Деловые игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:35, доклад

Описание

Актуальность темы - деловые игры могут дать вам не только знания, но и опыт. Бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду. Учить ее быть командой.
Литература, насчитывающая уже сотни наименований, подробно освещены история игр, их основные виды, сферы применения, функции, структуры, ограничения и т. д.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Деловая игра 5
1.1. История возникновения 5
1.2. Тема и цели деловых учебных игр 9
1.3. Признаки деловой игры 10
1.4. Виды деловых игр 11
1.5. Структура деловой игры 15
1.6. Психолого-педагогические принципы организации деловой игры 17
Глава 2. Особенности Деловых игр 18
2.1. Деловая игра как метод активного обучения 18
2.2. Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением 20
Заключение 22
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

деловые игры. специфика история возникновения.docx

— 47.50 Кб (Скачать документ)

    Для типологизации методов активного  обучения обычно используют два основных критерия:

  • наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности; 
  • наличие ролей.

    Таким образом, различают неимитационные и имитационные методы обучения, а  в рамках последних выделяют игровые  и неигровые. Как следует из нижеприводимой таблицы, деловая игра — имитационный игровой метод активного обучения [12].

    Важно также отметить, что деловая игра — это и коллективный метод  обучения. «В деловых играх решения  вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а  также при критике решений  других групп…» [15, С. 4]. 
 
 

    Таблица 2. Активные методы обучения

Неимитационные Имитационные Имитационные
  Неигровые Игровые
Проблемное  обучение. 
Лабораторная работа. 
Практическое занятие. 
Эвристическая лекция, семинар. 
Тематическая дискуссия. 
Курсовая работа. 
Программированное обучение. 
Дипломное проектирование. 
Научно-практическая конференция. 
Занятие на производстве. 
Стажировка без выполнения ролей.
Анализ конкретных ситуаций. 
Имитационное упражнение. 
Действия по инструкции. 
Разбор документации.
Деловая игра. 
Разыгрывание ролей. 
Игровое проектирование. 
Стажировка с выполнением ролей.
  

 Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного  обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п. 
 

    2.2. Преимущества деловых  игр по сравнению  с традиционным  обучением 

    Специфика обучающих возможностей деловой  игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными  играми состоит в следующем:

    1) «В игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций» [6, С. 132].

    Иными словами, «процесс обучения максимально  приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования  в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений» [15, С. 4].

    2) «Метод деловых игр представляет  собой не что иное, как специально  организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода… Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности» [9, С. 63].

    Указанные выше и многие иные особенности деловых  игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными  методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых  игр усматривается в том, что  в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста  предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно  в следующем виде:

  • Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;
  • Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д. [10];
  • В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации» [6, с 129];
  • Игра позволяет формировать «у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике» [6, с 142];
  • Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)

    Опыт, полученный в игре, может оказаться  даже более продуктивным в сравнении  с приобретенным в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам. Деловые игры позволяют  увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия  принятых решений, дают возможность  проверить альтернативные решения. Информация, которой пользуется человек  в реальности, неполная, неточная. В  игре ему предоставляется хотя и  неполная, но точная информация, что  повышает доверие к полученным результатам  и стимулирует процесс принятия ответственности. Рассмотренные преимущества определили успешность применения данного  метода в учебном процессе. 
 
 

    Заключение 

    В последние десятилетия широкое  распространение как у нас  в стране, так и за рубежом, получили различные деловые игры. В литературе по играм, насчитывающей уже сотни наименований, подробно освещены история игр, их основные виды, сферы применения, функции, структуры, ограничения и т. д. [4; 11 и др.]. Рассмотрим в связи со спецификой инновационной игры те черты деловых игр, которые не могут позволить им, с нашей точки зрения, решать проблемы развития.

    Как правило, в деловых играх предлагается обширная система информации, моделирующей объект, и правил, которые обязаны  выполнять игроки, — это и ролевые  предписания, и правила работы с  информацией, и жесткие ограничения  на дозволенные действия, допущения  относительно имитируемых систем и  т. п. Эти правила ориентируют  участников на рациональные действия в сложных производственных ситуациях, моделируемых игрой. При освоении этой информации и правил участники игр  испытывают значительные затруднения.

    Деловая игра, будучи созданной, может использоваться многократно, однако для достаточно узкого класса задач. Решения, как правило, в такой игре предопределены. Она  может дополняться новыми данными, корректироваться, использоваться для  сходных задач, в других сферах, однако для развития такая игра закрыта  в силу жесткости ее конструкции.

    Обучающая функция игры реализуется путем  выработки навыков действий в  стандартных ситуациях, которые  могут, по мнению авторов игр, появляться в производственной жизни. Расчет на стандартность практических ситуаций, с нашей точки зрения, не всегда оправдан.

    Деловые, в частности управленческие имитационные, игры рассматриваются в качестве разновидности экспериментального метода исследования организаций, осуществляемого  с целями обучения, для принятия решений, проектирования и собственно исследования [11, с. 26]. Но организация  моделируется здесь как искусственное  образование, заданное искусственным  же набором значений числовых параметров. То есть моделирование осуществляется здесь сначала в проектной  плоскости на основе теоретических  идеи и представлений, затем с  участниками «проигрывается» то, что спроектировано. Для дальнейшего  анализа этот момент очень важен, поскольку подобные имитирующие  модели строятся, с нашей точки  зрения, на основе слишком сильных  допущений, отдаляющих такую «искусственную»  модель от живой организационной  реальности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы 

      1. А.Я. Психология. Психологический словарь 2;
      2. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Политиздат, 1990.— 494 с. 1;
      3. Управление персоналом. Словарь-справочник;
      4. Характеристика и значение деловых игр в медицине;
      5. Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения;
      6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие.— М.: Высш. шк., 1991.— 207 с.;
      7. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры — к профессиональному творчеству: Учеб..-метод. пособие.— Мн.: Университетское, 1989.— 125 с.;
      8. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. — М.: Знание, 1989.— 208 с.;
      9. Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.— Новосибирск: Наука, 1987. — С. 61—77.;
      10. Ежова Л.В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр;
      11. Ефимов В. М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры.— М : Наука, 1980;
      12. Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения.— Мн.: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994.— 96 с.;
      13. Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры.— Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989.— 272 с.;
      14. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры: (Опыт обучения хозяйственных руководителей). — М.: Экономика, 1989;
      15. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. – 156 с. ;
      16. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.— М.: Высш. шк., 1991.—176 с.;
      17. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.— 320 с.

Информация о работе Деловые игры