Аккультурация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:00, реферат

Описание

Аккультурация (лат. acculturare — от лат. ad — к и cultura — образование, развитие) — процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. При этом оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут быть изменены, но и группы по-прежнему различны. Следует различать аккультурацию и ассимиляцию, при которой происходит полная утрата одним народом своего языка и культуры при контакте с другим, более доминантным. При этом, несомненно, аккультурация может быть первой ступенью на пути к полной ассимиляции.

Работа состоит из  1 файл

Аккультурация.docx

— 26.10 Кб (Скачать документ)

Аккультурация как коммуникация

 

В основе аккультурации лежит  коммуникативный процесс. Точно  так же, как местные жители приобретают  свои культурные особенности, т.е. проходят инкультурацию через взаимодействие друг с другом, так и приезжие знакомятся с новыми культурными  условиями и овладевают новыми навыками через общение. Поэтому процесс аккультурации — это приобретение коммуникативных способностей в новой культуре.

 

Любое общение, в том числе  личное, имеет три взаимосвязанных  аспекта — познавательный, аффективный  и поведенческий, так как в  общении протекаю!-процессы восприятия, переработки информации, а также  совершаются действия, направленные на объекты и людей, окружающие человека. В этом процессе индивид, используя  полученную информацию, адаптируется к окружающей среде.

 

Наиболее фундаментальные  изменения происходят в структуре  познания, в той картине мира, через которую человек получает информацию из окружающей среды. Именно на различиях в картине мира, в  способах категоризации и интерпретации  опыта основываются различия между  культурами. Только расширив сферу  принятия и переработки информации, человек может постичь систему  организации чужой культуры и  подстроить свои процессы познания под  те, которые присуши носителям  чужой культуры. Человек определяет менталитет «чужаков» как трудный  и непонятный именно из-за того, что  он незнаком с системой познания другой культуры. Но человек имеет потенциал  для расширения своих знаний о  познавательной системе чужой культуры, и чем больше человек узнает о  чужой культуре, тем больше его  способность к познанию вообще. Верно  и обратное: чем более развита  система познания у человека, тем  большую способность к пониманию  чужой культуры он демонстрирует.

 

Чтобы развивать плодотворные отношения с представителями  чужой культуры, человек должен не только понимать ее на рациональном уровне, но и на аффективном. Надо знать, какие  эмоциональные высказывания и реакции  допустимы, поскольку в каждом обществе принят определенный критерий сентиментальности  и эмоциональности. Когда человек  адаптирован к другой аффективной  ориентации, он может понимать причины  юмора, веселья и восторга, злобы, боли и разочарования также, как  местные жители.

 

Решающим в адаптации  человека к чужой культуре является приобретение технических и социальных навыков поведения для действий в определенных ситуациях. Технические  навыки включают умения, важные для  каждого члена общества, — владение языком, умение делать покупки, платить  налоги и т.п. Социальные умения обычно менее специфичны, чем технические, но овладеть ими сложнее. Даже носители культуры, естественно «играющие» свои социальные роли, очень редко могут  объяснить, что, как и зачем они  делают. Однако методом проб и ошибок человек постоянно совершенствует поведение за счет формирования алгоритмов и стереотипов, которыми можно пользоваться автоматически, не задумываясь.

 

Полная адаптация человека к чужой культуре означает, что  все три аспекта коммуникации протекают одновременно, скоординированы  и сбалансированы. Адаптирующиеся к  условиям новой культуры люди обычно ощущают неразвитость одного или  нескольких указанных аспектов общения, результатом чего является слабая сбалансированность и скоординированность. Например, можно многое знать о новой культуре, но не иметь с ней контакта на аффективном уровне; если такой разрыв велик, может возникнуть неспособность приспособиться к новой культуре.

 

Результаты аккультурации. Важнейшей целью и результатом  аккультурации является долговременная адаптация к жизни в чужой  культуре. Она характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом сознании в ответ  на требования окружающей среды. Адаптацию  обычно рассматривают в двух аспектах — психологическом и социокультурном.

