Ценности современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:48, реферат

Описание

Условия динамично меняющегося общества делают сферу исследования «Ценностной проблематики» актуальной, особенно в отношении молодежи.
Объект реферата – жизненные ценности современных россиян.
Цели - выявить специфику ценностей и ценностных ориентаций современных молодежи.
Задачи:
1. провести анализ молодежи как особой социально-демографической группы;
2. определить базовые ценности молодежи;
3. обозначить постмодернизационные тенденции в трансформации ценностей молодежи.

Содержание

- Введение
- Молодежь в ценностном измерении
- Молодежь как особая социально-демографическая группа
- Базовые ценности современной молодежи
- Постмодернизация ценностных ориентаций современной молодежи
- Заключение
- Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Ценности современной молодежи.docx

— 45.60 Кб (Скачать документ)

 

Базовые ценности современной молодежи

 

На всех исторических этапах существования человечества важную роль в его развитии играла молодежь. На глазах современного поколения молодежи происходят колоссальные перемены, затрагивающие  все сферы жизнедеятельности  общества, влияющие на весь уклад жизни  современного человека. Она осуществляет свою жизнедеятельность на основе базовых  ценностей и ценностных ориентаций.

Под базовыми ценностями понимаются основные жизненные смыслы, которыми индивиды, включенные в различные  формы социальной активности, руководствуются  в своей повседневной жизни, смыслы, которые в значительной степени  определяют отношение индивидов  к окружающей их действительности и  детерминируют основные модели социального  поведения.

Психологическое состояние  человека в стабильном обществе в  основном зависит от того, насколько  его поведение соответствует  социальным требованиям.

Нестабильное общество характеризуется  тем, что разрушается ценностно-нормативная  система как всеобщая основа социальной интеграции. Такое состояние общества называется аномией.

Сегодня со всех сторон доносятся  упреки молодежи в аморальности, в  отказе от традиционных для россиян  ценностей, в меркантилизме и  т.п. Насколько справедливы эти  упреки? Как показывает проведенное  российскими социологами исследование, они справедливы.

Прежде всего, следует  отметить, что у подавляющего большинства  молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались.На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы:

 Распределение главных жизненных целей российской молодежи

 

Жизненные цели

% ответивших

 

иметь хорошую семью

11,3

 

получить хорошее образование

13,9

 

устроиться на хорошую  работу

12,0

 

иметь свою квартиру

6,3

 

заработать много денег

3,4

 

обеспечить будущее детям

6,9

 

открыть свой бизнес

2,0

 

жить в достатке

9,6

 

приобрести дорогие вещи

21,3

 
     

Как видно, для современной  российской молодежи свойственны и  духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.

А также по результатам  исследования видно, какие ценностные суждения являются более значимыми: "свобода -- то, без чего жизнь человека теряет смысл" (70,5%), "человек должен иметь те доходы, которые заработал  честным путем" (67,6%), "мое материальное положение в настоящем и будущем  зависит, прежде всего, от меня" (64,9%), "выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все" (60,7%), "только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни" (59%), "я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы" (56,2%).

Менее значимыми для российской молодежи являются следующие суждения: "материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого  не хочет, пусть живут бедно -- это  справедливо" (53,9%) "в жизни лучше  не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру" (53,6%), "для достижения успеха в  жизни надо рисковать, это дает шанс" (49,4%), "надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел" (46,1%), "современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали" (43,8%) [42].

Для молодого поколения наименее значимыми ценностными суждениями являются следующие: "от меня мало что  зависит -- важно, какая экономическая ситуация будет в стране" (35,1%), "надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены" (32,4%), "главное в жизни -- материальное благополучие, а свобода второстепенна" (29,5%) [42].

Следует подчеркнуть, что  российская молодежь ориентирована  в большей степени на интересную работу, чем на заработок, предпочитают свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых россиян, называвших своей мечтой цели, связанные  с материальным потреблением (иметь  свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие  и т.п.), меньше тех, кто был ориентирован на цели "непотребительского" плана (иметь хорошую семью, воспитать  хороших детей, получить хорошее  образование и т.п.).

Однако убеждение молодых  россиян в том, что бедность -- справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением их жестокости или эгоизма. Здесь мы имеем дело с явлением более глубокого порядка -- сломом коллективистско-патерналистского типа сознания, берущего свое начало ещё в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену ему в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания -- человек, "сам себя делающий", а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий.

