Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:44, реферат
Человек – существо социальное. Но в то же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое.
Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы.
Введение......................................................................................................................................3-5
Структура природы человека....................................................................................................6-8
Биологическое и социальное в человеке................................................................................9-10
Биологическая и культурная эволюции...............................................................................11-17
Заключение...................................................................................................................................18
Список литературы...........
Из-за причин зоологического несовершенства отдельный человек в отрыве от коллектива себе подобных не может ни поддерживать свое существования, ни тем более завершить биологический цикл своего развития и воспроизвести потомство. А человеческий коллектив - это общество со всеми присущими только ему параметрами. Только общество обеспечивает существование человека и как индивида, личности, и как биологического вида. Люди и живут обществом прежде всего для того, чтобы биологически выжить каждому в отдельности и всему человеческому роду вообще. Общество, а не отдельный индивид, является единственным гарантом существования человека как биологического вида Homo Sapiens. Только общество накопляет, сохраняет и передаёт следующим поколениям опыт борьбы человека за выживания, опыт борьбы за существования. Отсюда, для сохранения и вида и отдельного индивида (личности) необходимо сохранять общество этого индивида (личности). Следовательно, для каждого отдельного человека с точки зрения его природы общество имеет большее значение, нежели он сам, отдельный человек. Вот почему даже на уровне биологических интересов смысл жизни человека заключается в том, чтобы беречь общество больше, чем свою собственную, отдельную, жизнь. Даже в том случае, если во имя сохранения данного, своего, общества необходимо пожертвовать своей личной жизнью.
Биологическая и культурная эволюции
Особенности процесса эволюции человека. Эволюционные преобразования предков человека, обусловленные давлением естественного отбора, явились биологическими предпосылками развития социальных отношений. Совершенствование способности изготавливать различные орудия и использовать их при своей защите, а также при добывании пищи явилось решающим фактором успеха в борьбе за существование и качественно отделило человека от животного мира. Однако это не исключало действия на человека общих законов развития живой природы. Биологические и социальные факторы в процессе эволюции людей действуют параллельно, но с разной скоростью: первые - с замедлением, вторые - с ускорением. На ранних этапах антропогенеза естественный отбор имел решающее значение. Сначала шел отбор индивидуумов, более способных к изготовлению примитивных орудий для добывания пищи и защиты от врагов. Постепенно объектом отбора становится такое характерное свойство, как стадность и связанные с ней относительно развитые формы общения. Причем индивидуальный отбор формировал преимущественно морфофизиологические особенности организации человеческого типа (пря-мохождение, развитая кисть руки, крупный мозг), а групповой отбор совершенствовал социальную организацию (формы отношения в стаде).
Характерная черта антропогенеза - однонаправленность эволюционных преобразований, связанных с постепенным развитием прямохожде-ния, нарастанием способности к накоплению и практическому использованию информации об окружающей среде (развитие мозга и руки), совершенствованием коллективного образа жизни.
Овладев культурой производства совершенных орудий труда, приготовлением пищи, устройством жилищ, человек изолировал себя от неблагоприятных климатических факторов настолько, что вышел из-под жесткого контроля естественного отбора и в значительной степени стал зависеть от социальных условий и воспитания.
Качественные отличия человека. Первого представителя рода Homo — человека умелого выделяют из животного мира по признаку трудовой деятельности. Не просто использование палки или камня как орудия, а именно производство различных орудий явилось гранью, отделившей человека от человекоподобных предков.
Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой.
Культурная эволюция во многом похожа на биологическую - информация передается следующим поколениям, но не через размножение а помощью ДНК, а путем подражания, обучения и овладения знаниями и навыками. Культурная эволюция связана со способностью сохранять всю накопленную информацию и передавать ее следующему поколению.
Культурная эволюция не зависит полностью от случайности - человек способен активно искать новую информацию, сознательно избирая направление своих поисков. Он может также получить ее путем размышлений, открывая новые факты, взаимосвязи, формы поведения методом дедукции. В культурной эволюции для устранения вредной информации не нужная гибель индивидов. Человек способен сознательно от нее отказаться. В биологической эволюции новые свойства могут приобретать лишь ценой потери прежних. Например, мутация, благодаря которой у птицы появляется клюв, может лишить его способности раскалывать зерна или ловить насекомых. Напротив, приобретение новой информации в ходе культурной эволюции обычно не отражается негативно на прежних способностях индивида. Поэтому культурная эволюция может происходить значительно быстрее: ведь новые свойства не вытесняют существующие, а лишь дополняют их. Она имеет кумулятивный характер, и ее темпы с течением времени нарастают.
Человек постоянно что-то замечал, открывал и усваивал для себя все новые и новые взаимосвязи, что дало ему возможность преобразовывать окружающий мир соответственно своим потребностям.
Для того, чтобы лучше понять сущность культурной эволюции как процесса формирования поведения человека, обратимся к ее генезису.