 

Психологическая адаптация  представляет собой достижение психологической  удовлетворенности в рамках новой  культуры. Это выражается в хорошем  самочувствии, психологическом здоровье, в четко и ясно сформированном чувстве личной или культурной идентичности.

 

Социокультурная адаптация  заключается в умении свободно ориентироваться  в новой культуре и обществе, решать повседневные проблемы в семье, в  быту, на работе.

 

Поскольку одним из важнейших  показателей успешной адаптации  является трудоустройство, удовлетворенность  работой и уровнем своих профессиональных достижений и, как следствие, своим  благосостоянием в новой культуре, исследователи в качестве самостоятельного аспекта адаптации стали выделять экономическую адаптацию.

 

Процесс адаптации может  не привести к взаимному соответствию личности и среды, и тогда он будет  выражаться в сопротивлении, в попытке  изменить среду своего обитания или  измениться взаимно. Поэтому спектр результатов адаптации весьма велик  — от очень успешного приспособления к новой жизни до полной неудачи  всех попыток этого добиться.

 

Результаты адаптации  зависят как от психологических, так и от социокультурных факторов, которые довольно тесно взаимосвязаны. Психологическая адаптация зависит  от типа личности человека, событий  в его жизни, а также социальной поддержки. Эффективность социокультурной  адаптации ом редел я е гея  знанием культуры, степенью включенности в контакты и межгрупповыми установками. Оба этих аспекта адаптации успешно  реализуются при условии убежденности человека в преимуществах стратегии  интеграции.

 

 

 

Аккультурация (лат. adkultura - білім, даму) — қандай да бір халықтың мәдениеті  жоғары дамыған басқа бір халықтың мәдениетін толық немесе жартылай қабылдауы  нәтижесінде болатын мәдени өзара  ықпалдасу. Аккультурация ассимиляция  және этникалық бірегейлену мен  тұтастану процестерінің әркелкілігіне  қатысты қарастырылады. Аккультурация  ұғымы алғаш рет Солтүстік  Американың үндіс тайпаларындағы мәдени өзгерістерді зерттеген мәдени антропологияның  американдық мектебінде XIX ғ. соңынан  бастап қолданылды. Алғашқы тар мағынасында  бұл ұғым үндіс тайпаларының ақ нәсілді  американдықтардың мәдениетін біржақты қабылдап, ассимиляцияға ұшырауына  байланысты пайдаланылды. XX ғ. 30 ж. Аккультурация  ұғымы мәдени антропологиялық мектептің  басты ұғымдарының біріне айналды. Аккультурация процестерін зерттеуде  Линтонның 1940 ж. жарияланған «Американ  үндістерінің жеті тайпасындағы аккультурация» еңбегінің үлкен теориялық маңызы болды.

[1]

 

Бұл еңбекте Аккультурацияның екі түрі аталады:

әскери-саяси өктемдік жоқ  жағдайындағы өзара қарым-қатынасқа  түскен мәдениеттердің бір-бірінің  құндылықтарын еркін қабылдауы;

әскери немесе саяси басым  топтың бағыныңқы мәдениетке өз құндылықтарын  нысаналы және күшпен танытуы.

 

 

1950 жылы дейін Аккультурация  процестерін зерттеу Батыстағы  мәдениеттің басқаларына тигізген  әсерлерін қарастырумен байланыстырылды.  Басқалары батыстандыру аймағы  болып табылады делінді. 1950-1960 жылдары  бастап Аккультурация аумағы  кеңірек қарастырылды. Батыстық  емес мәдениеттердің өзара байланысы  және олардың Аккультурациялық  қуаты сараланып, испандандыру, жапондандыру, қытайландыру процестері ғылыми  талдаудың пәніне айналды. Аккультурация  тәсілдері күрделі қоғамдардағы  урбанизация процесін зерттеуде  пайдаланылды.[2ё]


Информация о работе Аккультурация