Анкетирование и интервьюирование как формы социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:20, контрольная работа

Описание

При изучении сущности и специфики опроса – самого распространенного метода сбора социологической информации – следует также обратить внимание на характеристики его различных видов: сплошных и выборочных, заочных и очных, индивидуальных и групповых, обычных и экспертных, письменных и устных. Среди наиболее известных разновидностей опроса обычно выделяют анкетирование и интервьюирование, которые различаются по способу общения с респондентом.

Содержание

Введение 2
1. Методы опроса 2
1.1. Анкетирование 2
1.2. Интервьюирование 2
2. Основные преимущества анкетирования и интервьюирования 2
Заключение 2
Используемая литература 13

Работа состоит из  1 файл

социология.реферат.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

      Несколько реже используют полустандартизированное  интервью. Оно проводится на основе  не формализованного опросного  листа, а памятки ("путеводителя") с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не  исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.

      Еще реже встречаются фокусированные  интервью, в которых стандартизирован  лишь исходный вопрос (правда, в  нескольких вариациях), а главная  задача видится в сосредоточении  внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным.

      Только опытные социологи (да  и то не всегда) применяют свободное  и разведывательное интервьюирование. Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Здесь социолог свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации.

      Разведывательное интервью (другое  его обозначение - глубинное) используют  при определении и/или уточнении  формулировки рабочих гипотез  на этапе разработки программы  исследования. Его цель не только  и не столько в том, чтобы  получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.

      Каждый из пяти охарактеризованных  типов интервью может реализоваться:

      а) однократно или панельно (многократно  через определенный временной  интервал);

      б) в межличностной (интервьюер-респондент), личностно-групповой (группа интервьюеров - респондент или, наоборот, интервьюер - группа респондентов) и группо-групповой  форме (когда группа интервьюеров беседует с группой респондентов).

    Для проведения разовых стандартизированных  интервью межличностного характера  можно не привлекать квалифицированных  социологов (порой это даже желательно, чтобы повысить непредвзятость данных). Но без них невозможно получить достоверную информацию во всех иных разновидностях интервьюирования. 

  1. Основные  преимущества анкетирования  и интервьюирования
 

Табл. № 1 
 

 

Заключение

 
 

    Опросные  методы весьма разнообразны. Наряду с  общеизвестным анкетированием и интервьюированием существуют почтовые, телефонные, прессовые, факсовые, экспертные и др. опросы. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику.

    Любой социологический опрос нельзя проводить  до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.

    Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа. 

 

Используемая  литература

 

1. Кравченко, А. И. Социология: Учебник для студентов вузов, 2005

2. Лопушанский, И.Н. Социология: учебно-методическое пособие, 2007

3.  Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений, 2003

Информация о работе Анкетирование и интервьюирование как формы социологических исследований