Цели образования и самореализация с помощью образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:58, творческая работа

Описание

Главной целью моего исследования является изучение отношения молодежи к получению образования.

Работа состоит из  1 файл

Пример программы социологического исследования на тему.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

Пример программы социологического исследования на тему «Цели образования  и самореализация с помощью образования»

Цель исследования:

Главной целью моего исследования является изучение отношения молодежи к получению образования.

Проблема исследования:

- Возможна ли самореализация личности с помощью образования

Проблема заключается в том  что выпускники высших учебных заведений  не находят работу по своей специальности. Существенной социальной проблемой  в последние 10 лет является молодежная безработица. Статисти¬ческие данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. В 1994 г. она составляла 35,5%, в 1995 г. — 41%, в 1997 г. — 35% (всего безработных на начало 1997 г. насчитывалось около 7 млн человек). В 2000 г. уро¬вень безработицы стабилизировался. Однако проблема молодежной безработицы остается актуальной в жизни молодых людей по¬следних лет получило широкое распространение «чувство тревоги стать безработным». Исследования показали, что боятся стать без¬работными в будущем более 70 % опрошенных.

Вторая  проблема — падает социальная ценность тру¬да, престиж ряда важных для общества профессий. Последние  ис¬следования свидетельствуют, что  молодежь отдает предпочтение не столько  интересным по содержанию профессиям, сколько ма¬териально выгодным. «Высокая зарплата» — вот что оказалось ре¬шающим при выборе места работы для 59,9% из числа 17-летних, 65,3% — из числа 24-летних и 64,4% — 31-летних.

Таким образом, социологи и социальные психологи обнаруживают обострение проблем, связанных с существованием и развитием такой социальной группы как молодежь. Поэтому я считаю, что прикладное исследование по проблеме самореализации молодежи с помощью образования является актуальным.

Предмет исследования:

Не только наши, но и результаты международных исследова¬ний подтверждают, что молодые люди становятся все более наце¬ленными на материальный успех. Так происходит в США, Анг¬лии, Швеции, России и других странах. В последние годы наблю¬дается обесценивание подлинных ценностей в работе, таких как стремление к самовыражению или необходимость творчества, ре¬ализация способностей или желаний.

Сегодняшняя молодежь не стремится  в космонавты или физи¬ки. Она  предпочитает другую работу. В 1996 г. более 2 млн 600 тыс. человек являлись «челноками»; 483 тыс. бывших спортсменов, в том числе 20-летних, молодых и перспективных, трудились ох-ранниками в коммерческих структурах; 400 тыс. — в игорном и лотерейном бизнесе.

На шкале профессионального  престижа, по данным ученых Института  молодежи, первые 10 мест занимают: юрист (8,0), вла¬делец коммерческого банка (7,9), врач (7,1), профессор в вузе (7,0), менеджер (6,9), журналист (6,6), бухгалтер (6,6), владелец магазина (6,4), телохранитель (5,9), криминальный «авторитет» и школьный учитель (5,2). Последние три места занимают: рабочий на предприятии (3,9), тракторист (3,6), инженер (4,5). Крими¬нальный «авторитет» ценится выше профессии милиционера, а профессия телохранителя — выше офицера ВС, депутата, послед¬ние — выше инженера, научного работника, рабочего и тракто¬риста. По данным опроса МГУ, в иерархии качеств, которым от¬дается предпочтение, «быть образованным, духовно богатым че¬ловеком» занимает в сознании 17-летних 10-е место (из 15), а у 24-летних — 12-е.

Студентов высшего образования  в астраханской области около 30 тыс. данные являются примерными т.к. нет статистических данных по количеству студентов в городе.

В моем социологическом исследовании мы рассматриваем студентов высших учебных заведений г. Астрахани  учащихся на 3-5 курсах. 

Операция с понятиями:

Система образования

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных  образовательных программ и государственных  образовательных стандартов различного уровня и направленности; * сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; * органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Лит.: Закон Российской Федерации "Об образовании", статья 8.

Образовательное учреждение

Учреждение - организация, созданная  собственником для осуществления  управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение считается образовательным при  условии осуществления им образовательного процесса, т.е. реализации одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечения содержания и воспитания обучающихся.

Система высшего образования

Система высшего и послевузовского  профессионального образования  представляет собой совокупность: государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего

Институт

Институт - высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные  программы высшего профессионального  образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского  профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования. Лит.: Федеральный закон от 22 августа 1996 г.

Университет

Университет - высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные  программы высшего и послевузовского  профессионального образования  по широкому спектру направлений  подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности. Лит.

Социология образования

– дисциплинарная область социологии, объединяющая теории, концепции и  исследования социального института  образования и его связи с  другими социальными институтами. Основа социологии образования была заложена в функционалисткой традиции Э.Дюркгеймом и Т.Парсонсом. Образование для Э.Дюркгейма является способом, с помощью которого общество воспроизводит условия своего существования. Р.Н.Абрамов

Самореализация – осуществление  возможностей развития "Я". Такое  определение соответствует доктрине, согласно которой высшим конечным результатом развития является самореализация или самоосуществление. Наиболее близкими к понятию "самореализация" являются понятия "самоактуализация" и "самоосуществление". Понятие "самоактуализация", как правило, описывается в психологической литературе со ссылкой на работы А. Маслоу. В зарубежных психологических и философских словарях термин "самоосуществление" (self-fulfillment) чаще трактуется как свершившийся, конечный результат самореализации, полная реализация возможностей личности.

