Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:22, курсовая работа
В узком понимании под девиантным поведением подра-зумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противо-правными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название - делинквентное (буквально - преступное) поведение. Оба зна-чения - широкое и узкое - одинаково употребляются в социологии.
Введение
Глава 1. Девиантное поведение
1.1. Исторически сложившиеся трактовки причин девиации
1.2. Основы и причины девиации
1.3. Основные формы девиантного поведения
1.4. Аддикция
Глава 2. Делинквентное поведение
Заключение
Список использованной литературы
Групповые отклонения рассматриваются как коллектив-ное поведение членов девиантной группы и их заинтересованное отношение к собственной субкультуре. Подростки из трудных семей ведут «подвальный образ жизни», кото-рый осуждается нормативной доминирующей моралью об-щества. У молодых людей свои правила, нормы и культур-ные комплексы. В данном случае мы имеем дело с групповым отклонением, доминированием собственной «подвальной» культуры, пересечением множества субкультур, привнесенных индивидуальными девиантами.
Социологи пытаются объяснить истоки и причины отклоняющегося поведения. Одни считают, что люди предрас-положены к определенным стилям поведения по своей био-логической природе и что «криминальный тип» является результатом агрессивности и деградации. Другие связыва-ют девиантное поведение с особенностью строения тела человека, аномалиями его половых хромосом. Третьи - находят описание девиации, обосновывая ее «дегенеративностью», «слабоумием», «психопатией», т.е. ее «умственными дефектами», предопределенностью отклонений. Существуют и культурологические объяснения девиации, строящиеся на признании «конфликта между нормами культуры», проявления стигматизации (наклеивания ярлыков).
Наиболее аргументированной
Однако бывают случаи негативного поведения детей-подростков из вполне благополучных семей, ведь семья не единственный источник и причина социализации ребенка в сложном, противоречивом, постоянно изменяющемся обще-стве. Многие нормы из различных субкультур часто проти-воречат друг другу. Воспитание ребенка в семье вступает в противоречие с идеологией социальных групп и институ-тов. Родители вынуждены сталкиваться с чрезмерной идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, нестабильностью по-литического положения и т.д. Неизбежно "возникают про-тиворечия между нормами и ценностями. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт от-цов и детей, их субкультур. Сейчас в нашем обществе суще-ствует множество противоречащих друг другу нормативных образцов, которые способствуют появлению феномена от-клоняющего поведения.
Существование в реальной жизни большого числа про-тиворечащих друг другу норм и неопределенность социаль-ного контроля порождают трудности возможного выбора линии индивидуального поведения, что приводит к явлению, названному Э. Дюркгеймом «аномия общества» (состояние отсутствия норм), при которой личность не имеет уверен-ности и надежности в выборе линии нормативного поведе-ния.
По Э. Фромму, человек в этой ситуации утрачивает чув-ство преданности и принадлежности обществу, идентично-сти с группой и с самим собой, утрачивает потребность в установлении связей, испытывает чувство одиночества и отчуждения, обособление от экономики, политических и нравственных норм.
Т. Парсонс описывает состояние аномии, при котором подавляющее число индивидов находится в положении де-зинтеграции с социальными институтами, что отрицатель-но влияет на формирование чувства безопасности и психо-логического здоровья.
Э. Мертон отмечает, что аномия является
результатом не свободы выбора, а
невозможности множества
* конформность - утверждает поведение, соответствую-щее культурным целям и средствам их достижения;
* инновация - предполагает согласие с целями, но в то же время отрицает социально одобряемые средства их до-стижения; поддерживая, например, цель достижения богат-ства, представители низшего класса не могут пользовать-ся такими средствами, как занятие престижной деятельно-стью, экономический успех, образование; отсюда возни-кает предрасположенность к незаконным способам дости-жения цели: рэкету, спекуляции, шантажу, торговле нар-котиками;
* ритуализм как поведение акцентирует свое внимание, наоборот, на отрицании целей, но принятии традиционно одобряемых обществом средств их достижения; он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встре-чается у представителей низшего слоя среднего класса; это и может являться источником девиантного поведения, на-пример, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры;
* ретретизм - предполагает отрицание цели и средств; более всего он характерен для лиц, оказавшихся за чертой социальных интересов: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на человеческое достоинство;
* бунт - означает отчуждение от
господствующих целей,
Девиация начинается с фрустрации, с возникновения социального напряжения, невозможности для индивида ре-ализовать поставленную цель. Данное напряжение может проявляться как агрессия, озлобленность, которая направ-лена на других или на самого себя. Если человек длитель-ное время не выходит из этого состояния, то формируется невроз - болезнь, которая возникает в результате конфлик-та человека с социальной средой, столкновений желаний человека и реальной действительности, которая его не удов-летворяет. Тогда предпринимаются попытки достигнуть своей цели другими, отклоняющимися от норм путями. В данном случае имеет место бесконфликтная девиация. Если же субъекты идут на прямую конфронтацию, борьбу и таким образом пытаются добиться своих целей, то это уже будет конфликтная девиация. В данной ситуации выделяет-ся несколько этапов: становление, формирование, развитие и разрешение конфликта, послеконфликтное развитие. Если в ходе разрешения конфликта требования и цели ущемлен-ной или наступающей стороны удовлетворяются, то девиа-ция прекращается. Если нет, то она продолжается в формах делинквентного поведения (см.с.21) человека или группы людей, что означает серьезные нарушения, подпадающие под катего-рию противоправных действий и социально наказуемые.
