Американский период научного творчества П.А. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание

Цель работы: показать актуальность и необходимость детального изучения основных теоретических направлений научной деятельности П.А. Сорокина.
Задачи работы:
Показать взаимосвязанность и неотрывность научной деятельности русского и американского периодов в основных работах П.А. Сорокина.

Содержание

Введение
Глава 1 Истоки философских и общесоциологических взглядов П.А. Сорокина
Глава 2 Направления научной деятельности П.А. Сорокина американского периода
Концепция социальных нарушений
Теория социокультурной динамики
Интегральная парадигма
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по истории социологии.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

    Однако  уже в следующей своей работе «Социальная и культурная динамика», формулируя общие черты социокультурных  изменений, он отходит от этой позиции  и вводит фундаментальное для его системы понятие «принцип ограничения», который, не отменяя положения «бесцельности флуктуаций», сужает сферу его действия,  ведь если невозможно точно предсказать, куда идет общество и каким оно будет через некоторый отрезок времени, то все же можно сравнительно точно установить, каким оно не может быть и куда оно не придет. Здесь следует остановиться подробнее на содержании Magnum opus П.А. Сорокина. К сожалению, эта работа на русский язык не переведена, и в создавшейся ситуации необходимо обратиться к критическим статьям, посвященным его творчеству. В разделе данной работы, касающейся  социальных нарушений, выяснилось, что третий том «Динамики» посвящен именно им. Барри В.Джонстон  упоминает: «В-первых, трех томах «Динамики» Сорокин выявил крупные исторические флуктуации в точных науках, искусстве, философии, религии, войнах, революциях, праве и других важных общественных институтах за период более 2500 лет». /6, стр. 16/ Представление о вводном разделе первого тома и о содержании четвертого находим у А.Ю. Согомонова. /31, стр. 20/ Основные идеи четырехтомника таковы.

    Человеческие  культуры состоят из миллионов индивидов, предметов и событий, связанных  воедино бесчисленным множеством всевозможных комбинаций, так как все люди вступают в систему социальных взаимоотношений  под влиянием целого ряда факторов. Как эти элементы становятся социальными системами? В «Динамике» указывается четыре способа их интеграции: пространственная интеграция, ассоциация, каузально-функциональная интеграция и логико-смысловая интеграция. Первые две формы, являющиеся простейшими, социологически недостаточны для становления социальной системы, так как характеризуются отсутствием ясных и пролонгированных связей. Каузально-функциональная  интеграция, сосредточенная на причинно-следственных взаимосвязях, важна для эмпирического знания. Наиболее важна логико-смысловая интеграция. Сорокин утверждал, что культурные системы организуются вокруг центральных ценности или принципа, которые придают им порядок и единство. Социолог открывает их с помощью логико-смыслового метода. «Суть этого метода … нахождение центрального принципа (смысла), который пропитывает все составные части (какой-либо культуры), придает смысл и значение каждой из них и таким образом творит космос из хаоса неинтегрированных фрагментов». /6, стр. 16/ «При этом  логико-значимые культурно-ценностные системы – детерминанты культурного качества – формируются под воздействием «двойственной» природы человека – существа мыслящего и существа чувствующего. Преимущественное качество при этом совпадает с одним из полюсов ценностно-культурной шкалы. Если основной акцент сделан на чувственной стороне человеческой природы, то соответственно детерминируется чувственный образец культурных ценностей; на воображении и разуме – нечувственный. Причем и в том и в другом случае не нейтрализуются полностью противоположные мотивы поведения, мышления. При условии же баланса чувственных и рациональных стимулов формируются идеалистические культуры». /31, стр. 21/

    Итак, используя логико-смысловой анализ истории, Сорокин выделил три типа культуры. Две чистые их формы: идеациональная и чувственная, третью смесь обеих, он называл идеалистичной. Следует отметить, что в книге  «Социальная и культурная динамика»  понятие общества даже не упоминается: Сорокин исследует здесь «культуру» - понятие более широкое, чем  «общество» и включающее его в себя. Основное понятие, которым при этом пользуется Сорокин, - понятие «социокультурной системы» (суперсистемы).

    Рассматривая  исторический процесс как смену трех социокультурных типов (чувственного, идеационального и интегрального) при доминировании одного из них, Сорокин определял каждый социокультурный тип как строй или порядок с присущей этому типу политической, экономической, социальной, культурной, религиозной и ментальной организацией, системой ценностей и типом личности.

