Биолого-эволюционное направление в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:14, контрольная работа

Описание

Одним из наиболее влиятельных направлений XIX века стала биолого-эволюционная школа в социологии. Основным идеологом и создателем этого направления был Герберт Спенсер.
Спенсер разделял основной взгляд Конта – социология примыкает к биологии, составляя с ней физику организованных тел. Правда, Спенсер помещает между ними психологию, которую отвергал Конт, но это не оказало заметного влияния на его научные изыскания вообще и на концепцию общества в частности.
В его представлениях первое место принадлежало биологической аналогии. Пытался объяснить явления, происходящие в общественной жизни.

Содержание

1. Биолого-эволюционное направление
2. Социологические взгляды Герберта Спенсера
3. Социальное взаимодействие и коллективное поведение

Работа состоит из  1 файл

Социология гот.docx

— 27.63 Кб (Скачать документ)

Следовательно, массовое общество - это такое общество, в котором  нормальные первично-групповые, общественные, традиционно ориентированные взаимосвязи  переходят во вторично-групповые, утилитарные. Для общества, определяемого таким  образом, характерными чертами являются анонимность, высокая степень социальной мобильности, специализация статусов и социальных ролей, во многим индивидуальный выбор поведения, который относительно независим от существующих традиционных нравов и ценностей. До тех пор  пока связи на уровне первичных групп  и традиционно-ориентированные связи  остаются наиболее важными в современном  обществе, массовое общество представляется как идеальный тип или модель, которая существует, но черты которой  не служат основой поведения большинства  людей. Однако закономерности развития социальной жизни в современных условиях показывают, что черты массового общества преобладают в нашей повседневности.

Традиционное общество (в  том числе и родоплеменное) управляется  небольшими элитными группами, которые  изолированы от других членов общества, причем управление осуществляется в  соответствии с обычаями, нравами  и традициями, на основе принятых и  усвоенных ценностей. В массовом обществе традиции и нравы не служат основой для принятия решений  и элитные группы не изолированы  в такой степени от чувств и  мыслей не элиты. Однако элитные слои могут испытывать давление со стороны  других, не элитных слоев общества, оказываемое через выборы в демократических  обществах и через восстание  или неповиновение (а также через  другие формы давления) в «жестких»  политических системах. В условиях массового общества элитные слои способны успешно противостоять  воздействию не элитных слоев. Доказано, что различные части элиты  пытаются пропагандировать, организовывать и манипулировать поведением членов не элитных слоев для поддержания  собственных целей и интересов. Современные компьютерные средства позволяют избирательно определять проблемные для целей элиты группы в современном обществе, воздействовать персонально на членов общества (например, посредством писем, публичных выступлений  или с помощью рекламы) и постоянно  отслеживать степень влияния  на общественность различных средств  воздействия.

Большинство ученых, разрабатывающих  научные проблемы, связанные с  массовым обществом и массовой культурой, описывают эти социальные явления  в весьма мрачных тонах, сожалея  о потере прошлых ценностей, забвении старых, добрых устоев и традиций. При  этом многие из них делают упор на контрасте  современных представителей массового  общества и наших ближайших предков. В ходе такого сравнения обычно рисуют представителей нескольких ближайших  поколений данного общества как  людей, наделенных высокими моральными качествами, с развитыми чувствами  чести, долга и достоинства, принципиальных и достаточно жестких в отношении  сохранения прошлых традиций и опыта  предков. Напротив, представитель массового  общества представляется как лишенный культурных корней, с вульгарными  вкусами, болезненными или непристойными  наклонностями и все более  развивающимся презрением по отношению  к проявлениям разума и интеллекта. Эта грустная картина, как правило, сопровождается рассуждениями о  гибели культуры и вырождении человека как вида вследствие невозможности  сохранения биологического и культурного  генофонда.

Однако жизнь в современном  обществе, видимо, не стоит представлять в столь мрачном свете. Во-первых, изучение истории показывает, что  разговоры о гибели культуры велись еще в Древней Греции, а периоды  снижения разнообразия и действенности  культурных норм чередуются с периодами  расцвета культуры. Во-вторых, интеллектуальные интересы и культивируемые (высокие) вкусы всегда свойственны лишь ограниченному кругу людей. Л.Н. Гумилев, исследуя развитие прошлых культур отмечал, что: «...при жизни концепции Демократа, Платона, Георгия, Аристотеля были достоянием немногих их собеседников... Конечно Аристотель - гений. Кто спорит?! А где его знали в 17 в. до н.э.? В просвещенных Афинах, на родине - в Эвбее и при дворе македонского царя. Вероятно, его труды читали в Таранте, может быть, даже в Оливии, но кто? Небольшая кучка снобов и правдоискателей, число коих составляло, допустим, десятки людей, а скорее - единицы. А основа населения - два миллиона эллинов?  Беотийские крестьяне, Этолийские разбойники, ионийские торгаши, спартанские воины, аркадские пастухи? Да им было некогда, и незачем!».

В некоторых отношениях «массовый» человек даже превосходит представителей «немассового» общества. Так, например, представители массового общества гораздо более разнообразны в  проявлениях своего поведения, чем  их предсказуемые и ригидные предки, они располагают множеством способов восприятия и переработки различной  информации, свободой передвижения и  даже имеют возможность жить в  другой культуре. Но представители  массового общества действительно  сталкиваются с некоторыми проблемами, которые самым отрицательным  образом сказываются на условиях их социальной жизни и на поведении. Отметим эти проблемы.

1. Современное массовое  общество характеризуется высокой  компактностью проживания населения,  высоким уровнем урбанизации.  Скученность индивидов в ограниченном  физическом пространстве неизбежно  порождает такие негативные явления,  как агрессия, конфликтность, переизбыток  противоречивой информации, что  разрушает существующий социальный  порядок и негативно влияет  на процесс формирования личности.

2. Одной из самых худших  социальных черт современного  массового общества можно считать  неопределенность в выборе оптимальной  линии поведения. Высокая степень  изменчивости социальных образцов  и условий существования способствует  возникновению чувства неуверенности,  несправедливости, что приводит  к анемии. Следствиями этого являются  недоверие к существующим социальным  институтам, культурным образцам, отказ  от планирования собственной  жизни (например, лозунги «живи  сегодняшним днем», «нам нужно  не завтра, а сейчас»).

 Следовательно, говоря  о массовом обществе, мы будем  иметь в виду крайне противоречивое  социальное явление, характеризуемое  некоторыми специфическими чертами  поведения, которые мы в совокупности  будем называть массовым поведением  в отношении членов данного  общества.

 


Информация о работе Биолого-эволюционное направление в социологии