей культурой.
Сегодня целью аккультурации
считается достижение интеграции культур,
результатом которой является бикультурная
или мультикультурная личность. Это
возможно, если взаимодействующие группы
большинства и меньшинства
Интеграцию как меньшинство,
так и большинство могут
Однако далеко не всегда члены недоминирующей группы свободны в выборе стратегии аккультурации. Доминирующая группа может ограничить выбор или вынудить к определенным формам аккультурации. Так, выбором недоминирующей группы может стать сепарация. Но если сепарация носит вынужденный характер — возникает в результате дискриминационных действий доминирующего большинства, то тогда она превращается в сегрегацию. Недоминирующая группа может выбрать ассимиляцию, что говорит о готовности принять идею «плавильного котла» культур. Но если их к этому вынуждают, то «котел» превращается в «давящий пресс». Весьма редко группа меньшинства выбирает маргинализацию. Чаше всего люди становятся маргиналами в результате попыток сочетать насильственную ассимиляцию с насильственной сегрегацией.
При этом интеграции соответствуют позитивная этническая идентичность и этническая толерантность, ассимиляции — негативная этническая идентичность и этническая толерантность, сепарации — позитивная этническая идентичность и интолерантность, маргинализации — негативная этническая идентичность и интолерантность.