Содержание
Введение…………………………………………………………………2
Глава 1. Делинквентное поведение как форма
девиантного поведения личности …………………………………………………………………4
Глава 2. Противоправная
мотивация………………………………….12
Глава 3. Антисоциальная (социопатическая)
личность……………...14
Заключение……………………………………………………………...18
Список литературы……………………………………………………..20
Введение
В
современном российском обществе в
ходе радикальных преобразований всех
сфер жизнедеятельности наряду с различными
формами проявления девиации, широкое
распространение получило делинквентное
поведение. Данное обстоятельство существенно
актуализирует необходимость всестороннего
научного изучения этого социального
явления.
Научный
анализ делинквентного поведения особо
актуален в силу ряда причин. Во-первых,
экономические трудности, переживаемые
нашим обществом, инициировали широкое
распространение преступности, что усугубляет
социально-экономическую и политико-правовую
ситуацию в стране, негативно отражается
в массовом сознании, формируя и закрепляя
соответствующие ценностные ориентации.
Сложилась парадоксальная ситуация, характеризующаяся
тем, что, с одной стороны, весь ход радикальных
реформ требует активного участия граждан
в их осуществлении, а, с другой стороны,
особенности их проведения обусловили
распространение различных видов отклоняющегося
поведения, в частности делинквентного,
которые выступают серьезным тормозящим
фактором общественного развития.
Во-вторых,
радикальные реформы, основное содержание
которых составляет приватизация и
становление рыночного типа экономики,
сопровождаются динамичными изменениями
социальной структуры и массовой
маргинализацией общества. Тем самым,
значительно расширяется социальная база
различных видов отклоняющегося поведения.
В-третьих, радикализм проведения экономических
реформ, сопряженный с разрушением
механизма государственной власти, обусловил
процесс криминализации общественной
жизни, который стал важным фактором распространения
социально-негативных форм девиантного
поведения.
Широкое
распространение различных видов
отклоняющегося поведения в современном
российском обществе оказывает влияние
на все сферы жизнедеятельности
людей и отражается в изменениях
их образа жизни, в формировании ценностных
ориентаций и социальных установок,
предполагающих нарушение как правовых,
так и моральных норм. В результате
различные формы девиации (в том
числе и противоправное, то есть
делинквентное поведение), охватывают
значительное число социальных институтов,
слоев, групп и индивидов. Отклонения от
социальной нормы приобретают массовый
характер и
зачастую воспринимаются как рациональный
и общеприемлемый стиль поведения.
Глава
1. Делинквентное поведение
как форма отклоняющегося
поведения личности. В отношении противоправного
поведения используются различные подходы
и понятийный аппарат. В психологической
литературе его чаще всего обозначают
как делинквентное поведение. Понятие
происходит от латинского delinquens - «проступок,
провинность». Под этим термином мы будем
понимать противоправное поведение личности
- действия конкретной личности, отклоняющиеся
от установленных в данном обществе и
в данное время законов, угрожающие благополучию
других людей или социальному порядку
и уголовно наказуемые в крайних своих
проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное
поведение, квалифицируется как делинквентная
личность (делинквент), а сами действия
– деликтами. Криминальное поведение
является утрированной формой делинквентного
поведения вообще. В целом делинквентное
поведение непосредственно направленно
против существующих норм государственной
жизни, четко выраженных в правилах (законах)
общества. Получивший широкое распространение
термин «делинквент» за рубежом по большей
части употребляется для обозначения
несовершеннолетнего преступника. Так,
в материалах ВОЗ делинквент определяется
как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение
причиняет вред другому индивиду или группе
и превышает предел, установленный нормальными
социальными группами в данный момент
развития общества. По достижении совершеннолетия
делинквент автоматически превращается
в антисоциальную личность. В психологической
литературе понятие делинквентности скорее
связывается с противоправным поведением
вообще. Это любое поведение, нарушающее
нормы общественного порядка. Данное поведение
может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических
норм, не достигающих уровня преступления.
Здесь оно совпадает с асоциальным поведением.
