Интериоризация этих ценностей и потребностей
личностью предопределяет ее большую
готовность к принятию социокультурных
изменений, к отказу от привычных моделей
и созданию новых и, главное, актуализирует
жизненную стратегию самореализации,
которую, в свою очередь, выступает условием
и одновременно показателем субъективности
современного человека. Именно по этому,
исходя из социокультурного критерия
типологизации ценностей, как важнейшую
ценность, свидетельствующую о постмодернизации
ценностного сознания.
являются такие как, достаточно
высокая материальная обеспеченность,
высокоурбанизованный образ жизни и образовательный
капитал родительской семьи.
Для обнаружения внутренних (субъективных)
детерминант постмодернистского дискурса
постсоветской молодежи, в частности такой
ценности, как самореализация, в данном
исследовании был применен метод интеллектуального
анализа данных - метод дерева классификации.
Целью данного метода было выделить
совокупность признаков, потенциально
являющихся причинами, обусловливающими
исследуемое явление. В данном исследовании
это означало выделение определенных
типов проявления ориентации на самореализацию.
В результате автоматического поиска
признаков, связанных с целевой
переменной, был выделен признак
"личная свобода, независимость в
суждениях и действиях", и были
получены три группы: первая объединяет
тех респондентов, для которых "личная
свобода" является очень ценной,
вторая группа тех, кто выбрали "ценно"
или затруднились ответить, третья
- тех, для кого личная свобода является
не очень ценной. Таким образом, оказалось,
что ценности "личная свобода" и "развитие
своих способностей" тесно коррелируют
и обусловливают значения друг друга.
А также, были обнаружены еще два
признака, определяющих проявление ориентации
на самореализацию. Это такая терминальная
ценность как "интересная, творческая
работа" и профессиональная ценность
"возможность применять и развивать
свои способности".
Таким образом, данный метод позволил
исследователям выявить внутреннюю
(ценностную) обусловленность направленности
современного молодого человека на самореализацию.
С помощью названного метода было
зафиксировано стремление к самореализации
ориентацией на такие ценности, как
"личная свобода, независимость в
суждениях и действиях", "интересная,
творческая работа".
Было проведено исследование российскими
социологами, целью которого было определение
ценностных ориентаций молодежи. Исследование
показало, что главными жизненными ценностями
молодежи являются семья, друзья и здоровье,
затем следуют: интересная работа, деньги
и справедливость (значение последней
ценности в настоящее время возрастает).
Замыкает семерку главных ценностей религиозная
вера.
Как считают исследователи, неблагоприятным
фактором постмодернистских ценностей
молодежи является отсутствие четкой
связи между работой и деньгами.
Если в модерном обществе эта связь
была ослаблена из-за проявления "уравниловки",
то ныне она вовсе отсутствует. Ибо
одни получают "бешеные" деньги путем
авантюр и манипуляций, а другие,
буквально каторжно трудясь (иногда
на нескольких работах), имеют неадекватно
маленькую зарплату. Подростки и
молодежь это прекрасно фиксируют.
Исследования также показали, как
молодые россияне осознают, кто и
что влияет на них в процессе социализации
и особенно воспитания. Вне конкуренции
остается влияние родителей, прежде
всего матери (58% опрошенных) и в
меньшей степени отца (44%). затем с
большим отрывом следуют друзья (24%), книги
(19%), фильмы (15%). родственники (13%) и на последнем
месте - учителя (12%). При этом в возрастной
группе до 25 лет книги уже уступают влиянию
фильмов (соответственно 12 и 15%). В то же
время у петербуржцев старше тридцати
лет книги по влиянию находятся на почетном
третьем месте, а учителя так же влиятельны,
как и друзья.