    «Чувственная  форма культуры и общества базируется на том основополагающем принципе, что истинная реальность и ценность является чувственно воспринимаемой и  что за пределами реальности и ценностей, которые мы можем видеть, слышать, ощущать во вкусе, прикосновении и запахе, нет другой реальности и нет реальных ценностей». /17, стр. 18/

    «Идеациональная  культура и общества средних веков  базировались и были артикулированы во всех своих аспектах на том простом принципе, что истинная реальностьили ценность – это сверхчувствительный и сверхрациональный Бог и его Царство, как определено в христианском Символе Веры; в то же время чувственная реальность или ценность либо просто мираж, либо даже что-то негативное и греховное». /17, стр. 20/

    «Изредка  появляется и расцветает на сравнительно короткое время третий основной тип  культуры и изящных искусств, промежуточный  между чувственным и идеациональным. Его основной принцип гласит, что  истинной реальностью-ценностью является Неопределенное Многообразие, которое имеет сверхчувственные, рациональные и чувственные формы, неотделимые одна от другой». /17, стр. 25/

    Кроме того, по Сорокину, существует  тип  культуры, где ценности чувственного, идеационального и  идеального типов эклектически сосуществуют, не образуя органической связи. Такой тип культуры, как правило, характерен для эпохи упадка. Каждый тип культуры имеет свой закон развития и свои «пределы роста». Это и есть социокультурная динамика. Циклическая смена социокультурных типов представляется следующим образом.

    Культуры  проходят идеациональный, идеалистический  и чувственный периоды, разделенные  переходным временем кризисов («гипотеза  транзита»). Последние 2500 лет западная культура следовала этому ритму, пройдя дважды такую очередность и в настоящее время находясь в фазе упадка третьей чувственной эпохи. /17, стр. 30/

    Выше  был подробно описан процесс прохождения  кризиса, его основные причины и  факторы. Интерес в данном случае представляет так называемый «закон поляризации». Суть его в следующем. Закон позитивной и негативной поляризации  определяет особенности поведения индивидов и социальных групп в кризисные периоды. «В зависимости от типа личности человек реагирует и преодолевает бедствия либо ростом творческих усилий и альтруистическим перевоплощением; либо умственным расстройством, самоубийством, ожесточением, ростом эгоизма, тупой покорностью судьбе, цинизмом. В обществе в целом в период кризиса, с одной стороны, увеличивается доля «святых», альтруистов, живущих в соответствии с моральными заповедями; с другой стороны, увеличивается доля аморальных, циничных, звероподобных личностей». /17, стр. 334/ В нормальные, бескризисные времена, люди располагаются как бы в середине межполюсного пространства, являя собой поверхностно религиозное и моральное большинство. Однако, во времена «…великих кризисов… это большинство имеет тенденцию к поляризации…. Большинство уменьшается в пользу обоих противоположных полюсов». /17, стр. 198/ Причем  «Обычно негативная поляризация превалирует над позитивной в начальный период бедственных времен, в то время как позитивная поляризация становится превалирующей на последнем этапе критического периода и после его завершения, при условии, что общество, о котором идет речь, не погибает в катастрофе». /17, стр. 200/ Таким образом, смену одной культурной системы другой можно грубо представить следующим образом: доминирование определенной ментальной системы в силу имманентно присущих ей изменений провоцирует вырабатывание запаса прочности и жизненных сил, причем, чем дольше доминирует эта ментальность, тем больше накапливается аномалий; наблюдается процесс негативной и позитивной поляризации во всех абсолютно системах ценностей данной ментальной системы, причем негативная поляризация не только имеет больший потенциал, но и постепенно все больше увеличивает его; далее наступает пик социальных нарушений и аномалий, который тем острее, чем сильнее поляризация и дезинтеграция в обществе; постепенно силы позитивной поляризации  набирают вес, силу,  обнаруживаются тенденции установления следующей ментальной системы, постепенно общество преодолевает кризис посредством смены ментальности.

    Для полноты картины циклическую  смену социокультурных типов, по мнению Сорокина, следует дополнить перемещением центра «культурного лидерства» в географическом пространстве. Его схема исторического перемещения центра лидерства такова: до 14 века этим центром являются государства Азии и Африки, в течение последних 5 – 6 веков он перемещается к западным народам, а теперь снова наблюдается перемещение его из Европы в «Америки, Азию и Африку». /17, стр. 15/

    Сорокин подчеркивает, что к несчастью, смена идеационального, идеалистического и чувственного типов суперсистем могут продолжаться вечно, не приближая человека к конечной истине.  Как же разрешить этот бесконечный цикл, по Сорокину? Ключ  - достижение интегрального общества, установление системы Интегральной истины. Что же представляет собой  основа мировоззрения Сорокина – интегрализм? 

Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения. 

    Ранее уже было упомянуто, что принципы интегрализма присутствовали в мировоззренческих  позициях Сорокина с самых первых работ. Однако, понимание им интеграции и интеграционных процессов со временем изменялось, преобразовавшись в целостную философию интегрализма в конце его творческого пути.

    В своей первой крупной работе русского периода «Система социологии» Сорокин, в сущности, пытается представить  иерархию интеграции по разным уровням  социальной статики. На данном этапе  интеграция представляется им,  прежде всего как совокупность механизмов, процессов и факторов, благодаря которым происходит соединение разнородных взаимодействующих элементов в социальное целое. Если с этой точки зрения посмотреть на содержание «Системы социологии», то станет ясно, что Сорокин описывает уровни социальной статики (межиндивидуальный, уровень элементарных, кумулятивных групп и общества как их совокупности) как уровни общего взаимодействия с различными механизмами интеграции индивидов в них, причем механизмы интеграции этих уровней зависят друг от друга.

    Можно отметить, что здесь понятие интеграции Сорокина подобно понятию интеграции Эмиля Дюркгейма как  «…степень, в которой индивидуум испытывает чувство принадлежности к социальной группе или коллективу на основании разделяемых норм, ценностей, убеждений».

    Также для работ Сорокина  характерно использование интегрализма для  изложения своих позиций, теоретических  идей. В основу подобного понимания  можно положить принцип «золотой середины». Его можно представить самым обобщенным образом как стремление найти и представить оптимальный синтез двух противоположных либо множества различных тенденций, представлений, точек зрения, «полюсов». Эта «золотая середина» будет представлять, таким образом, не просто «эклектичную смесь» всего множества, а совокупность максимума позитивных характеристик и минимума негативных каждого из интегрируемых элементов множества.

    Сущность  подобного понимания интегрализма пронизывает все его работы, достаточно посмотреть с этой точки зрения и на его классификацию форм взаимодействия, и на теории поляризации, конвергенции, и на идею трех сменяющих друг друга социокультурных систем. Примеров можно привести много.

    Однако, наиболее целостную, объемную и многогранную концепцию интегрализма представляет Сорокин в своих поздних работах, утверждая: «Моя философия – интегрализм».

    Эта концепция представляет собой сложную  систему, включающую в себя понятие  Интегральной Истины (составляющую основу интегральной науки), Человека как интегральное существо, интегрального суперорганического мира и Высшей интегральной ценности. Эта философия «…рассматривает всю действительность как бесконечное Х бесконечных качеств и количеств: духовных и материальных, моментальных и вечных, вечно-меняющихся и неизменных, личностных и сверхличностных, временных и безвременных, пространственных и лишенных пространства, единых и многих меньших, чем малое, и больших, чем большое. В этом смысле действительность представляет собой  страшную тайну и колдовство совпадений противоположностей». /23, стр. 134/

    «В  соответствии с новой интегральной теорией познания мы имеем не один, а, по крайней мере, три различных канала познания: чувственный, рациональный и сверчувственный-сверхрациональный». /17, стр. 48/  По Сорокину, Истина, полученная с помощью интегрального использования всех трех каналов познания – чувства, разума и интуиции – это более полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов. «История человеческого знания – это кладбище, заполненное неправильными эмпирическими наблюдениями, неправильными рассуждениями и псевдоинтуициями. При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют и контролируют друг друга». /23, стр.134/

    Человек, по Сорокину также постигается как  «чудесное интегральное существо»: «Он является не только животным организмом, но также и рационально мыслящим и деятельным…», /17, стр. 51/  «…он также является сверхсознательным творцом, который в состоянии контролировать и переступать пределы своих бессознательных и сознательных сил и который фактически делает это в моменты «божественного вдохновения» в наилучшие периоды своего интенсивного творчества». /23, стр. 135/ Сорокин также намеренно проводит параллель с триадическими концепциями человека, преобладающими в великих религиях.

Информация о работе Американский период научного творчества П.А. Сорокина