Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:22, курсовая работа
В узком понимании под девиантным поведением подра-зумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противо-правными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название - делинквентное (буквально - преступное) поведение. Оба зна-чения - широкое и узкое - одинаково употребляются в социологии.
Введение
Глава 1. Девиантное поведение
1.1. Исторически сложившиеся трактовки причин девиации
1.2. Основы и причины девиации
1.3. Основные формы девиантного поведения
1.4. Аддикция
Глава 2. Делинквентное поведение
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение
Глава 1. Девиантное поведение
1.1. Исторически сложившиеся
1.2. Основы и причины девиации
1.3. Основные формы девиантного поведения
1.4. Аддикция
Глава 2. Делинквентное поведение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяет-ся отношение к ним. Отклонение от нормы столь же есте-ственно, как и следование им. Полное принятие нормы вы-ражается в конформизме, отклонение от нормы - в различ-ных видах девиации, девиантного поведения. Во все време-на общество пыталось подавлять нежелательные формы че-ловеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.
Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам.
В узком понимании под девиантным поведением подра-зумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противо-правными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название - делинквентное (буквально - преступное) поведение. Оба зна-чения - широкое и узкое - одинаково употребляются в социологии.
Глава 1. Девиантное поведение
В процессе социализации возможны откло-нения, дезинтеграция индивида. Такие явления называют-ся девиантным (отклоняющимся) поведением, а людей, ко-торые следуют такому поведению, называют девиантами.
К отклоняющемуся от общепринятых норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, прости-туция, самоубийство, пристрастие к азартным играм, бю-рократия и пр. Это политика уйти от общества, от решения жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и беспокойства
1.1. Исторически сложившиеся трактовки причин девиации
В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть резуль-тат деградации к более ранним стадиям человеческой эво-люции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бо-родка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыс-лители стали его последователями -- они тоже устанавли-вали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей.
Уильям Шелдон (1940), известный американский пси-холог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает при-сутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (чело-веку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людь-ми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к бес-покойству, он активен и не слишком чувствителен. И, нако-нец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувстви-тельностью и нервозностью.
Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.
Хотя подобные биологические теории были популярны в начале XX в., другие концепции их постепенно вытеснили.
Сторонники психологической
Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э.Дюркгейм. Он предложил теорию аномии, кото-рая раскрыла значение социальных и культурных факто-ров. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально - «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия, - это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоре-чивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к нео-днородности, неустойчивости социальных связей, разруше-нию коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций. Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социаль-ное единство. И, наконец, девиация способствует социаль-ному изменению, раскрывает альтернативу существующе-му положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм.
Теория аномии получила дальнейшее развитие у Р.Мертона. За главную причину девиации он принял разрыв меж-ду целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выде-ляет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу. (См. с.12)
Известный социальный антрополог Р. Линтон ввел поня-тия модальной и нормативной личности. В результате сход-ных процессов социализации (а практически каждое обще-ство и государство много усилий тратят на образование, вос-питание и поддержание культурных стандартов жизни своих молодых и зрелых граждан) люди отнюдь не ведут себя как «инкубаторские», хотя могут попадать в сходные обстоятель-ства и выглядеть, на первый взгляд, похожими.
Нормативная личность - та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.
Модальная личность - статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество (например, в пе-реходные, транзитивные периоды системных преобразова-ний), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведе-нии и фантазиях все меньше и меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким должен быть, а послушных и понятливых общество обыч-но поощряет: они основа социальной стабильности, по-этому стабильно и их вознаграждение за «примерное поведение».
Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Это обус-ловлено тем, что интересы группы не соответствуют нормам большинства. Например, в таких субкультурах, как улич-ные банды или группы заключенных, полиция скорее ассоциируется с карательной или продажной организацией, чем со службой по охране порядка и защите частной собственности. Член такой группы усваивает ее нормы и, таким об-разом, становится нонконформистом с точки зрения широ-ких слоев общества.
Миллер (1958), утверждал, что существует ярко выраженная субкультура низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповая преступность: эта субкуль-тура придает огромное значение таким качествам, как го-товность к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям и «везение». Поскольку члены банды руководствуются этими ценностями в своей жизни, другие люди, и в первую очередь представители средних слоев, начинают относиться к ним как к девиантам.
Согласно культурологическим объяснениям, девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкуль-турой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Но здесь возникает вопрос: почему лишь некоторые люди усваивают ценности «девиантной» субкультуры, в то время как другие отвергают ее? Одни исследователи утверждают, что преступности обучаются. Люди усваива-ют девиантное поведение в ходе общения с преступниками. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существу-ет вероятность, что он тоже станет преступником.
Криминальная девиация является результатом преимущественного общения с носителями преступных норм. Бо-лее того, социологи подробно описали факторы, сочетания которых способствуют криминальному поведению. Они под-черкнули, что важную роль играют не контакты с безличными организациями или институтами, а повседнев-ное общение.
