Биолого-эволюционное направление в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:14, контрольная работа

Описание

Одним из наиболее влиятельных направлений XIX века стала биолого-эволюционная школа в социологии. Основным идеологом и создателем этого направления был Герберт Спенсер.
Спенсер разделял основной взгляд Конта – социология примыкает к биологии, составляя с ней физику организованных тел. Правда, Спенсер помещает между ними психологию, которую отвергал Конт, но это не оказало заметного влияния на его научные изыскания вообще и на концепцию общества в частности.
В его представлениях первое место принадлежало биологической аналогии. Пытался объяснить явления, происходящие в общественной жизни.

Содержание

1. Биолого-эволюционное направление
2. Социологические взгляды Герберта Спенсера
3. Социальное взаимодействие и коллективное поведение

Работа состоит из  1 файл

Социология гот.docx

— 27.63 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Гуманитарно-техническая  академия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине

«Социология»

Вариант № 7

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:  Устюгова Т.В. студентка 1-у курса

заочного отделения на базе С/П, учет и аудит 

 

Проверил: _______________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кокшетау - 2013 г.


Содержание

 

1. Биолого-эволюционное направление

2. Социологические взгляды Герберта Спенсера

3. Социальное взаимодействие и коллективное поведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Биолого-эволюционное направление

 

Одним из наиболее влиятельных  направлений XIX века стала биолого-эволюционная школа в социологии. Основным идеологом  и создателем этого направления  был Герберт Спенсер.

Спенсер разделял основной взгляд Конта – социология примыкает  к биологии, составляя с ней  физику организованных тел. Правда, Спенсер  помещает между ними психологию, которую  отвергал Конт, но это не оказало  заметного влияния на его научные  изыскания вообще и на концепцию  общества в частности.

В его представлениях первое место принадлежало биологической  аналогии. Пытался объяснить явления, происходящие в общественной жизни. Так, работа Чарльза Дарвина о  естественном отборе и эволюции, породила множество биологизаторско - социальных концепций (в том числе социал-дарвинизм), также оказала влияние на Спенсера. Однако некоторые исследователи  считают, что Спенсер пришел к  своим мыслям независимо от Дарвина.

Суть социал-дарвинистской  теории в том, что ее авторы переносили на общество и доводили до логического  конца принципы естественного отбора. Рассматривали его как универсальный  способ существования человеческого  общества.

В целом, органическое направление  и социал-дарвинистская социология имеют много общего. Они обе  стремятся свести социальные явления  к явлениям чисто биологического характера, устраняя другие факторы  – психологический, политический, экономический  и т. д. Вместе с тем, в этом подходе  есть и положительный момент –  явление высшего порядка зависит  от явлений низшего порядка.

 

2. Социологические взгляды Герберта Спенсера

 

Герберт Спенсер является крупнейшим представителем биолого-эволюционной школы в социологии. Один из родоначальников  социал-дарвинизма и идеолог либерализма.

Первый труд – «Социальная  статика». Предпринимал попытку создания синтетической философии. В 60- 90 е  годы выходят его работы:

«Основы начала» 

«Основание психологии» 

«Основание биологии» 

«Основание этики»

«Основание психологии» 

«Социология как предмет  изучения» (1873 год)

Особой популярностью  его работы пользовались в США, где  издавались рекордными для своего времени  тиражами- 200000 экземпляров. Видимо, идеи индивидуализма, борьбы за существование, очень импонировали американцам.

Свои воззрения Спенсер  выводил методом дедукции.

К Конту Спенсер относился  критично, но считал, что в понимании  социальных явлений Конт превзошел  всех своих предшественников.

Социологическая ориентация Спенсера отличалась от позиции Конта. Спенсер характеризовал ее так: «Какова  цель Конта? – дать всестороннее описание прогресса человеческого разума. Моя же цель – дать описание внешнего мира». Т.е. Конта интересовала только эволюция идей, а Спенсера - происхождение  вещей.