Оно также может выражаться в преступных
действиях, наказуемых в соответствии
с Уголовным кодексом. В этом случае поведение
будет криминальным, антисоциальным. Приведенные
виды делинквентного поведения можно
рассматривать и как этапы формирования
противозаконного поведения, и как относительно
независимые его проявления. Многообразие
общественных правил порождает большое
количество подвидов противоправного
поведения. Проблема классификации различных
форм делинквентного поведения носит
междисциплинарный характер. В социально-правовом
подходе широко используется деление
противоправных действий на насильственные
и ненасильственные (или корыстные). Среди
подростков, совершивших правонарушения,
в свою очередь выделяют следующие три
типа:
- последовательно-криминогенный
- криминогенный «вклад» личности в преступное
поведение при взаимодействии с социальной
средой является решающим, преступление
вытекает из привычного стиля поведения,
оно обусловливается специфическими взглядами,
установками и ценностями субъекта;
- ситуативно-криминогенный
- нарушение моральных норм, правонарушение
непреступного характера и само преступление
в значительной степени обусловлены неблагоприятной
ситуацией; преступное поведение может
не соответствовать планам субъекта, быть
с его точки зрения эксцессом; такие подростки
совершают преступления часто в группе
в состоянии алкогольного опьянения, не
являясь инициаторами правонарушения;
- ситуативный
тип - незначительная выраженность негативного
поведения; решающее влияние ситуации,
возникающей не по вине индивида; стиль
жизни таких подростков характеризуется
борьбой положительных и отрицательных
влияний.
Делинквентное
поведение как форма девиантного поведения
личности имеет ряд особенностей. Во-первых,
это один из наименее определенных видов
отклоняющегося поведения личности. Например,
круг деяний, признаваемых преступными,
различен для разных государств, в разное
время. Сами законы неоднозначны, и в силу
их несовершенства большая часть взрослого
населения может быть подведена под категорию
«преступников», например по таким статьям,
как уклонение от уплаты налогов или причинение
кому-либо физической боли. Аналогично
этому, все знают, что лгать нельзя. Но
человек, говорящий правду всегда и везде,
невзирая на обстоятельства, будет выглядеть
более неадекватным, чем тот, кто лжет
уместно. Во-вторых, делинквентное поведение
регулируется преимущественно правовыми
нормами - законами, нормативными акта-Ми,
дисциплинарными правилами. В-третьих,
противоправное поведение признается
одной из наиболее опасных форм девиаций,
поскольку угрожает самим основам социального
устройства - общественному порядку. В-четвертых,
такое поведение личности активно осуждался
и наказывается в любом обществе. Основной
функцией любого государства является
создание законов и осуществление контроля
за их исполнением, поэтому в отличие от
иных видов девиаций, делинквентное поведение
регулируется специальными социальными
институтами: судами, следственными органами,
местами лишения свободы. Наконец, в-пятых,
важно то, что противоправное поведение
по своей сути означает наличие конфликта
между личностью и обществом - между индивидуальными
стремлениями и общественными интересами.
Условия формирования
делинквентного поведения
Несмотря
на разнообразные общественные меры,
направленные на побуждение граждан
следовать установленным законам
и правилам, множество людей ежедневно
их нарушают. Нередко бывает трудно
понять, почему вполне обычные с
виду люди вдруг совершают серьезное
преступление. Чаще всего это психически
здоровые личности, в том числе
дети и подростки. Социальные условия
играют определенную роль в происхождении
противоправного поведения. К ним прежде
всего относятся многоуровневые общественные
процессы. Это, например, слабость власти
и несовершенство законодательства, социальные
катаклизмы и низкий уровень жизни. Социальной
причиной антиобщественного поведения
конкретной личности также может быть
склонность общества навешивать ярлыки.
В ряде случаев устойчивое антиобщественное
поведение формируется по принципу порочного
круга: первичное, случайно совершенное
преступление - наказание - опыт насильственных
отношений (максимально представленный
в местах заключения) - последующие трудности
социальной адаптации вследствие ярлыка
«преступника» - накопление социально-экономических
трудностей и вторичная делинквентность
- более тяжкое преступление и т.д. Таким
образом, общество само, как это ни парадоксально,
посредством неоправданных действий и
чересчур серьезных наказаний воспитывает
преступников, от которых хотелось бы
избавиться. Государство, провозглашая
борьбу с насилием, само его использует
(нередко еще в большем количестве) по
отношению к провинившемуся. Сегодня 86
стран мира имеют в законодательстве статью
о смертной казни. В целом людям навязывается
насильственный стереотип взаимоотношений.