Говард Беккер в своей книге «Аутсайдеры» (1963) отверг многие психологические и социологические объяснения де-виации, потому что они основаны на «медицинской модели», согласно которой человек, проявляющий девиантное пове-дение, считается в некотором смысле «больным». Такие под-ходы не учитывают политического аспекта девиации. Бек-кер считал, что девиация на деле обусловлена способностью влиятельных групп общества (имеются в виду законодатели, судьи, врачи и пр.) навязывать другим определенные стандарты поведения. «Социальные группы создают девиацию, - писал он, поскольку они следуют прави-лам, нарушение которых считается девиацией; кроме того, они навязывают эти правила определенным людям, кото-рым, наклеиваются ярлыки аутсайдеров. С этой точки зрения, девиация - не качество поступка, который совер-шает человек, а скорее следствие применения другими людь-ми правил и санкций против «нарушителя».
Концепция Беккера и подобные ей названы теорией стигматизации (наклеивания ярлыков), т. к. они объяс-няют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятель-ных групп. Именно так поступали с неграми в Америке. Они подвергались преследованию и иногда линчеванию по ложным обвинениям в изнасиловании белых женщин. Короче говоря, Беккер высказал мысль, что «суждение о том, является ли тот или иной поступок девиантным, обусловлено его характером (речь идет о том, связан ли он с нарушени-ем какого-то правила), а также тем, как его оценивают дру-гие люди».
Большинство людей, нарушают некоторые принятые в обществе нормы и правила поведения. Подросток может покуривать сигареты с марихуаной. Администратор делает приписки к счету, кто-то пытается заниматься гомосексуа-лизмом. Окружающие вначале смотрят на эти поступки сквозь пальцы, а человек, нарушающий правила, скорее всего, не считает себя девиантом. Лемерт (1951) называет этот тип поведения первичной девиацией. Но что произой-дет, если друг, член семьи, коллега или полицейский узна-ют о таких поступках и расскажут другим? Часто это при-водит к тому, что называется вторичной девиацией: на че-ловека ставят клеймо девианта; окружающие начинают обращаться с ним как с девиантом, постепенно он и сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью. Совершивший первичное отклонение индивид продол-жает жить по-прежнему, без особых изменений. Он занима-ет тот же социальный статус, выполняет те же роли. Но си-туация резко меняется, когда индивид получает ярлык де-вианта. Многие социальные связи сразу прерываются, пре-стиж и статус падают, возможна даже изоляция от социаль-ной группы. Такой человек может быть отстранен от люби-мой работы, профессии. Другими словами, вторичные от-клонения, как правило, изменяет весь жизненный сцена-рий человека. Могут создаваться условия для повторения акта отклоняющегося поведения. Индивид становится уяз-вимым, другие девианты начинают использовать факт индивидуального отклонения, отдаляя все более и более чело-века, попавшего в беду, от общества и прививая ему нормы и ценности своей субкультуры. В то же время к человеку начинают применяться более жесткие меры социального контроля.
Конфликтологический подход к девиации представлен группой социологов, которые называют себя «радикальны-ми криминологами». Они отвергают все теории преступнос-ти, трактующие ее как нарушение общепринятых законов. Согласно конфликтологам, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами. Так, когда возникает конф-ликт между властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительных мер. Например, сотрудники полиции с большей готовностью при-меняют законы, направленные против бедняков и не прича-стных к власти, тех, кого можно подавлять, не встречая со-противления.
Другие конфликтологи, разделяющие марксистскую точ-ку зрения, утверждают, что законы и деятельность правоох-ранительных органов - это орудие, которые правящие клас-сы (владеющие средствами производства) используют про-тив тех, кто лишен власти. Например, в XII в. были приняты законы, запрещающие бродяжничество, что было обуслов-лено стремлением землевладельцев заставить бедняков работать, ибо в то время каждый десятый работник погибал от чумы или его забирали в отряды крестоносцев.
Таким образом, «радикальная криминология» не инте-ресуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы. Сто-ронники этой теории рассматривают «девиантов» не как нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится «изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних мно-жество своих членов, якобы нуждающихся в контроле» (Тэйлор и др., 1973)
1.2. Основы и причины девиации
Девиантность определяется соответствия-ми и несоответствиями поступков социальным ожиданиям. Один человек может иметь отклонения в социальном поведении, другой - в структуре своей психики, третий одно-временно в том и другом. Можно наблюдать личностную дезорганизацию и групповые отклонения в поведении людей. Личностная дезорганизация (индивидуальное отклоне-ние) возникает тогда, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры. Например, молодой человек из благополучной семьи может отвергнуть нормы и встать на преступный путь. Но отклоняющееся поведение имеет не только негатив-ный характер, но и позитивный. Оно может выступать как стремление личности к превосходству, к новому самоутверждению в социальнополезных видах деятельности. Это мо-жет быть героизм, альтруизм, самопожертвование, сверх-трудолюбие, высочайшая преданность, выдающееся науч-ное открытие, изобретение и т.д.
В нормально развивающемся