Главное различие Конта и  Спенсера – подход Спенсера – объективный, а подход Конта – субъективный. Первой и основной заботой Спенсера является эволюционное изменение в  социальных структурах и институтах, а идеи – вторичны. Усредненное  мышление является состоянием социальных структур.

Центральное понятие мировоззренческой  концепции - понятие эволюции, которое  он рассматривал в качестве основного. По Герберту Спенсеру, эволюция человеческого  общества не слишком отличается от других изменений. Это частный случай эволюции природы. Социология может  стать наукой только тогда, когда  признает идею природного эволюционного  закона. Не может быть принятия социологии как науки, когда есть убеждение, что социальный порядок не противоречит законам природы 

Спенсер сохранил первоначальную контовсую методологию натурализма  в подходе к познанию общества.

Эволюция по Спенсеру достигается  средствами структурно-функциональной дифференциации, которая выражается в переходе от простого к сложному, от однообразия к многообразию и  специализации, от текучести к статике  и т.д.

Этот подход Спенсер считал универсальным процессом в истории  человеческого общества. В основе механизма социальной эволюции лежат  три фактора:

1) Однообразие создает  условие для нестабильности. Т.е.  процесс развития отягощается  особенностями самой социальной  жизни. В процессе развития  общества происходит резкая дифференциация.

2) Существует тенденция  к углублению неравенства. 

3) Люди, занимающие одинаковое  положение, как правило, стремятся  к объединению, поскольку общество  начинает делиться на фракции. 

В результате дифференциации появляются границы.

Социальная дифференциация приводит к тому, что возвращение  к социальному однообразию невозможно. Благодаря дифференциации, человеческая история проходит ряд стадий. На смену изолированным обществам  приходит общественное разделение труда. Из простого оно становится сложным, составным.

В результате дифференциации центральное значение приобретает  политика, политическая система, а основной вопрос о власти.

Спенсер ввел понятие «дихотомия», полярную дихотомическую концепцию  общества. В ней противоположные  типы общества представляют собой некие  идеальные типы, характеризующие  стартовую и конечную точку развития общества. Имеется ввиду, что начальная  точка – это военное общество, а конечная – это промышленное общество.

Определение предмета социологии у Герберта Спенсера

Спенсер не дал формального  определения науки. Он видел социологическую  науку как науку о надорганическом  развитии, которая не только описывает  процессы социальной жизни, но и формулирует  законы.

Главная цель установление законов развития науки.

Спенсер большое внимание уделял разработке понятийного аппарата. С его именем связано включение  в систему наднаучных категорий - понятия «общество», структура, динамика, функции. Этому способствовали его  аналогии человеческого общества с  биологическим организмом.

Однако Спенсер видел  и различие между человеческим обществом  и биологическим организмом: Он считал, что в живом организме элементы существуют ради целого, а в обществе все наоборот - само общество служит интересам и потребностям индивидов.

Основание социальной науки  Спенсера строилось на огромном этнографическом  материале, исследованиях доиндустриальных обществ. Спенсер рассматривал эволюцию семьи, промышленности, политических, экономических институтов. Таким  образом, материал, который использовал  Спенсер для доказательства своих  идей, был очень обширен и серьезен. Эти материалы связаны с использованием историко-сравнительного метода.

Идея закономерной эволюции общественной жизни 

Процесс социальных изменений  совершается по естественным законам  независимо от желания людей. Эволюция совершается сама собой, со стороны  человека не требуется никакого вмешательства.

 

3. Социальное взаимодействие и коллективное поведение

 

Социальное взаимодействие — это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие  друг на друга. Механизм социального  взаимодействия включает индивидов, совершающих  те или иные действия, изменения  в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению  новых социальных отношений. Социальные отношения — это относительно устойчивые и самостоятельные связи  между индивидами и социальными  группами.