В любом обществе, или на различных этапах его исто-рического развития вырабатываются свои критерии оцен-ки поведения сограждан или групп людей. Одни отклоне-ния могут осуждаться, другие - поощряться. Такой девиант, как странствующий монах, в одном обществе считается свя-тым, а в другом - никчемным бездельником. В нашем обще-стве герои, выдающие ученые, известные артисты, лидеры, защитники Отечества - это социально одобряемые девиан-ты. При этом акценты социальной поддержки меняются. Если, например, появляется потребность в защите страны, то на первое место выходят военные полководцы, в другое время - политические лидеры, деятели культуры или уче-тные.
Для отдельных статусов и ролей существуют свои оценки со стороны девиантологии, а для других - иные. Например, такое свойство личности, как «сверхинтеллектуальность», Не всегда приводит к социальной поддержке. Для ученого, культурного деятеля она необходима, а для актера, спорт-смена, бухгалтера, политического лидера, министра менее необходима, а в отдельных случаях даже является помехой. Фактор «сверхинтеллектуальности» не популярен в народе. Больше ценится твердый мужской характер, волевая лич-ность, практическая ориентация. Преобладание подобных качеств в человеке воспитывает время, историческая эпоха.
Личностные качества и свойства способствуют возвы-шению человека, усилению его положительной девиации. Например, мужество и отвага открывают солдату путь к успеху, признанию, но они не столь важны для художника или поэта. Общительность, твердость характера в трудных ситуациях необходимы политику и предпринимателю, но не имеют особого значения в творческом пути писателя, ху-дожника или ученого.
Общественное мнение выработало множество традици-онных стереотипов восприятия индивидуальных качеств, которые способствуют утверждению индивида в различных сферах деятельности. Например, ученый должен якобы быть, отрешенным от окружающих, несколько странным, эрудированным и оригинальным; артист должен обладать фан-тазией, быть раскованным, живым и общительным. Данные стереотипы являются фикциями, заведомо ложными, но со-здаются для самооправдания и рекламы профессии или рода деятельности. Но, тем не менее, в них есть и доля истины.
Личностные качества - это важный фактор достижения превосходства, а зачастую даже самый важный. Неслучайно многие великие люди обладали теми или иными выдаю-щимися личностными качествами. Безусловно, что не толь-ко социальная поддержка, но и высокие мотивы движут ве-ликими делами людей. Мотивы - это побуждения к совер-шению поведенческого акта, действия. За любым действи-ем скрыты определенные цели-желания, компенсация за прошлые неудачи, нереализованные возможности, обиды, физические недостатки, несправедливое к себе отношение. Такова природа человека, его стремление к превосходству над самим собой и доминированию над другими.
Существует точка зрения, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти над людьми в результате одиночества, испытанного им в детстве. Непри-влекательные внешние данные и отсутствие внимания и оценки со стороны окружающих в детстве стали основой для сверхмотивации Ричарда III. Николло Паганини посто-янно стремился к признанию и славе в результате испытан-ной им в детстве нищеты и незаслуженных обид со стороны родителей и сверстников. Известно, что агрессивность у че-ловека часто проявляется из-за сверхстрогости родителей. Таким образом, чувство беззащитности, замкнутости, воз-мущения или враждебности помогает иногда найти выход в индивидуальных усилиях, направленных на личностные достижения.
1.3. Основные формы девиантного поведения
К основным формам девиантного поведения в современ-ных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, нар-команию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою спе-цифику.
Преступность. Социологические исследования преступ-ности и ее причин берут начало в работах русского статисти-ка К.Ф. Германа (1824 г.). Мощный толчок развитию социо-логии преступности дала работа франко-бельгийского ученого математика-статистика Л.А. Кетле «Социальная физика» (1835 г.). В ней, опираясь на статистический анализ, Кетле приходит к выводу о том, что всякий социальный строй предполагает определенное количество и определенный по-рядок преступлений, вытекающих из его организации.
По мере изучения проблем преступности все большее ко-личество факторов, воздействующих на ее динамику, попа-дает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный фактор. Выявлено также особое зна-чение деклассирования, то есть разрушения или ослабления связей между индивидом и социальной группой. В 30-е годы исследования, проведенные представителями так называемой чикагской школы в социологии, выяви-ли влияние внутригородских различий на уровень преступ-ности: самые «преступные районы» - районы, где присутствует высокая степень социальной дезорганизации. До сих пор остается открытой проблема соотношения биоло-гического и социального в формировании преступного пове-дения.
Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественным показателям приближается к общемировым тенденциям. Хотя пока регист-рируемый уровень преступности у нас ниже, чем в некоторых индустриальных странах, но очень высок темп прироста преступ-лений. В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую.
На Украине, на состояние преступности большое влияние оказал переход к рыночным отношениям: появление таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция. Специалисты отмечают, что пока еще характер преступнос-ти в нашей стране можно определить как «патриархаль-ный», но уже заметны процессы, говорящие об «индустриа-лизации» девиантности.
Преступность - отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. В настоящее время необходимо сосредоточиться на реальной задаче - снижении темпов прироста и удержании преступ-ности под контролем на социально терпимом уровне.
Алкоголизм. С давних пор человечеству известны опья-няющие напитки. Изготавливались они из растений, и их по-требление было частью религиозного ритуала, которым со-провождались празднества. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в XVI в. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промыш-ленный способ получения этилового спирта. Именно это от-крытие сделало возможным массовое потребление алкого-ля, и в XVIII в. пьянство приобрело широкий размах в та-ких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в упот-ребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а XX и ХХI в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой ци-вилизации -- проблему алкоголизма.