- Признаки
деловой игры
Характерные
признаки деловой игры можно представить
следующим перечнем (Бельчиков Я.
М., Бирштейн М. М., 1989):
- Моделирование
процесса труда (деятельности) руководящих
работников и специалистов предприятий
и организаций по выработке управленческих
решений.
- Реализация
процесса «цепочки решений». Поскольку
в деловой игре моделируемая система рассматривается
как динамическая, это приводит к тому,
что игра не ограничивается решением одной
задачи, а требует «цепочки решений». Решение,
принимаемое участниками игры на первом
этапе, воздействует на модель и изменяет
её исходное состояние. Изменение состояния
поступает в игровой комплекс, и на основе
полученной информации участники игры
вырабатывают решение на втором этапе
игры и т. д.
- Распределение
ролей между участниками игры.
- Различие
ролевых целей при выработке решений,
которые способствуют возникновению противоречий
между участниками, конфликта интересов.
- Наличие управляемого
эмоционального напряжения.
- Взаимодействие
участников, исполняющих те или иные роли.
- Наличие общей
игровой цели у всего игрового коллектива.
- Коллективная
выработка решений участниками игры.
- Многоальтернативность
решений.
- Наличие системы
индивидуального или группового оценивания
деятельности участников игры.
- Виды
деловых игр
На
сегодняшний день в литературе существует
большое разнообразие типологий
и классификаций деловых игр.
Приведем примеры некоторых из них.
«В
зависимости от того, какой тип
человеческой практики воссоздается в
игре и каковы цели участников, различают
деловые игры учебные,
исследовательские,
управленческие, аттестационные» [2,
С. 128].
Принципиально
зафиксировать, что данная типология
«вписывает» деловую игру в широкий
контекст социальной деятельности, фиксируя
ее возможности не только как метода
обучения, но и как метода оценки,
изучения, управления.
Помимо
указанной типологии, в основу которой
положены критерии типа практики и
целей, исследователи выделяют и
такие критерии как: время проведения,
результат, методология и т.п. Например,
классификация деловых игр Л.В.
Ежовой (Табл. 1):
Таблица
1. Классификация деловых игр
По
времени проведения |
- без ограничения
времени;
- с ограничением
времени;
- игры, проходящие
в реальное время;
- игры, где
время сжато
|
По
оценке деятельности |
- балльная
или иная оценка деятельности игрока или
команды;
оценка того, кто
как работал, отсутствует |
По
конечному результату |
- жесткие игры
– заранее известен ответ (например, сетевой
график), существуют жесткие правила;
- свободные,
открытые игры – заранее известного ответа
нет, правила изобретаются для каждой
игры свои, участники работают над решением
неструктурированной задачи
|
По
конечной цели |
- обучающие
– направлены на появление новых знаний
и закрепление навыков участников;
- констатирующие
- конкурсы профессионального мастерства;
- поисковые
– направлены на выявление проблем и поиск
путей их решения
|
По
методологии проведения |
- луночные
игры – любая салонная игра. Игра проходит
на специально организованном поле, с
жесткими правилами, результаты заносятся
на бланки;
- ролевые игры
– каждый участник имеет или определенное
задание, или определенную роль, которую
он должен исполнить в соответствии с
заданием;
- групповые
дискуссии – связаны с отработкой проведения
совещаний или приобретением навыков
групповой работы. Участники имеют индивидуальные
задания, существуют правила ведения дискуссии;
- имитационные
– имеют цель создать у участников представление,
как следовало бы действовать в определенных
условиях
- организационно-деятельностные
игры (Г.П. Щедровицкий) — не имеют жестких
правил, у участников нет ролей, игры направлены
на решение междисциплинарных проблем.
Активизация работы участников происходит
за счет жесткого давления на личность;
- инновационные
игры (В.С. Дудченко) — формируют инновационное
мышление участников, выдвигают инновационные
идеи в традиционной системе действий,
отрабатывают модели реальной, желаемой,
идеальной ситуаций, включают тренинги
по самоорганизации;
- ансамблевые
игры (Ю.Д. Красовский) — формируют управленческое
мышление у участников, направлены на
решение конкретных проблем предприятия
методом организации делового партнерского
сотрудничества команд, состоящих из руководителей
служб» [10]
|
К
сожалению, указанная выше типология,
с одной стороны, пытается задать
многокритериальную сетку для анализа,
но, с другой стороны, ей не удается
избежать некоторых неточностей (например,
пункт 5, согласно которому салонная игра,
ролевая игра это виды деловых
игр). Эти погрешности являются достаточно
типичными и встречаются и
в других типологиях.
В
качестве оснований классификаций
деловых учебных игр используют и такие
признаки как:
- степень формализации
процедуры («жесткие» и «свободные» игры);
[7].