По мнению многих ученых-социологов, вопросы, связанные с коллективным поведением, наиболее сложные в социологии. Действительно, очень трудно применять научные методы к таким малопонятным явлениям, как поведение толпы, бунт, паника или преклонение перед лидером. Разве можно себе представить социолога, который берет интервью у человека в беснующейся толпе или во время паники? Каждый из нас ограничен возможностями нашего видения ситуации и участия в событиях. В основном социолог использует данные, полученные от находящихся в спокойной обстановке людей, свободных от влияния социальных групп. Еще сложнее понять природу коллективного поведения, если ограничиваться информацией, почерпнутой из газет, писем или других документов, где крайне редки опросы прямых участников событий, но и они могут говорить о проявлениях коллективного сознания только в ретроспективе.

Известно несколько определений  коллективного сознания, хотя, надо сказать, не все они полезны в  практическом отношении. Так, согласно определению Н.Смелзера,  коллективное сознание - это «мобилизация на базе верования, определяющего социальное действие. Мильграм и Точ считают, что коллективное поведение - это «поведение, которое проявляется спонтанно, относительно неорганизованно, непредсказуемо и не планируемо в отношении развития и которое зависит от взаимной стимуляции участников», и включает такие виды поведения, как паника, коллективное безумие, поведение в толпе, массовая истерия, мода, массовые заблуждения, пропаганда, общественное мнение, восстания и революции. Следует отметить, что это определение вполне удовлетворительно представляет коллективное поведение.

Определение Смелзера подтверждается перечнем основных детерминант коллективного  поведения.

Структурное участие. Финансовая паника, безумие моды невозможны в  примитивном, традиционном обществе. Урбанизированное общество в значительно большей  степени порождает феномены коллективного  поведения, чем сельское население, вследствие отсутствия социальных корней, анонимности, большого количества  временных жителей, высокой мобильности.

Структурный стиль. Часто  в основе коллективного поведения  лежит утрата каких-либо ценностей  или боязнь их утраты. Острое чувство  несправедливости (реальной или вымышленной) провоцирует многие коллективные действия экстремистского характера. Такое  чувство характерно для угнетаемых классов, притесняемых этнических меньшинств, групп с минимальными средствами существования и даже привилегированные  группы, которые теряют свои привилегии, - это не только объединяет людей, но и способствует возникновению феномена коллективного сознания.

Развитие и распространение  обобщенных верований. Члены социальной общности, совершающие коллективные действия, обязательно разделяют  идею или верование, которая идентифицируется с источником тревоги, привлекательным  и малодоступным культурным образцом или ценностью, со способом избежания неприятных последствий или, наоборот, с возможностями достижения источника удовлетворения устремлений.

Дополнительные факторы. Толчком к возникновению общего понимания ситуации, чувства общности устремлений и желаний всегда служат определенные драматические  события, вовремя полученная информация, некоторая совокупность действий, которые  могут в конечном итоге привести к проявлению коллективного поведения. Так, крик о жестоком поведении милиции  неоднократно приводил к столкновениям, происходившим в России начале 90-х  годов.

Мобилизация для совершения коллективных действий. Желания, устремления  и осознание ситуации многими  членами социально общности могут  не дать эффекта коллективного поведения, если установки и ориентации не направлены на определенный объект.

Действие социального  контроля. Циклы коллективного поведения  могут быть изменены или прерваны действием пропаганды, власти, влиянием лидеров, правовых институтов и других образцов социального контроля.

Прежде чем приступить к изучению коллективного поведения  в массовом обществе, необходимо дать определение этому типу общества. Понятие «общество в достаточной  степени разработано многими  философами и социологами, в то время  как понятие «массовое общество»  относительно новое и применяется  в научном мире довольно редко. Под  термином «масса» обычно понимают не просто множество людей, но «относительно  большое количество людей, пространственно  разделенных и анонимных, реагирующих  на сходные стимулы, но действующих  индивидуально, не считаясь с другими  людьми». Блумер так описывает массу  людей: «Это не социальная организация, здесь нет общепринятых норм и  традиций, нет установленной системы  правил и ритуалов, нет организованных групп, нет структуры статусных  ролей и более или менее  постоянного лидерства. Это усредненная  агрегация индивидов, которые разделены, разобщены, анонимны; отсюда мы можем  сделать вывод о том, что массовое поведение гомогенно».

Информация о работе Биолого-эволюционное направление в социологии