Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:20, контрольная работа
При изучении сущности и специфики опроса – самого распространенного метода сбора социологической информации – следует также обратить внимание на характеристики его различных видов: сплошных и выборочных, заочных и очных, индивидуальных и групповых, обычных и экспертных, письменных и устных. Среди наиболее известных разновидностей опроса обычно выделяют анкетирование и интервьюирование, которые различаются по способу общения с респондентом.
Введение 2
1. Методы опроса 2
1.1. Анкетирование 2
1.2. Интервьюирование 2
2. Основные преимущества анкетирования и интервьюирования 2
Заключение 2
Используемая литература 13
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный горный институт им.
Г.В.Плеханова»
Кафедра социально-гуманитарных наук
Учебная
дисциплина «Социология»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему
Анкетирование и интервьюирование как формы
социологических
исследований
Работу выполнила
___________.,
шифр _______________
«______»____________20___г.
Санкт-Петербург
2012
Содержание
При
изучении сущности и специфики опроса
– самого распространенного метода
сбора социологической
Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.
Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику, о которой будет сказано ниже. Сейчас охарактеризуем их общие принципы.
Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:
а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время,
б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.
Анкетирование редко бывает
Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая из самого опросного листа, сведений о респонденте и преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.
Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В анкете можно и нужно ставить:
1. не только программно-
2. как прямые, предлагающие респонденту
выразить свою собственную
3. вопросы - "крючки", ставящиеся
для того, чтобы респондент "клюнул",
т.е. ради поддержания его
4. вопросы - "фильтры", позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, отсеять ту их часть, мнение которой по следующему за "фильтром" вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;
5. контрольные вопросы,
6. вопросы - "ловушки", являющиеся
разновидностью контрольных,
7. наводящие вопросы, помогающие
точнее понять смысл
8. дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа "да-нет");
9. вопросы - "меню", т.е. с поливариантными
ответами, когда респондент может
выбрать любое сочетание
10. вопросы - "диалоги", ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц;
11. шкальные вопросы, т.е. такие,
ответ на которые заключен
в оценке чего-либо по
12. табличные вопросы,
13. закрытые вопросы, т.е.
14. открытые вопросы, не
15. полузакрытые, точнее, частично закрытые
(или частично открытые) вопросы,
на которые заранее дана лишь
часть вариантов ответа, которая
может не удовлетворить
Текст анкеты разрабатывается с учетом того, какую информацию необходимо получить. Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме "меню", шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты оценок респондента.
Важно подчеркнуть
Постановка контрольных
Все эти правила составления анкет помогут использовать и оценить информацию не только по отдельным вопросам, но и учесть информацию, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.
При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.
Особенности интервью по-
Интервью по месту работы, занятий,
то есть в служебном помещении.
Интервью по месту жительства. Оно становится предпочтительным, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений.
В прикладной социологии
Формализованное интервью - самая
распространенная
Фокусированное интервью - следующая
ступень, ведущая к уменьшению
стандартизации поведения
Свободное интервью отличается
минимальной стандартизацией
Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:
а) вопросов без ответов при нем практически не бывает;
б) неопределенные или
в) имеется возможность
его вербальных ответов, но и невербальных реакций;
г) получаемая информация
Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов.
Для начинающих социологов он
представляет немало
Наибольшее распространение в
социологии получило
Информация о работе Анкетирование и интервьюирование как формы социологических исследований