Представители власти преследуют делинквентных
личностей, демонстрируя им свою силу
так, как те поступали по отношению к своим
жертвам. Возникает порочный круг, двигаясь
по которому, делинквентные личности наносят
вред себе и окружающим. Существенную роль
в происхождении делинквентного поведения
играет микросоциальная ситуация. Его
формированию, например, способствуют:
асоциальное и антисоциальное окружение
(алкоголизм родителей, асоциальная и
антисоциальная семья или компания); безнадзорность;
многодетная и неполная семья; внутрисемейные
конфликты. Суммируя литературные данные,
можно перечислить следующие микросоциальные
факторы, вызывающие делинквентность:
- фрустрация
детской потребности в нежной заботе и
привязанности со стороны родителей (например,
чрезвычайно суровый отец или недостаточно
заботливая мать), что в свою очередь вызывает
ранние травматические переживания ребенка;
- физическая
или психологическая жестокость или культ
силы в семье (например, чрезмерное или
постоянное применение наказаний);
- недостаточное
влияние отца (например, при его отсутствии),
затрудняющее нормальное развитие морального
сознания;
- острая травма
(болезнь, смерть родителя, насилие, развод)
с фиксацией на травматических обстоятельствах;
- потворствование
ребенку в выполнении его желаний; недостаточная
требовательность родителей, их неспособность
выдвигать последовательно возрастающие
требования или добиваться их выполнения;
- чрезмерная
стимуляция ребенка - слишком интенсивные
любовные ранние отношения к родителям,
братьям и сестрам;
- несогласованность
требований к ребенку со стороны родителей,
вследствие чего у ребенка не возникает
четкого понимания норм поведения;
- смена родителей
(опекунов);
- хронически
выраженные конфликты между родителями
(особенно опасна ситуация, когда жестокий
отец избивает мать);
- нежелательные
личностные особенности родителей (например,
сочетание нетребовательного отца и потворствующей
матери);
- усвоение
ребенком через научение в семье или в
группе делинквентных ценностей (явных
или скрытых). Имеют место и «качественные»
особенности проявления делинквентного
поведения в различном возрасте. Нарушения
социального поведения на ранних этапах
онтогенеза, вероятно, представляют собой
проблемы психического развития ребенка
или невротические реакции, носящие преходящий
характер. Например: воровство ребенка
пяти лет может быть связано с гиперактивностью,
невротической потребностью во внимании
и любви, реакцией на утрату близкого человека,
задержкой в интеллектуальном развитии,
невозможностью получить необходимые
питание и вещи. С момента поступления
в школу ситуация принципиально изменяется
- начинается этап интенсивной социализации
личности в условиях возросших психических
возможностей ребенка. С этого времени
определенные действия ребенка действительно
можно рассматривать как приближенные
к противоправным. В младшей школьном
возрасте (6 - 11 лет) делинквентное поведение
может проявляться в следующих формах:
мелкое хулиганство, нарушение школьных
правил и дисциплины, прогулы уроков, побеги
из дома, лживость и воровство. Следует
отметить, что социально-экономический
кризис в России способствовал росту делинквентного
поведения, в том числе и в детской возрастной
группе. Обнищание части населения, распад
институтов общественного воспитания,
изменение общественных установок - все
это неизбежно приводит к тому, что асоциальный
ребенок беспризорного вида становится
привычным героем городских улиц. Уличное
хулиганство младших школьников (кражи,
аферы возле телефонных автоматов, вымогательство)
сочетается с бродяжничеством, употреблением
наркотических веществ и алкоголя. Очевидно,
что в подобных случаях детское девиантное
поведение закономерно переходит в делинквентное
поведение в подростковом и взрослом возрасте. По
детерминации можно выделить следующее
группы подростков-правонарушителей. Первую
группу представляют подростки, у которых
вследствие ряда причин оказываются не
развитыми высший чувства (совесть, чувство
долга, ответственность, привязанность
к близким) или представления о добре и
зле, что искажает их эмоциональную реакцию
на поступки. Ко второй группе можно отнести
подростке с гипертрофированными возрастными
реакциями, что указываем на преходящий
характер их оппозиционного и антисоциального
поведения (при прочих благоприятных условиях). Третью
группу составляют те, кто устойчивей
воспроизводит делинквентное поведение
своего непосредственного окружения и
для кого такое поведение является привычно
нормальном (с отрицательным образом самого
себя, отсутствием навыков самоконтроля,
слабо развитой совестью, потребительским
отношением к людям). К четвертой группе
относят подростков с психическими и невротическими
расстройствами (у них наряду с делинквентным
поведением присутствуют болезненные
симптомы или признаки интеллектуального
недоразвития). Наконец, выделяется пятая
группа подростков, сознательно выбирающих
делинквентное поведение (не страдающих
психическими расстройствами, обладающих
достаточным самоконтролем и понимающих
последствия своего выбора). При сочетании
психического расстройства с определенными
условиями можно ожидать возникновение
патологического аффекта, существенно
снижающего вменяемость человека, т.е.
