АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Сегодня уже нет необходимости
доказывать специально, что кризисные
ситуации в различных сферах
жизни общества и в обществе
в целом обостряют проблемы
социализации молодежи, поскольку
ставят под угрозу воспроизводство
как существующих общественных структур,
так и воспроизводство отдельно взятых
индивидов и личностей. В этих условиях
повышается актуальность научных исследований
как самого процесса социализации, так
и отдельных факторов, которые влияют
на его успешность и прежде всего - образование.
В этой статье я попытаюсь обрисовать
только некоторые идеи и возможные подходы
к пониманию сущности процесса социализации
в целом и социализации молодежи в том
числе.
В наших гуманитарных науках
проблемы социализации молодежи скорее
намечены, чем глубоко проанализированы.
И если раньше это связано было прежде
всего с эмпирической неизученностью
этих проблем, то сегодня это обусловлено
в первую очередь недостаточностью концептуальных
наработок. Социология молодежи и ее отдельные
направления все еще находятся в поиске
адекватных себе социально - философских
концепций исторического развития и социального
устройства современного мира.
Одним из важнейших объективных
обстоятельств, сдерживавших длительное
время у нас в стране исследование проблем
социализации молодежи было то, что пока
был простор для экстенсивного экономического
развития, социализующие процессы протекали,
в основном, бескризисно, поскольку было
обеспечено сравнительно стабильное и
неизменное "расширенное воспроизводство"
общественной жизни. Условия экстенсивного
экономического развития страны создавали
возможности для интеграции и адаптации
основной массы молодежи в сфере образования
и производства. Относительно низкий уровень
развития производительных сил не предъявлял
особых требований к специальной подготовке
молодежи и позволял осуществлять почти
беспроблемную трудовую и социальную
интеграцию.
Затянувшаяся нынешняя переходная
ситуация показала неудовлетворенность
подходов гуманитарных наук к анализу
современных проблем социализации. Обнаружилась
абстрактность этих подходов, которая
проявилась в том, что в исследовании процесса
социализации новых поколений акцент
все еще ставится на целенаправленном
воздействии на молодежь со стороны институций,
на разработке методических указаний
по воспитанию молодежи, без учета реальных
условий новой общественной среды, влияние
которой сегодня сильно изменилось, приобрело
новые формы, наполнилось иным содержанием.
И это надо не просто констатировать, но
адекватно оценивать и глубоко анализировать.
Все более открыто признается теоретическая
и методическая беспомощность "воспитателей"
и "социализаторов" разных уровней
и направлений. При рассмотрении современных
проблем молодежи ключевыми словами становятся
"крах идеалов","катастрофа воспитания","крах
ценностей человека и человеческого",
"крах гуманизма" и т.д.
Чтобы корректно отнестись к
таким оценкам необходимо понимать,
что для социальной теории
ответ на вопрос о природе социализационного
процесса , его закономерностях, формах,
типах - есть прежде всего ответ на вопрос
о принципиальном воспроизводстве социальной
системой самой себя в своих существенных
характеристиках. А это является имманентным
критерием "истинности" соответствующих
представлений об устройстве социальной
действительности. Хотим мы того или не
хотим, но каждая социализационная теория
содержит в скрытом или явном виде не только
общесоциологическую концепцию, но и социально-философскую
концепцию исторического процесса, отвечая
на вопрос о сущности социального в целом
и сущности человека, в том числе.
В этой ситуации мне представляется
уместным напомнить некоторые
идеи классиков социологии. Так,
например, Э.Дюркгейм выясняя роль
и значение общественных структур
для развития детей и молодых людей, указывал
что, для него воспитание представляет
самое главное средство общества, "благодаря
которому оно подготавливает у своих детей
самые важные условия для их существования".
(1) Только благодаря этому средству, по
мнению Дюркгейма, можно постичь то, что
к сущности человека по рождению эгоистической
и несоциальной, добавляется одна новая,
социальная сущность, благодаря которой
человек приобретает способности вести
нравственную и социальную жизнь. По сути
Дюркгейм стал одним из первых крупных
социологов, кто не просто подчеркнул
значение общественного воздействия на
процесс развития личности, но и впервые
увязал в своих размышлениях понятия "воспитание"
и "социализирование" в одну систематическую
связь.