- наличие или
отсутствие конфликта в сценарии (деловые
игры в кооперативных ситуациях, конфликтных
ситуациях с нестрогим соперничеством
и со строгим соперничеством) [7];
- уровень проблемности
(«первый уровень предполагает обнаружение
и постановку проблем, требующих разрешения
при анализе конкретной игровой ситуации»;
второй уровень «характеризуется вовлечением
студентов в соразмышление, в активный
поиск путей и средств решения поставленных
вопросов» [7, С. 25];
- степень участия
студентов в подготовке деловых игр;
- длительность
процедуры игры (мини-игры, длящиеся несколько
минут, игры длящиеся несколько дней) и
т.п. [7];
- характер
моделируемых ситуаций (игра с соперником,
с природой, игра-тренаж);
- характер
игрового процесса: игры с взаимодействием
участников и без взаимодействия [16];
- способ передачи
и обработки информации;
- динамика
моделируемых процессов (игры с ограниченным
числом ходов, с неограниченным, саморазвивающиеся)
[16];
- тематическая
направленность и характер решаемых проблем
(«игры тематические, ориентированные
на принятие решений по узким проблемам»;
«игры функциональные, в которых имитируется
реализация отдельных функций или процедур
управления»; «игры комплексные, моделирующие
управление определенным объектом или
процессом в целом» [7, С. 105].
- Структура
деловой игры
При
конструировании деловой игры разработчик
может опираться на структурное
описание последней.
Имитационная
и игровая модели могут рассматриваться
как основные элементы при конструировании
деловой игры.
В
свою очередь в имитационной модели
можно выделить ряд структурных
компонентов:
- цели,
- предмет игры,
- графическая
модель взаимодействия участников,
- система оценивания
[6].
Игровая
модель также может быть представлена
в следующих компонентах:
- цели,
- комплекс
ролей и функций игроков,
- сценарий,
- правил игры
[6].
Одним
из самых сложных
этапов конструирования
деловой игры является
выбор и описание
объекта имитации. «В качестве такого
объекта выбирается наиболее типичный
фрагмент профессиональной реальности
выполнение, которого специалистами требует
системного применения, разнообразных
умений и навыков, «заготовленных» у учащихся
в период обучения, предшествующей игре,
при чем это применение связано с трудностями;
в решение профессиональных задач вовлечен
тот или иной круг специалистов, имеющих
разные интересы и свои предметы деятельности.
Таким образом, отнюдь не любое содержание
профессиональной деятельности подходит
для игрового моделирования, а только
такое, которое достаточно сложно, содержит
в себе проблемность
и не может быть усвоено
индивидуально» [6, С. 144].
Базовым
элементом деловой игры является
сценарий. «Сценарий деловой игры
является основным документом для её
проведения. Созданная для его
разработки группа специалистов разбирает:
каждый этап, фрагмент (желательно не более
трех), содержание, эпизоды, четко определяет
учебную цель, готовится инструкция
каждому игроку и экспертам, определяется
полный комплект ролей, время игры,
место игры, рекомендуется вводный
материал или лекцию, обсуждается
порядок использования технических
средств и т.п.» [5].
Как
правило «в сценарии отображается общая
последовательность игры, разбитой на
основные этапы, операции и шаги…»
[12, С. 148].
Схема
сценария может быть описана с
помощью следующих элементов:
- реальное
противоречие (следует отличать от игрового
конфликта, обусловленного разностью
позиций игроков), конфликт — наличие
в ситуации «рассогласования параметров
деятельности, столкновения разноплановых
явлений…, противоречивости критериев
принятия решений» и т.п. [12, С. 148].
- «способ
генерирования события, определяющий
степень алгоритмизации и импровизации
участников игры» (различают три способа
алгоритмизации: детерминированный, спонтанный
смешанный)… Деловой игре в наибольшей
мере присущ смешанный способ генерирования
событий, когда процесс игры следует какому-то
обобщенному алгоритму, отражающему технологию
производственного процесса, но учитывающему
вероятностный характер событий» [12].
- Психолого-педагогические
принципы организации
деловой игры
- принцип
имитационного моделирования конкретных
условий и динамики производства. Моделирование
реальных условий профессиональной деятельности
специалиста во всем многообразии служебных,
социальных и личностных связей является
основой методов интерактивного обучения;
- принцип
игрового моделирования содержания
и форм профессиональной деятельности.
Реализация этого принципа является необходимым
условием учебной игры,
поскольку несет в себе обучающие функции;
- принцип
совместной деятельности. Реализуется
посредством вовлечения в познавательную
деятельность нескольких участников.
Он требует от разработчика выбора и характеристики
ролей, определения их полномочий, интересов
и средств деятельности;
- принцип
диалогического общения. В этом принципе
заложено необходимое условие достижения
учебных целей. Только диалог, дискуссия
с максимальным участием всех играющих
способна породить поистине творческую
работу. Всестороннее коллективное обсуждение
учебного материала обучающимися позволяет
добиться комплексного представления
ими профессионально значимых процессов
и деятельности;
- принцип
двуплановости. Отражает процесс развития
реальных личностных характеристик специалиста
в «мнимых», игровых условиях. Разработчик
ставит перед обучающимся двоякого рода
цели, отражающие реальный и игровой контексты
в учебной деятельности;
- принцип
проблемности содержания имитационной
модели и процесса её развертывания в
игровой деятельности [6].
Глава
2. Особенности Деловых
игр
2.1.
Деловая игра как
метод активного
обучения
Традиционно
деловую игру относят к числу
методов активного обучения (Табл.
2). Область применения деловых игр
как особого метода обучения довольно
широка: экономика, управление, педагогика,
психология, инженерные дисциплины, экология,
медицина, история, география, и т.д.
Обозначим
специфику деловой игры, зафиксировав
место данного метода по отношению
к другим методам активного обучения,
и показав его отличия от традиционных
методов обучения (этому будет
посвящен следующий раздел).