Также хотелось обратить внимание на ценностные ориентации первокурсников Харьковского гуманитарного университета "Народной украинской академии". Для определения ценностных предпочтений респондентам была предложена дополненная  шкала терминальных ценностей М. Рокича.

Среди выбранных студентами 1 -го курса в качестве наиболее значимых ценностей: на 1-м месте -- "любовь (духовная и физическая близость с  любимым человеком)" (этот ответ  выбрали 58% респондентов), на 2-м -- "здоровье (физическое и психическое)" (57%), на 3-м -- "материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)" (54%), на 4-м -- "наличие хороших и  верных друзей" (51%), на 5 -м -- "служебный  и профессиональный рост, карьера" (42%) [22, c.7].

Достаточно значимыми  являются также:

- "активная деятельная  жизнь (полнота и эмоциональная  насыщенность жизни)" (33%);

- "интересная работа" (32%);

- "уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) (32%);

- "счастливая семейная  жизнь" (28%).

Заметим, что такая ценность как "познание (возможность расширения своего кругозора общей культуры, получения образования, интеллектуальное развитие) (19%), "творчество (возможность  творческой деятельности)" (4%) и "развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование)"(13%) - являются менее значимыми по сравнению со "служебным и профессиональным ростом, карьерой" (42%) и "интересной работой" (33%), что свидетельствует о преобладании прагматической ориентации в ряду тех ценностей, которые непосредственно связаны с образовательным процессом [22, c.8].

Наименее значимыми для  студентов - первокурсников оказались  следующие ценности:

- "свобода как независимость  в поступках и действиях" (11%);

- "развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение,  отсутствие обязанностей)" (11%);

- "счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование  других людей, всего человечества  в целом)" (5%);

- "самостоятельность как  независимость суждений и оценок" (5%)

- "красота природы и  искусства (переживание прекрасного  в природе и искусстве" (4%);

- "творчество (возможность  творческой деятельности" (4%);

- "равенство - равные  возможности для всех" (1%) [22].

Распределение ценностей  в определенной иерархии можно интерпретировать как неоднородное. Однако заметна некоторая тенденция доминирования ценностей личностного характера над социально ориентированными, ценностей материальных над духовными.

Респонденты достаточно активно  откликнулись на открытый вопрос, касающийся их политических ориентаций ("Программные  положения каких политических партий и движений Украины заслуживают  наибольшего доверия?").

О своих предпочтениях  сообщили 137 человек из 219 (большинство  из указавших какую-либо партию -- дети специалистов и служащих с высшим образованием).

На первом месте, по частоте  упоминания, оказалась партия зеленых (ее указали 78 человек), 17 человек указали  Народный РУХ, 16 "голосов" получила СДПУ, 8 человек отметили социалистическую партию, 7 человек -- НДП. Кроме того, отдельными студентами были упомянуты: Громада, Аграрная партия Украины, ком. партия Украины, ЛПУ, ЛДПУ, УНА УНСО и др.

Полученные результаты свидетельствуют  об информированности студентов  о политических партиях в Украине, а также о различиях в политических ориентациях.

Для определения ценностных предпочтений респондентам была предложена дополненная шкала терминальных ценностей М. Рокича.

Среди выбранных студентами 1-го курса в качестве наиболее значимых

ценностей: на 1-м месте - любовь (духовная и физическая близость с  любимым человеком)" (этот ответ  выбрали 54,4%, респондентов), на 2-м - "здоровье (физическое и психическое) (53%), на 3-м - "наличие хороших и верных друзей" (47,4%) на ‚4-м -- интересная работа (45,2%), на 5 - м - "активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)" (44,8%); Достаточно значимыми являются также:

- "материальная обеспеченность" (41,3%);

- "служебный и профессиональный  рост, карьера" (42%);

- "уверенность в себе" (23,5%);

- "самореализация" (23,%);

- "счастливая семейная  жизнь" (22,6%).

Заметим, что такие ценности как "познание" (возможность расширения своего кругозора, общей культуры, получения  образования, интеллектуальное развитие) (9,1%), "развитие" (работа над собой, физическое и духовное совершенствование)" (11,3%) и "самостоятельность как  независимость суждений и оценок" (7,4%) - являются менее значимыми по сравнению с "интересной работой" (45,2%), и "материальной обеспеченностью" (41,3%), что свидетельствует о преобладании прагматической ориентации в ряду тех  ценностей, которые непосредственно  связаны с образовательным процессом [23, c.70].