На Западе, уже с 30-х годов
в связи с повышением интереса
к отношениям "человек-культура",
с началом систематического исследования
противоречий между практикой
детского воспитания и требованиями
общества, с другой, понятие "социализация"
стало широко применяться в сфере социальной
философии, социологии, социальной психологии
для объяснения поведения в тех или иных
ситуациях не только детей, но и взрослых
представителей различных социальных
групп.
Я не ставлю своей целью
дать обзор всех позиций, имеющихся
в литературе, по проблемам социализации,
отмечу в этой связи лишь то обстоятельство,
что существует много вариантов определения
социализации, но все они тяготеют к пониманию
этого процесса как процесса, благодаря
которому люди усваивают и научаются подчиняться
социальным нормам. Таким образом,этот
процесс "обеспечивает прочность,сохранение
общества и передачу его культуры между
поколениями".(2)
Для отечественной социальной
философии и социологии давно
очевидно, справедливо отмечала Серафимова
З.С., что "теория деятельности как общая
теория социально-исторического процесса
содержит принципиальное решение проблемы
социализации. Она раскрывает принципиальный
механизм социального производства человека
не как человека вообще, а в специфической
общественно-исторической определенности
структур его деятельности. (3,66)
Но методологическое единство
различных исследователей по
поводу того ЧТО есть такое
социализация в принципе сменяется
на полное разноголососие по
поводу того КАК она осуществляется. Мне
представляется наиболее плодотворной
позиция, развиваемая в рамках идеи социального
конструирования реальности, где социализация
рассматривается как социальное конструирование.
Биография индивида представляется как
последовательные жизненные фазы, каждая
из которых имеет разное значение в процессе
социализации.
П.Бергер и Т.Лукман, главные представители
этого направления, выделяют две
основные формы социализации
первичную и вторичную, при
этом решающее значение для судьбы
индивида и общества имеет первичная социализация:
"При первичной социализации нет никаких
проблем с идентификацией, поскольку нет
выбора значимых других... Родителей не
выбирают... Так как у ребенка нет выбора
значимых других, его идентификация с
ними оказывается квазиавтоматической...
Ребенок интернализирует мир своих значимых
других не как один из многих возможных
миров, а как единственно существующий
и единственно мыслимый, как мир tout court.
Именно поэтому мир, интернализируемый
в процессе первичной социализации, гораздо
прочнее укоренен в сознании, чем миры,
интернализируемые в процессе вторичной
социализации." (4,219)
Не могу удержаться от того,
чтобы не привести данные наших
собственных социологических исследований,
проведенных еще в 1992 году, которые показывают,
одновременно как справедливость данного
теоретического положения, так и специфическую
форму его проявления в нашей реальности.
Так определяя круг в котором
они (молодые люди) удовлетворяют
свои культурные потребности и причины
по которым они это делают, опрошенные
молодые люди констатировали, что общаясь
со сверстниками они одновременно решают
практически многие свои проблемы и удовлетворяют
главную поребность для них - быть рядом
со сверстниками - 21 % опрошенных респондентов
(первое место в ряду причин). И поддерживают
эту связь и отношения потому что, сверстники
могут дать совет и поддержать в трудную
минуту, т.к. сверстник - это второй человек
(36,2%) после матери (44,9%), к кому обращается
молодой человек в трудную минуту.
Данные результаты требуют сегодня
дальнейших уточнений, но первичная
независимая (поскольку в то
время нам еще не были доступны
в целостном виде работы указанных
зарубежных авторов) эмпирическая
верификация положения о соотношении
первичной и вторичной социализации произошла.
Я думаю, что уже здесь уместно поставить
как проблему и выдвинуть как гипотезу
для дальнейших эмпирических исследований
положение о возможных иных отношениях
двух форм социализации в особые, переходные
периоды, в развитии общества. Обусловлено
это еще и тем, что некоторые новые взаимоотношения
двух форм социализаций были зафиксированы
в нашем исследовании и проявились при
выяснении степени влияния на молодежь
разных факторов в процессе ее самоидентификации.
Речь идет как раз об отношении к основным
персонам и структурам социализации и
об оценке их влиянии на молодого человека.