Вместе с тем влияние средств
массовой информации (прежде всего
телевидения) молодежью осознается
плохо. Исследования российских социологов
свидетельствуют о том, что влияние
СМИ на них признают только 7% молодых
людей. Однако психологические эксперименты
и наблюдения в России доказывают другое:
телевидение значительно (явно и неявно)
влияет на психику и сознание, в первую
очередь, детей и подростков. В скрытом
кумулятивном (накопительном) воздействии
телевидения на психику как раз и заключается
его "коварство". Да и как оно может
не воздействовать, если большинство молодежи
контактирует с ним по несколько часов
практически ежедневно.
Таким образом, можно сказать о
том, что столь распространенное
сегодня мнение о меркантильности
современной молодежи, ее прагматизме,
обусловлено тем, что артикулирующие
эти ценности молодые люди представляют
не очень многочисленную, но весьма
активную, целеустремленную и дерзкую
часть нового поколения, способную
мыслить и действовать не так,
как поколение родителей. Следует
отметить, что такое поведение
молодежи это ответ на вызовы времени.
Надо только захотеть увидеть в современной
молодежи не социальную проблему, а
важнейший социальный ресурс.
Заключение
Наша
сегодняшняя жизнь проходит под
знаком глобальных перемен в обществе,
общественном сознании, и от нашего
сегодняшнего выбора путей развития
зависит наше будущее.
Социокультурная
среда выступает мощным формирующим элементом
ценностной системы личности. В условиях
социальных изменений, высокого уровня
социальной динамики социокультурная
среда сама претерпевает серьезные изменения
и поэтому социальные группы и личность
становятся активными участниками конструирования
ее нового качества. Именно поэтому система
ценностных ориентаций, сформированная
такой средой, представляет особый интерес
и заслуживает пристального внимания.
Сегодня
признано, что ценность не существует
"сама по себе", а проявляется
как элемент действия индивида и
социальной группы. Ценности могут
являться абсолютными, в виде материальных
и нематериальных предметов, либо заключаются
в самом человеке, в его биологических
потребностях. Следует отметить, что
ценностная проблематика является достаточно
разрабатываемой в современной
науке.
Ценности
можно определить как концепции
жизненных предпочтений личности (или
социальной группы,), отражающие ее способности
осмысления окружающей реальности, оценочного
отношения к ней, а также ее
эмоциональное (аффективное) состояние,
волютивные интенции и выступающие главными
мотиваторами поведения и деятельности
того или иного социального субъекта.
Проанализировав
понятия "ценности" и "ценностных
ориентаций" следует отметить, что
если первое из них (ценности) принадлежит
категориальному аппарату социологии,
то второе (ценностные ориентации) - социологии
и социальной психологии. То есть ценностные
ориентации в большей степени являются
собственно социологическим понятием,
поэтому именно его феномены, прежде всего,
подлежат изучению в социологии. Социолог
исследует не столько ценности, сколько
ценностные ориентации как процесс и результат
интериоризации личностью (группой) этих
концептов, поскольку именно они выступают
"связующим звеном между индивидом
и обществом".
Молодежь,
как особая социально-демографическая
группа постоянно находится в
фокусе исследований социологов, поскольку
именно она является чутким индикатором
изменений, которые происходят, и
определяет в целом потенциал
развития общества. От того, насколько
изучен мир ценностей современной
молодежи, ее установки, жизненные планы,
во многом зависит эффективность
мероприятий, которые разрабатываются
в области образования, в сфере
работы и занятости. Не поняв общества,
в котором живет молодежь, не понять
самой молодежи и ее специфических проблем.
Следует
отметить то, что молодым нужно
предоставить самостоятельность, потому
что без нее они не смогут сформироваться
как личности. Противоречие между
зарождающимся самосознанием личности
и степенью готовности общества принять
его и способствовать его дальнейшему
саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных
противоречий общественной жизнедеятельности,
сопряжённое со стремлением к
сохранению стабильности и в то же
время к постоянному самообновлению.
Способность к такому обновлению
зависит от того, насколько та или
иная общественная организация учитывает
реальные потребности и интересы
молодёжи. От того, каковы ценности сегодняшней
молодёжи, зависит её будущее и
будущее общества в целом, поэтому
важно прививать такие общественно-полезные
ценности, которые являются вечными,
которые существовали и в предшествующие
времена. А недоверие к юности,
её ценностям - это недоверие к
своему будущему.
