Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:14, контрольная работа
Одним из наиболее влиятельных направлений XIX века стала биолого-эволюционная школа в социологии. Основным идеологом и создателем этого направления был Герберт Спенсер.
Спенсер разделял основной взгляд Конта – социология примыкает к биологии, составляя с ней физику организованных тел. Правда, Спенсер помещает между ними психологию, которую отвергал Конт, но это не оказало заметного влияния на его научные изыскания вообще и на концепцию общества в частности.
В его представлениях первое место принадлежало биологической аналогии. Пытался объяснить явления, происходящие в общественной жизни.
1. Биолого-эволюционное направление
2. Социологические взгляды Герберта Спенсера
3. Социальное взаимодействие и коллективное поведение
Следовательно, массовое общество
- это такое общество, в котором
нормальные первично-групповые, общественные,
традиционно ориентированные
Традиционное общество (в том числе и родоплеменное) управляется небольшими элитными группами, которые изолированы от других членов общества, причем управление осуществляется в соответствии с обычаями, нравами и традициями, на основе принятых и усвоенных ценностей. В массовом обществе традиции и нравы не служат основой для принятия решений и элитные группы не изолированы в такой степени от чувств и мыслей не элиты. Однако элитные слои могут испытывать давление со стороны других, не элитных слоев общества, оказываемое через выборы в демократических обществах и через восстание или неповиновение (а также через другие формы давления) в «жестких» политических системах. В условиях массового общества элитные слои способны успешно противостоять воздействию не элитных слоев. Доказано, что различные части элиты пытаются пропагандировать, организовывать и манипулировать поведением членов не элитных слоев для поддержания собственных целей и интересов. Современные компьютерные средства позволяют избирательно определять проблемные для целей элиты группы в современном обществе, воздействовать персонально на членов общества (например, посредством писем, публичных выступлений или с помощью рекламы) и постоянно отслеживать степень влияния на общественность различных средств воздействия.
Большинство ученых, разрабатывающих научные проблемы, связанные с массовым обществом и массовой культурой, описывают эти социальные явления в весьма мрачных тонах, сожалея о потере прошлых ценностей, забвении старых, добрых устоев и традиций. При этом многие из них делают упор на контрасте современных представителей массового общества и наших ближайших предков. В ходе такого сравнения обычно рисуют представителей нескольких ближайших поколений данного общества как людей, наделенных высокими моральными качествами, с развитыми чувствами чести, долга и достоинства, принципиальных и достаточно жестких в отношении сохранения прошлых традиций и опыта предков. Напротив, представитель массового общества представляется как лишенный культурных корней, с вульгарными вкусами, болезненными или непристойными наклонностями и все более развивающимся презрением по отношению к проявлениям разума и интеллекта. Эта грустная картина, как правило, сопровождается рассуждениями о гибели культуры и вырождении человека как вида вследствие невозможности сохранения биологического и культурного генофонда.
Однако жизнь в современном обществе, видимо, не стоит представлять в столь мрачном свете. Во-первых, изучение истории показывает, что разговоры о гибели культуры велись еще в Древней Греции, а периоды снижения разнообразия и действенности культурных норм чередуются с периодами расцвета культуры. Во-вторых, интеллектуальные интересы и культивируемые (высокие) вкусы всегда свойственны лишь ограниченному кругу людей. Л.Н. Гумилев, исследуя развитие прошлых культур отмечал, что: «...при жизни концепции Демократа, Платона, Георгия, Аристотеля были достоянием немногих их собеседников... Конечно Аристотель - гений. Кто спорит?! А где его знали в 17 в. до н.э.? В просвещенных Афинах, на родине - в Эвбее и при дворе македонского царя. Вероятно, его труды читали в Таранте, может быть, даже в Оливии, но кто? Небольшая кучка снобов и правдоискателей, число коих составляло, допустим, десятки людей, а скорее - единицы. А основа населения - два миллиона эллинов? Беотийские крестьяне, Этолийские разбойники, ионийские торгаши, спартанские воины, аркадские пастухи? Да им было некогда, и незачем!».
В некоторых отношениях «массовый»
человек даже превосходит представителей
«немассового» общества. Так, например,
представители массового
1. Современное массовое
общество характеризуется
2. Одной из самых худших
социальных черт современного
массового общества можно
Следовательно, говоря
о массовом обществе, мы будем
иметь в виду крайне
Информация о работе Биолого-эволюционное направление в социологии