В животном мире имеется также негенетический способ передачи опыта от одной особи к другой. Например, опыты с высшими мартышками свидетельствуют о том, что их можно научить использовать орудие труда и даже пользоваться примитивным языком глухонемых. Мартышка, которая знает язык глухонемых, может научить ее других особей. Это дало основание некоторым авторам говорить о существовании у животных элементарной культуры или пракультуры. Животные имеют элементарное средство передачи опыта, однако здесь отсутствуют негенетические средства закрепления этого опыта внутри вида или популяции. У человека с возникновением производственной деятельности появились и другие, кроме половых клеток, материальные структуры, в которых фиксировался и с которыми, вместе с тем, передался от поколения к поколению предыдущий опыт. Такими материальными структурами были изготовлены орудия. С началом фиксации в средствах производственного опыта каждое новое поколение, вступая в жизнь, получило в свое распоряжение материализованный опыт предыдущих поколений, обогащало его и передавало дальше. Возникновение нового средства фиксации и передачи опыта имело своим следствием появление особенного материального процесса - эволюции орудий. В конце концов развитие орудий труда приходило в противоречие с морфологическим строением организма человека и начинало требовать приведения его в соответствие с потребностями дальнейшего прогресса. И это противоречие преодолевалось с помощью грегарно-индивидуального отбора. О естественном индивидуальном отборе не может идти речи, ибо способность к производственной деятельности не давала никаких биологических преимуществ индивиду, то наличие их в объединении людей делало всех членов коллектива, вместе взятых, более способными к приспособлению. Специфика этого отбора была в том, что его направление определялось не особенностями среды, а особенностями процесса эволюции орудий. С тех пор, как возникла эволюция орудий труда, главное направление развития организма пошло по линии не прямого приспособления к среде, а приспособление его к производственной деятельности и через нее - к среде.
В силу всего этого данный отбор можно характеризовать как производственный. Особенностями производства определялось то, что отбор был не индивидуальным, то есть та стая предлюдей лучше приспособилась к среде и выживала, которая имела более совершенные орудия труда. Производственный грегарно-индивидуальный отбор был особой формой, качественно отличной от форм природного отбора. И попытки поставить его в один ряд с отбором, который привел к приспособлению одного вида животных к жизни в норах, другого - к жизни на деревьях, не имеют под собой почвы.
Под воздействием производственной деятельности изменялась и сама организация предлюдей - от стаи (биологической) к обществу (социальной).
Взаимоотношения в стае строятся, как правило, на принципе доминирования силы. Изготовление орудий труда предусматривает усложнение центральной нервной системы, прежде всего головного мозга, способность к более тонким и точнее движениям, но никоим образом не развитие мышц. Взаимоотношения, что существуют в стае на основе силы, с определенного момента сделали фактически невозможным развитие производственной деятельности. Нужно было или отказаться от усовершенствования орудий труда, а следовательно, от адаптации к окружающей среде (что означало бы прекращение эволюции вида и его деградацию), или избрать другой путь - выйти за пределы биологической организации к социальной, где ведущими отношениями становятся производственные, которые и определяют особенности поведения людей, прежде всего равный доступ к еде.
Постепенно формируются коммунальные отношения, то есть равноправный доступ всех членов коллектива к существующей собственности: еды, орудий труда, одежды и тому подобное, которые встречаются у народов, которые находятся в первой фазе первобытного общества. Большую роль в нейтрализации биологического индивидуализма и формировании общественных отношений (сначала как отношений равноправия) сыграли табу. Табу представляли собой нормы поведения, что выражались в запрещении какого-то действия. Эта норма вроде бы извне навязывалась обществу какой-то посторонней силой, с которой нельзя было не считаться. Так выражала себя общественная воля. Объединение, в каких табу нарушалось, исчезало с неизбежностью. Общественные отношения окончательно утвердились, когда требования коллектива к индивиду стали внутренней потребностью каждого члена, причем сильнее его биологических инстинктов. Это случилось где-то 40-35 тыс. лет тому назад. С этого времени культурная эволюция начала определять развитие человечества, которое пошло более быстрыми темпами, увеличилось число альтернативных форм поведения человека во взаимоотношениях с окружающей средой.
Отмечая особенности культурной эволюции, мы подчеркивали, что она основывается на сохранении знаний, достоянии новых и передаче их следующим поколениям. Чтоб сберечь и развить всю свою новую общественную сущность, социализировать в надлежащем направлении каждого индивида, человечеству нужно было передать ему всю совокупность своей социальной жизни - производственные способности, принципы взаимоотношений (табу), а также духовный мир, что начал формироваться: мысли, чувства, состояния людей. В верхнем палеолите (35 тыс. лет тому назад) возникла ситуация, при которой значительная часть общественной жизнедеятельности не могла быть закодирована, воплощенная и передана существующими средствами. Какие же средства имела в наличии культурная эволюция на вышеупомянутый момент?
1. Прежде всего,
как уже отмечалось, развитие
орудий труда, передача
2. Определенные моральные
представления уже
3. Мифология через
одухотворение природы
4. Предмагия служила средством практического влияния на мир и давала человеку уверенность в успехе предполагаемого дела, передавала опыт в разных сферах жизнедеятельности. В частности, очень возможно, что у первобытных людей охоте предшествовала его репетиция. Усложнение охотничьей деятельности неминуемо требовало на определенном этапе предварительной выработки плана действий. Через крайнюю конкретность мышления первобытного человека выработки плана охоты и распределение ролей могли происходить лишь в виде инсценировки охоты, которая вначале не носила магического характера, но в дальнейшем непременно была должна была превратиться в обряд, - так возникает магия.
Все средства, о которых шла речь выше, сохраняли имеющиеся социальные отношения и духовный мир людей. Ограниченность их была в том, что каждое из этих средств имело узкое поле применения в социальной жизни (орудие труда - в экономике, табу - в моральной жизни и тому подобное). Они были факторами внешнего взаимодействия человека и мира. В первобытном обществе, наверное, достаточно часто случались всплески индивидуализма, которые выявляли себя в разных антиобщественных проявлениях, следовательно, необходимо средство, которое, воспроизводя общественные ценности и «необходимую модель жизни», непосредственно и не принудительно влияло на мировосприятие человека, регулируя его поведение. Усложняющийся духовный мир личности ни в какой мере не могло отобразить и сберечь ни одно из названных средств.
Информация о работе Биологическая и культурная революция человека