Отвечая на вопрос, на кого Вам хочется
быть похожим больше всего,- молодые люди
ответили следующим образом в порядке
убывания:
23,1 - ни на кого
13,6 - на знаменитого человека (артист,
спортсмен, ученый)
13,1 - на мать
11,5 - на героя книги, фильма
11,3 - на отца
9,4 - не знаю
8,1 - на брата, сестру
5,5 - на взрослого знакомого
2,9 - на своего приятеля, сверстника
2,4 - на деда, бабушку
0,5 - на своего учителя
Можно сказать, что в приведенных
данных просматривается прежде
всего тенденция: право на свою индивидуальность
провозглашается высшей формой отношения
молодежи к действительности. Но дальше
перечень, как в калейдоскопе, перемешал
знаменитого человека с матерью и героя
фильма с отцом. Такая картина есть наглядная
демонстрация того обстоятельства, что
семья все-таки остается сегодня основным
институтом первичной социализации, но
она испытывает мощную конкуренцию со
стороны средств массовой информации
как института вторичной социализации
(сумма первого института - 24,4%, второго
- 25,1%). А вот третий, традиционно-упоминаемый
в джентльменском наборе институтов вторичной
социализации, - школа (учитель) оказывается
далеко на последнем месте и практически
не значимым (в субъективном плане) фактором.
Конечно же,в объективном плане школа
дает знания (39,4%), умения и т.д., но меньше
всего она является местом, где молодой
человек может проявить свои способности
(5,8%) и где ему интересно (9,2%). (См.подробнее
5, 22-24)
Опуская многие ходы в теоретических
построениях вышеназванных авторов
сразу же перейду к сущности вторичной
социализации, потому что школа и образование
в целом, развертывающаяся в нем процессы
относятся по своей сути ко вторичной
социализации. "Вторичная социализация
представляет собой интернализацию институциональных
или институционально обоснованных подмиров...
Вторичная социализация есть приобретение
специфическо-ролевого знания, когда роли
прямо или косвенно связаны с РАЗДЕЛЕНИЕМ
ТРУДА (подчеркнуто мной - С.И.)" (4, 225)
Иными словами в процессе первичной
социализации человек приобретает некий
"базисный мир" и все последующие
шаги образовательной или социализационной
деятельности так или иначе должны согласовываться
с конструктами этого мира. Главная же
проблема для образования здесь сотоит
в том,что "первичная социализация не
может происходить без эмоционально заряженной
идентификации ребенка с его значимыми
другими, вторичная социализация по большей
части может обойтись без таковой и эффективно
протекать лишь на фоне взаимной идентификации,
которая является составной частью любой
коммуникации между людьми. ГРУБО ГОВОРЯ,
НЕОБХОДИМО ЛЮБИТЬ СВОЮ МАТЬ, НО НЕ УЧИТЕЛЯ
(подчеркнуто мной - И.С.). Социализация
в более взрослой жизни обычно начинается
для того, чтобы справиться с эмоциональными
воспоминаниями детства, с целью радикальной
трансформации субъективной реальности
индивида." (4, 230). Косвенное подтвеждение
данного положения и выделенного тезиса
я выше уже привел, как эмпирически полученный
замер, который теперь можно рассматривать
как факт в развивающейся теории социализации.
Таким образом, факторы и компоненты
процесса социализации невозможно
считать в принципе завершенными
и потому что в каждой новой
фазе жизни субъекту социализации
необходимо изменение установок
и усвоение новых способностей для
действия, и потому, что само общество
может резко менять социально принимаемые
и одобряемые формы деятельности молодежи.
В современных индустриально развитых
обществах, где экономические, политические
и другие элементы культуры подвержены
быстрым изменениям угнаться за "жизнью"
пытаются с помощью образования.
Динамично выстраиваемое образование
становится важнейшим фактором
обеспечивающим успешную социализацию,
понимаемую как процесс становления
социальной сущности человека, включения
его в систему общественных отношений,
формирование его в качестве субъекта
общественной жизни. Действительное же
усвоение индивидом социального опыта,
включает в свою структуру момент активного
приспособления к окружающему миру не
только в стенах школы, но в первую очередь
за ее стенами, адаптацию как "автоматическое"
воспитание определенных социальных навыков
в связи с постоянным пребыванием индивида
в определенной социальной среде со своими
ценностями, нормами и образцами.