Наименее значимыми для студентов - первокурсников оказались, следующие  ценности:

- "познание" (9,1%);

- "развлечения (приятно; необременительное  времяпрепровождение, отсутствие  обязанностей)" (7,4%);

- "самостоятельность как независимость  суждений и оценок" (7,4%);

- "красота природы и искусства  (пережив вине прекрасного в  природе и искусстве" (6,5%);

- "счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование  других людей, всего человечества  в целом)" (З,5%);

- "равенство - равные возможности  для всех" (3,5%) [23, c.70].

Распределение ценностей в определенной иерархии можно интерпретировать как  неоднородное. Однако заметная некоторая тенденция доминирования ценностей личностного характера над социально ориентированными, ценностей материальных над духовными.

Таким образом, ценностные ориентации студентов в основ сосредоточены  вокруг таких ценностей как: любовь, здоровье, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, служебный и профессиональный рост, карьера, активная деятельная жизнь.

Следует провести параллель между  ценностными ориентациями студентов  НУА 1998 г. и 2000 г. На первом месте как  в 1998, так и в 2000 годах преобладает  любовь (58%; 54,4%); на втором месте - здоровье (57%; 53%); на третьем месте в 1998 году преобладает материально обеспеченная жизнь (54%),а в 2000 г. - наличие верных и хороших друзей (47,4%); на четвертом месте в 1998 г. - наличие верных и хороших друзей (51%), а в 2000 г. - интересная работа (45,2%); на пятом месте в 1998г. - служебный и профессиональный рост, карьера (42%), а в 2000г. - активная деятельная жизнь (44,8%) [23]. Изменение ценностных ориентаций студентов связано, на мой взгляд, с изменением общества в целом и трансформацией ценностей подрастающей молодежи.

Таким образом, базовые ценности современной  молодежи в трансформирующем обществе отражают изменения, происходящие в  них на протяжении последних 20 лет. Следует подчеркнуть, что молодежь ориентирована в большей степени  на интересную работу, чем на заработок, предпочитают свободу материальному  благополучию. Не случайно число молодых  людей, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много  денег, жить в достатке, съездить в  путешествие и т.п.), меньше тех, кто  был ориентирован на цели "непотребительского" плана (иметь хорошую семью, воспитать  хороших детей, получить хорошее  образование и т.п.).

Постмодернизация ценностных ориентаций современной молодежи

Особое внимание к модернизации и к постмодернизации ценностного дискурса обусловлено тем, что именно ценности актуализируют субъектность личности (или социальной группы). Р. Инглехарт и многие другие социологи, сравнивая традиционные, модернистские и постмодернистские ценностные системы, прежде всего, подчеркивают различия их отношение к социальной мобильности. Если традиционные ценности с их акцентом на традиции, наследственный статус, обязательство перед общиной, "осуждают" социальные перемещения, то ценности модерна, представляя новые мироощущения, базирующиеся на все более светских социальных нормах и фокусирующиеся на достижении (служебный рост, профессиональная и общественная карьера, достижение материального благополучия), индивидуализме, инновациях, провоцирует человека на социальную мобильность, делают его субъектом общественных отношений.

В 70-х годах ХХ ст. Р. Инглехарта провел крупное эмпирическое исследование ценностных представлений западноевропейского населения. В этом исследовании он применил типологию "материалистических - постматериалистических" ценностей, которая основывалась на известной иерархии потребностей А. Маслоу. Под "материалистическими ценностями" подразумевались ориентации респондентов на материальное благосостояние, экономический рост, борьбу против преступности и т.п. Под "постматериалистическими" - ориентации на престиж, самореализацию, взаимопонимание и т.п. На основе эмпирических результатов Инглехарт пришел к выводу, что в ценностном сознании западноевропейского населения имеются две иерархии ценностных представлений - "материалистические" и "постматериалистические". При этом первые ценности больше характерны для старших поколений, а вторые - для молодого поколения.

Сдвиг к постмодернизации ценностей, наметившийся на рубеже веков как глобальной, так и в региональной перспективе, символизирует, по Р. Инглехарту, переход от материалистический к посматериалистическим ценностям - самовыражение, самореализация, качеству жизни. Последние в сочетании с такой ценностью, как толерантность, терпимость, в том числе к неопределенности, с потребностями в общении, в признании, в интеллектуальном и эстетическом удовлетворении, в свободе самовыражения, в политическом участии составляют, как подчеркивает Р. Инглехарт, ядро процесса постмодернизации.

Информация о работе Ценности современной молодежи