Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:17, курсовая работа
Цель работы: показать актуальность и необходимость детального изучения основных теоретических направлений научной деятельности П.А. Сорокина.
Задачи работы:
Показать взаимосвязанность и неотрывность научной деятельности русского и американского периодов в основных работах П.А. Сорокина.
Введение
Глава 1 Истоки философских и общесоциологических взглядов П.А. Сорокина
Глава 2 Направления научной деятельности П.А. Сорокина американского периода
Концепция социальных нарушений
Теория социокультурной динамики
Интегральная парадигма
Заключение
Список использованной литературы
Также Сорокин определяет «новое царство реальности», которое состоит из неорганических, органических и суперорганических (или культурных) явлений. Причем «…явления культурного мира имеют «нематериальный» компонент «смысла» (как идея, ценность, моральная норма поведения), который накладывается на физический и/или жизненный компоненты». /23, стр. 135/ Кроме того, он подчеркивает, что этот компонент смысла меняет природу неорганических и органических явлений: «…лишенная своего смысла, Венера Милосская превращается в простую глыбу мрамора». /23, стр. 135/ Суперорганический мир состоит из идеологических (смыслы, объединенные в системы языка, науки, техники, религии, философии, права, этики, различных теорий и пр.), материальных (вся материальная культура), личностных (всех индивидов как социокультурных личностей и социокультурных групп) и бихевиористских (всех открытых действий, церемоний, ритуалов, поступков индивидов) явлений культурного мира. И эта окружающая среда «…окутывает, обуславливает и формирует каждого индивида и группу». /23, стр. 136/
Среди
смысловых ценностей
Описанная выше сложная система описывает сущностные характеристики Интегрального общества, которое, по Сорокину есть наиболее приемлемая историческая стратегия для преодоления кризиса социокультурной системы. Сорокин отстаивал Интегрализм как парадигмальную основу грядущего общественного строя.
Но
Сорокин не только описывает и
обосновывает необходимость построения
Интегрального общества, он идет дальше
и подробным образом исследует стратегию,
которая могла бы этому способствовать.
В основе ее - распространение в мире идеи
альтруистической любви, всестороннему
изучению и пропаганде которой он посвятил
последние годы жизни, работая в созданном
им Гарвардском центре по изучению
творческого альтруизма.
Заключение
В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.
Сейчас, например, уже трудно отыскать принципиальные различия в экономическом, социальном и политическим строе, научных, религиозных, идеологических взглядах между Россией и США, что подтверждает предсказанную Сорокиным тенденцию конвергенции этих двух держав. Однако, следует отметить, что не все так гладко: Россия в порыве отказа от социалистической идеологии и экономики, резко и кардинально поменяв ее на принципы и методы «капиталистической» экономики, приобрела так называемый «дикий капитализм» со всеми его отрицательными сторонами, разрушив таким образом большинство позитивных былых завоеваний и преимуществ и накопив большинство негативных сторон «заимствованной» системы. Однако сейчас необходимо отметить все более усиливающуюся тенденцию к сокращению теперь уже экономической «пропасти» между США и Россией, а также постепенное уравнивание сил в отношении лидерства в значительной части геополитического и геоэкономического пространства. В целом, Россия постепенно становится сильнее.
Ю.В. Яковец в отношении прогноза Питирима Сорокина о сдвиге творческого лидерства с Запада на Восток пишет следующее: «Россия стоит, пожалуй, перед одной из самых трагических альтернатив за свою тысячелетнюю историю: распада некогда великой локальной цивилизации и превращения в «этнографический человеческий материал» для других, более активных и агрессивных цивилизаций, - или возрождения на базе нового социокультурного строя, наследственный потенциал для которого еще не исчерпан». /34, стр. 156/
Однако, мне кажется, что мы преодолели самый критический момент и повернули в сторону возрождения, так как в целом наблюдаемая картина «суперорганического мира» России представляет наличие процессов «фильтрации» как западного культурного наследия, так и «советско-российского», причем происходит накапливание позитивных элементов того и другого, их довольно активная популяризация в обществе. Конечно, нельзя сейчас утверждать, что опасность миновала, но критическая точка, по-моему, пройдена. Хотя никто не может утверждать, что в случае очередного экономического кризиса, мы не вернемся на несколько шагов назад и упомянутая альтернатива не возникнет снова.
Также необходимо отметить, что силы положительной религиозной и моральной поляризации в нашем обществе постепенно усиливаются: возросло число искренне верующих, прорастают, пока слабые, ростки нового движения в сторону толерантности, воспитания доброты, возрождения нравственности. Естественно, пока еще доминируют силы негативной поляризации, но этот факт лишь подтверждает отмеченную Питиримом Сорокиным закономерность о превалировании негативной поляризации в начальные периоды кризисов.
Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России кажется мне положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.
Профессор Гарольд Браун считает: «что практически на сто процентов оправдались прогнозы Питирима Сорокина в отношении того, в каком направлении пойдет наше общество». Однако доказательность прозрений этого ученого очевидна для немногих ученых, тех, кому посчастливилось подробно познакомиться с оставленным им наследием и понять его. Одна из важнейших задач социологов – перевести на русский язык и издать главные труды Питирима Сорокина.
Завершить
работу хотелось бы следующими справедливыми
словами А.В. Липского: «Для настоящей
популяризации Сорокина и его трудов в
России придется еще немало поработать.
И вернуться он должен таким, каким был
на самом деле: глубоких знаний, демократических
убеждений и большой души человеком, настоящим
патриотом России». /9, стр. 134/
Список
использованной литературы:
Информация о работе Американский период научного творчества П.А. Сорокина