его способность осознавать свои действия
и контролировать их. Таким образом, по
детерминации поведения можно выделить
несколько основных групп делинквентных
личностей:
- ситуативный
правонарушитель (противоправные действия
которого преимущественно спровоцированы
ситуацией);
- субкультурный
правонарушитель (нарушитель, идентифицировавшийся
с групповыми антисоциальными ценностями);
- невротический
правонарушитель (асоциальные действия
которого выступают следствием интрапсихического
конфликта и тревоги);
- «органический»
правонарушитель (совершающий противоправные
действия вследствие мозговых повреждений
с преобладанием импульсивности, интеллектуальной
недостаточности и аффективности);
- психотический
правонарушитель (совершающий деликты
вследствие тяжелого психического расстройства
- психоза, помрачения сознания);
- антисоциальная
личность (антиобщественные действия
которой вызваны специфическим сочетанием
личностных черт: враждебностью, неразвитостью
высших чувств, неспособностью к близости)
Глава 2 . Противоправная
мотивация
Рассмотренные
выше внешние и внутренние условия
способствуют формированию делинквентного
поведения. В то же время, описывая правонарушителя,
большинство авторов склоняются к выводу
о решающей роли антисоциальной направленности
личности в становлении делинквентного
поведения. Речь идет о специфической
мотивации. Противоправная мотивация,
как устойчивая система доминирующих
мотивов конкретной личности, непосредственно
связана с ее правовым сознанием. Правовое
сознание предполагает: 1) знание законов
и их понимание; 2) принятие правил как
личностно значимых, убежденность в их
полезности и справедливости; 3) готовность,
умение и привычку действовать в соответствии
с законами и правилами. Очевидно, что
нормальное социальное развитие предполагает
процесс преобразования культурных (в
том числе правовых) норм в индивидуальные
ценности. Преломленные через систему
личностных смыслов правовые нормы в сочетании
с волевой регуляцией обеспечивают такое
качество личности, как законопослушание. Таким
образом, мотивация выполнения правил
или их нарушения может быть самой разнообразной.
Отдельными мотивами, побуждающими к противоправным
действиям, могут быть: стремление немедленно
получить удовольствие, стремление самоутвердиться,
стремление к комфорту или высокому социальному
статусу, оппозиционное поведение (внутреннее
стремление нарушать запреты), поведенческие
стереотипы (опыт пребывания в криминальной
среде), агрессия и садистические наклонности,
следование социальным стереотипам и
традициям, потребность чувствовать принадлежность
к группе и получать ее одобрение, скука,
стремление к риску и острым ощущениям,
фрустрация, необходимость вынужденной
защиты, альтруизм (правонарушение ради
других людей или высокой цели). Впсихоаналитических
исследованиях,раскрывающих бессознательную
мотивацию, делинквентность рассматривается
как следствие внутреннего конфликта
и примитивных защит. В случае антисоциального
поведения могут действовать следующие
бессознательные мотивы делинквентности
желания, требующие немедленного удовлетворения;
- переживание
бессильного гнева, отчаяния - агрессии,
ищущей разрядки;
- обида, требующая
мщения;
- зависть,
побуждающая к восстановлению справедливости;
- недоверие
и стремление сохранять дистанцию;
- фантазии
величия и всемогущества.