Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:00, реферат
Аккультурация (лат. acculturare — от лат. ad — к и cultura — образование, развитие) — процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. При этом оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут быть изменены, но и группы по-прежнему различны. Следует различать аккультурацию и ассимиляцию, при которой происходит полная утрата одним народом своего языка и культуры при контакте с другим, более доминантным. При этом, несомненно, аккультурация может быть первой ступенью на пути к полной ассимиляции.
Аккультурация как коммуникация
В основе аккультурации лежит
коммуникативный процесс. Точно
так же, как местные жители приобретают
свои культурные особенности, т.е. проходят
инкультурацию через
Любое общение, в том числе личное, имеет три взаимосвязанных аспекта — познавательный, аффективный и поведенческий, так как в общении протекаю!-процессы восприятия, переработки информации, а также совершаются действия, направленные на объекты и людей, окружающие человека. В этом процессе индивид, используя полученную информацию, адаптируется к окружающей среде.
Наиболее фундаментальные
изменения происходят в структуре
познания, в той картине мира,
через которую человек получает
информацию из окружающей среды. Именно
на различиях в картине мира, в
способах категоризации и интерпретации
опыта основываются различия между
культурами. Только расширив сферу
принятия и переработки информации,
человек может постичь систему
организации чужой культуры и
подстроить свои процессы познания под
те, которые присуши носителям
чужой культуры. Человек определяет
менталитет «чужаков» как трудный
и непонятный именно из-за того, что
он незнаком с системой познания другой
культуры. Но человек имеет потенциал
для расширения своих знаний о
познавательной системе чужой культуры,
и чем больше человек узнает о
чужой культуре, тем больше его
способность к познанию вообще. Верно
и обратное: чем более развита
система познания у человека, тем
большую способность к
Чтобы развивать плодотворные отношения с представителями чужой культуры, человек должен не только понимать ее на рациональном уровне, но и на аффективном. Надо знать, какие эмоциональные высказывания и реакции допустимы, поскольку в каждом обществе принят определенный критерий сентиментальности и эмоциональности. Когда человек адаптирован к другой аффективной ориентации, он может понимать причины юмора, веселья и восторга, злобы, боли и разочарования также, как местные жители.
Решающим в адаптации
человека к чужой культуре является
приобретение технических и социальных
навыков поведения для действий
в определенных ситуациях. Технические
навыки включают умения, важные для
каждого члена общества, — владение
языком, умение делать покупки, платить
налоги и т.п. Социальные умения обычно
менее специфичны, чем технические,
но овладеть ими сложнее. Даже носители
культуры, естественно «играющие» свои
социальные роли, очень редко могут
объяснить, что, как и зачем они
делают. Однако методом проб и ошибок
человек постоянно
Полная адаптация человека к чужой культуре означает, что все три аспекта коммуникации протекают одновременно, скоординированы и сбалансированы. Адаптирующиеся к условиям новой культуры люди обычно ощущают неразвитость одного или нескольких указанных аспектов общения, результатом чего является слабая сбалансированность и скоординированность. Например, можно многое знать о новой культуре, но не иметь с ней контакта на аффективном уровне; если такой разрыв велик, может возникнуть неспособность приспособиться к новой культуре.
Результаты аккультурации.
Важнейшей целью и результатом
аккультурации является долговременная
адаптация к жизни в чужой
культуре. Она характеризуется
Психологическая адаптация представляет собой достижение психологической удовлетворенности в рамках новой культуры. Это выражается в хорошем самочувствии, психологическом здоровье, в четко и ясно сформированном чувстве личной или культурной идентичности.
Социокультурная адаптация заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре и обществе, решать повседневные проблемы в семье, в быту, на работе.
Поскольку одним из важнейших
показателей успешной адаптации
является трудоустройство, удовлетворенность
работой и уровнем своих
Процесс адаптации может не привести к взаимному соответствию личности и среды, и тогда он будет выражаться в сопротивлении, в попытке изменить среду своего обитания или измениться взаимно. Поэтому спектр результатов адаптации весьма велик — от очень успешного приспособления к новой жизни до полной неудачи всех попыток этого добиться.
Результаты адаптации
зависят как от психологических,
так и от социокультурных факторов,
которые довольно тесно взаимосвязаны.
Психологическая адаптация
Аккультурация (лат. adkultura - білім,
даму) — қандай да бір халықтың мәдениеті
жоғары дамыған басқа бір халықтың
мәдениетін толық немесе жартылай қабылдауы
нәтижесінде болатын мәдени өзара
ықпалдасу. Аккультурация ассимиляция
және этникалық бірегейлену мен
тұтастану процестерінің
[1]
Бұл еңбекте Аккультурацияның екі түрі аталады:
әскери-саяси өктемдік жоқ жағдайындағы өзара қарым-қатынасқа түскен мәдениеттердің бір-бірінің құндылықтарын еркін қабылдауы;
әскери немесе саяси басым топтың бағыныңқы мәдениетке өз құндылықтарын нысаналы және күшпен танытуы.
1950 жылы дейін Аккультурация
процестерін зерттеу Батыстағы
мәдениеттің басқаларына