Необходимо
обратить внимание на то, что в условиях
отказа от старой ценностно-нормативной
системы (социалистической) и декларирования
новой (демократической) в обществе
необходимо было последовательное создание
соответствующей законодательной
базы и государственной политики.
Поскольку этот процесс затянулся,
общество оказалось в состоянии
тотальной аномии. Аномия приводит
к ухудшению морального состояния
молодежи, тогда как именно моральное
состояние является психологической
основой формирования ценностно-нормативной
системы.
Следует
подчеркнуть, что молодежь в трансформирующихся
обществах ориентирована в большей
степени на интересную работу, чем
на заработок, предпочитают свободу
материальному благополучию. Не случайно
число молодых людей, называвших
своей мечтой цели, связанные с
материальным потреблением (иметь свою
квартиру, заработать много денег, жить
в достатке, съездить в путешествие
и т.п.), меньше тех, кто ориентирован
на цели "непотребительского" плана
(иметь хорошую семью, воспитать
хороших детей, получить хорошее
образование и т.п.).
Изменение
ценностных ориентаций студентов связано,
на мой взгляд, с изменением общества
в целом и трансформацией ценностей
подрастающей молодежи.
В
обществе произошел сдвиг к постмодернизации
ценностей, который символизирует переход
от материалистических к посматериалистическим
ценностям - самовыражение, самореализация,
качеству жизни. Последние в сочетании
с такой ценностью, как толерантность,
терпимость, в том числе к неопределенности,
с потребностями в общении, в признании,
в интеллектуальном и эстетическом удовлетворении,
в свободе самовыражения, в политическом
участии составляют ядро процесса постмодернизации.
Интериоризация
этих ценностей и потребностей личностью
предопределяет ее большую готовность
к принятию социокультурных изменений,
к отказу от привычных моделей и созданию
новых и, главное, актуализирует жизненную
стратегию самореализации, которую, в
свою очередь, выступает условием и одновременно
показателем субъективности современного
человека.
Итак,
можно согласится с отечественными
исследователями, что столь распространенное
сегодня мнение о меркантильности современной
молодежи, ее прагматизме, обусловлено
тем, что артикулирующие эти ценности
молодые люди представляют не очень многочисленную,
но весьма активную, целеустремленную
и дерзкую часть нового поколения, способную
мыслить и действовать не так, как поколение
родителей. Следует отметить, что такое
поведение молодежи это ответ на вызовы
времени. Поэтому необходимо видеть в
современной молодежи важнейший социальный
ресурс.
Список использованной
литературы
1.
Баева Л.В. Баев Л.В. Ценности
молодежи в глобализирующемся постнеклассическом
обществе / Л.В. Баева; Л.В. Баев // Философия
образования. - 2005. - №1. - С. 33-44.
2.
Бакиров В., Рущенко И. Молодежь: потребности
и возможности / В. Бакиров, И. Рущенко //
Соврем. о-во. - 1993. - №2. - С. 94-104.
3.
Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция
поведения. - М. - 1978. - 294 с.
4.
Боринштейн Е.Р. Система ценностных ориентаций
личности в условиях социально-культурной
трансформации / Е.Р. Боринштейн // Гранi.
- 2004. - №3. - С. 95-100.
5.
Васенина И. Ценностные ориентации
студенческой молодежи и экстремизм
/ И. Васенина // Высш. образование в России.
- 2007. - № 11. - С. 116-119.
Федеральное агентство
железнодорожного транспорта
Уральский государственный
университет путей
сообщения
Кафедра «Управление персоналом
и социология»
Реферат
на тему:
«Ценности современной молодежи».
Проверил:
Выполнила:
Преподаватель :
Студентка гр. Д-338
Окунева Т.В.
Нигаматьянова А.В.
Екатеринбург
2011