Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:18, контрольная работа
1. Общие принципы понимания измерения в социологии………4
2. Понятие интервальная шкала. Методы измерения: среднее арифметическое, мода, медиана………………………………...6
3. Измерение интервальной шкалы………………………………..
Введение………………………………………………………………..3
Общие принципы понимания измерения в социологии………4
Понятие интервальная шкала. Методы измерения: среднее арифметическое, мода, медиана………………………………...6
Измерение интервальной шкалы………………………………..8
Заключение……………………………………………………………11
Глоссарий……………………………………………………………...13
Библиографический список………………………………………….15
Числа, полученные с помощью шкал высокого типа, больше похожи на те числа, которые знакомы каждому из нас со школьной скамьи.
Переменную, значения которой нельзя получить сразу, задав, скажем, определенный вопрос в анкете и получив соответствующий ответ респондента, называют латентной (скрытой).
В противоположном случае говорят о наблюдаемой переменной.
Процесс получения значений наблюдаемой переменной называется прямым измерением.
Латентные переменные измеряются косвенным путем, с помощью определенных преобразований некоторых наблюдаемых, поддающихся адекватной интерпретации данных.
Отметим, что только что введенное определение латентной переменной несколько расходится с тем, что под таковой часто понимают социологи.
В социологии латентность заключается в том, что её измерение осуществляется не в процессе сбора данных, а в процессе анализа некой первичной информации. Другими словами, латентной называют переменную, значения которой получают в результате так называемого производного измерения.
Для
социолога любая переменная, находящаяся
в результате производного измерения,
всегда в той или иной мере является
латентной: исследователь практически
никогда не может быть уверен, что
предположение о самом
Основой
модельных представлений, заложенных
в известных методах
Это предположение является естественным, в его целесообразности не сомневается ни один социолог, но в нем имеются свои «подводные камни». Так, на практике исследователь иногда забывает о том, что, приписывая числа объектам, т.е. размещая их на указанной прямой, он, как правило, не определяет место размещения объекта однозначно, не «прибивает гвоздями» объект к оси. «Числа», используемые социологом, заданы не однозначно, а как бы «плавают» на оси.
Каждый социолог в наше время знает, что используемые им «числа», отвечающие, скажем, номинальной и порядковой шкале, на самом деле не являются обычными числами (хотя бы потому, что с ними нельзя обращаться как с таковыми)
Отметим,
что хотя шкальные значения, полученные
по интервальной шкале, в значительной
мере можно считать похожими на обычные
действительные числа с точки
зрения возможностей дальнейшей работы
с ними (к ним применимо значительное
количество традиционных числовых математических
методов), все же и
они не являются числами
в привычном школьном
смысле этого слова, поскольку они тоже
определены не однозначно, а лишь с точностью
до преобразований, сохраняющих структуру
интервалов между исходными числами.
Заключение
При математическом моделировании реального социального явления или процесса следует прежде всего установить, в каких типах шкал измерены те или иные переменные. Тип шкалы задает группу допустимых преобразований.
Интервальная шкала – это мерная шкала. Она показывает на сколько больше или меньше выражено определённое свойство у одного объекта по отношению к другому.
Интервальная шкала имеет масштабную единицу, положение нуля на ней произвольно.
Интервальная шкала – это шкала высшего порядка.
Для неё высчитывают среднее арифметическое, моду, медиану.
Среднее арифметическое представляет собой значение переменной, полученной в результате деления суммы всех её значений на объём выборки.
Мода – это такое значение из множества измерений, которое встречается наиболее часто.
Медиана – такое значение признака, которое делит упорядоченное (ранжированное) значение признака пополам, так, что одна половина меньше медианы, а другая больше.
Числа при интервальных измерениях имеют свойство упорядоченности и однозначности.
При использовании математических методов в социологии, числа приписываются определённым объектам. Размещая числа на указанной прямой, социолог не определяет место размещения объекта однозначно, не «прибивает гвоздями» объект к оси. «Числа», используемые социологом, заданы не однозначно, а как бы «плавают» на оси.
Эти «числа», на самом деле не являются обычными числами , так как с ними нельзя обращаться как с таковыми.
Среди всех шкал, шкальные значения интервальной шкалы наиболее похожи на обычные действительные числа. С ними можно производить основные математические действия.
Однако,
все же числа, используемые в интервальной
шкале, не являются числами в привычном
смысле этого слова. Эти числа, также как
и в других шкалах, определены не однозначно,
а лишь с точностью до преобразований,
сохраняющих структуру интервалов между
исходными числами.
Глоссарий
Эмпирическая система (ЭС) интересующая исследователя – это совокупность реальных (эмпирических) объектов с выделенными соотношениями между ними.
Математическая система (МС) – это совокупность математических объектов (чаще всего в качестве таковых выступают числа и тогда МС называется числовой) с выделенными соотношениями между ними.
Шкала – это правило, определяющее, каким образом в процессе измерения каждому изучаемому объекту ставится в соответствие некоторое число или другой математический конструкт.
Школьное значение – это результат измерения объекта.
Шкалирование – процесс получения шкальных значений.
Допустимое преобразованием шкалы – преобразование, с точностью до которого определена совокупность шкальных значений каких-либо элементов рассматриваемой эмпирической системы.
Интервальная шкала – это мерная шкала, показывающая на сколько больше или меньше выражено определённое свойство у одного объекта по отношению к другому.
Среднее арифметическое – это значение переменной, полученное в результате деления суммы всех её значений на объём выборки.
Мода – это такое значение из множества измерений, которое встречается наиболее часто.
Медиана – такое значение признака, которое делит упорядоченное (ранжированное) значение признака пополам, так, что одна половина меньше медианы, а другая больше.
Ранжирование – упорядочивание данных.
Нулевая точка интервальной шкалы выбирается произвольно и не указывает на отсутствие признака.
Латентная переменная – это скрытая переменная, значения которой нельзя получить сразу, задав, скажем, определенный вопрос в анкете и получив соответствующий ответ респондента.
В противоположном случае говорят о наблюдаемой переменной.
Прямое
измерение – это процесс получения
значений наблюдаемой переменной.
Библиографический список