Л.А.Коростылева предлагает следующее  определение: самореализация – это  осуществление возможностей развития "Я" посредством собственных  усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и  дальним окружением), социумом и миром в целом.

Средний класс - класс, занимающий промежуточное  положение между основными классами в системе социальной стратификации. Средний класс характеризуется  неоднородностью положения, противоречивостью  интересов, сознания и политического поведения. Различают старый средний класс и новый средний класс.

Новый средний класс - не владеющие  средствами производства и живущие  за счет продажи своего труда служащие, управляющие, инженеры, профессиональные работники умственного труда  и др.

Базой для формирования специфического стиля жизни выходцев из  среднего класса служит студенческая жизнь. И  не случайно, что подавляющее большинство  обеспеченной молодежи с 18 до -22 лет (когда  рабочая молодежь уже трудится или  служит в армии) учится в вузе. Как правило, она живет в студенческих общежитиях и предоставлена сама себе. Академические свободы приводят к самостоятельному и критическому взгляду на жизнь. Отсюда следует, что в политических протестах студенческая молодежь участвует чаще рабочей. У нее сильнее выражены мотивация к достижению и ориентация на карьеру, выше уровень притязаний и амбиций. Эта молодежь больше оторвана от жизни, более романтична реалистична. Недаром большинство проектов революционного переустройства общества возникало именно в студенческой среде.

Гипотеза

Исходя из анализа литературы –  результатов прикладных исследований и монографий – можно определить исследовательскую гипотезу следующим  образом:  при формирование целей  получения образования молодежь выбирает не самореализацию (развитие своих творческих способностей, формирование навыков исследовательской работы и т.п.), а рассматривает получение диплома о высшем образование как базу для получения высокооплачиваемой работы, и, как следствие, будущее материальное благополучие. 

Методика исследования

Основным методом моей социологической  работы является метод «анкетирования»  и при написание теоретической  части был использован метод  «анализ документов»

 Анкетирование

Анкетирование — самый распространенный в социологии ме¬тод. Анкета — размноженный на машинке, компьютере или ти¬пографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования.

Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, вопро¬сы журналиста не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и последовательность. Анкетой называется лишь то, что

обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным  образом. Именно потому к ним применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.

Логика построения вопросов в анкете соответствует целям ис¬следования  и служит получению только такой  информации, ко¬торая проверяет гипотезы.

Вопросы в анкете формулируются  максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

Выборочное обследование

Такое обследование является более  экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа — выборочная совокупность. Что она собой представляет? Это — уменьшенная копия генеральной совокуп¬ности.

Генеральной совокупностью считают  все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Выборочной совокупно¬стью называют множество людей, которых социолог опрашивает.

Кого относить к генеральной  совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, ре¬шают математические методы.

Социолог не имеет права опрашивать специально подобран¬ных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Право имеют вероятностный механизм отбора, специальные ма¬тематические процедуры, обеспечивающие наибольшую объек¬тивность. Считается, что случайный метод — наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности.

Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (гене¬ральной) совокупности называется репрезентативностью. Расхож¬дение между ними, отклонение одной от другой называется ошибкой репрезентативности.

Ошибка репрезентативности намеренно допускается очень редко. Чаще она возникает из-за того, что социологу неизвестна струк¬тура генеральной совокупности: распределение людей по возрас¬ту, профессии, доходам и т.д.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации  "Об образовании", статья 8.

2. Р.Н.Абрамов. Социология. М. 1998 г.

3. Кравченко. Основы социологии  и политологии. 

4. http://management.edu.ru/

Анкета

Уважаемый участник опроса!

Здравствуйте, я студент 4 – го курса, специальности «Менеджмент организации» Бабарыкин Андрей. Я провожу социологическое исследование по предмету «Прикладная социология» на тему: «Цели образования и самореализация с помощью образования».

Меня,  интересует, как изменения  в обществе отражаются в Вашей  жизни. Как влияет изменение общественных условий на развитие личности? Что изменилось в облике молодого поколения. Исследование поможет дать ответы на эти и другие актуальные вопросы.

Результаты исследования послужат исключительно научным целям. Полученные от Вас сведения останутся анонимными. Участие в опросе добровольное, но чем больше человек будет опрошено, тем надежнее окажутся результаты исследования.

Пожалуйста, внимательно прочтите поставленные вопросы и выскажите свое мнение. Нам важны любые мнения! Мы заинтересованы в Вашей искренности.

     Заранее благодарим  за участие!

1. Почему вы решили поступить  в университет?

• Хотел (а) бы работать по выбранной  специальности 

• Хотел (а) бы получить знания по выбранной специальности

• Мне посоветовали родители, знакомые

• Проще поступить по сравнению  с другими вузами;

• Просто нужен диплом о высшем образовании;

• Было все равно куда поступать;

• Не смог (ла) поступить в другой вуз;

• Другое___________________________________________________________________

2. Как вы думаете, сейчас выбрали  тот же вариант ответа на  первый вопрос

•  Да

• Если «нет» то укажите то какой _________________________________________________

3. Оправдались ли Ваши ожидания в выборе университета, если «Да», то в какой мере?

• Полностью   • Частично  • Не оправдались   •  Трудно сказать

4. Работаете или работали вы  по специальности во время  обучения?

• Да                                    • Нет

5. Какой деятельностью вы в будущем хотите заниматься?

•  Работа по найму, по специальности  указанной в дипломе

•  Предпринимательской деятельностью

Информация о работе Цели образования и самореализация с помощью образования