Демократический режим власти как механизм реализации политической демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:28, реферат

Описание

В XX веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популяр¬ным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного политиче¬ского движения, которое не претендовало бы на осуществление демокра¬тии, не использовало этот термин в своих часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем причи¬на ее популярности? Что следует понимать под термином «демократия»? В какой мере она дает ориентиры для решения проблем народов, обла¬дающих несовпадающими историческими и культурными традициями? Чем является демократия – одной из альтернатив развития человечества или магистральным путем развития общества?

Содержание

Введение
1. Демократический режим: понятие и основные черты.
2. Основные формы и типы демократии.
3. Принципы демократии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Основы СГ.docx

— 49.23 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический  университет»

(Пермский  институт (филиал) РГТЭУ)

Кафедра гуманитарных дисциплин

 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Основы социального государства»

Вариант № 18

 

Выполнила – студентка 1 курса заочной формы

 обучения Учетно-финансового факультета, группы ЭКз-13

                                                                                                                                                                                                               Маркелова Ирина Сергеевна

                                                                                                                                                                                                                Руководитель – Дианов С.А. 

                                                                                                                                                                                                                Оценка___________

                                                                                                                                                                                                                Дата_____________

                                                                                                                                                                                                                Подпись__________ 
           
           

2011

 

Содержание

Введение

1. Демократический режим: понятие и основные черты.

2. Основные формы и типы демократии.

3. Принципы демократии

Заключение

Список литературы

 

     Введение

     В XX веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем причина ее популярности? Что следует понимать под термином «демократия»? В какой мере она дает ориентиры для решения проблем народов, обладающих несовпадающими историческими и культурными традициями? Чем является демократия – одной из альтернатив развития человечества или магистральным путем развития общества?

     На  мой взгляд, данная тема сейчас достаточно актуальна. Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот,  Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.

     Для понимания данной проблемы нужно  сначала разобраться в самом термине «демократия».  Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos  – народ,  kratos – власть). Это понятие впервые встречается в трудах Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, при которой власть принадлежит всем гражданам, которые пользуются равными правами по управлению государством. С тех пор содержание этого термина существенно расширилось, и в современных условиях оно имеет различные значения. А. Линкольн определил демократию так: «Правление народа, для народа, посредством народа».

     Самое простое определение демократии – это власть народа. Согласно мнению американских просветителей демократия – это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа. В истории политики мы найдем немало демократических форм организации общественной жизни (Афинская демократия в Древней Греции, республиканский Рим, городские демократии средних веков, в том числе Новгородская республика, парламентские формы демократии в Англии, демократия Североамериканских штатов и т.п.).

     В настоящее время демократию рассматривают  как форму устройства любой организации, как идеал общественного устройства и как тип политического режима.

     Каждому историческому типу государства, соответствовала  своя форма демократии. Так и сейчас можно сказать:  «Сколько стран  столько и демократий». Современные  демократии, наследуя многие традиции исторических демократий, вместе с  тем существенно отличаются от них. Нет двух одинаковых, так как на политический строй влияет множество факторов.

 

       Демократический режим: понятие и  основные черты

       Современные теоретические модели демократии базируются преимущественно на политических идеях  Нового времени (Дж. Локк, Ш. де Монтескье, Ж-Ж Руссо, И. Кант, А. де Токвиль и др.). Все многообразие теоретических моделей современной демократии, если говорить об их мировоззренческих основах, так или иначе тяготеет к двум теоретическим парадигмам, сформулированным классиками политической мысли ХV-ХIХ вв. Речь идет о либерально-демократической и радикально-демократической теориях.

       Обе теории возникают как попытка разрешить так называемую «проблему Гоббса», суть которой кратко можно определить следующим образом: человек, переходя от состояния «войны всех против всех» (естественное состояние) к договору о государственно-общественной жизни (общественное состояние), вверяет себя самого власти государства, так как только оно может гарантировать соблюдение договора. Как сохранить свободу человека в общественном состоянии? В этом вопросе – узел «проблемы Гоббса». Следовательно, теоретическая задача заключалась в обосновании границ деятельности государства, благодаря которым обеспечивалась бы сохранность свободы человека.

       Представители либерально-демократического и радикально-демократического направлений считали человека разумным существом, но по-разному истолковывали эту антропологическую предпосылку демократической теории. Они были едины в трактовке происхождения государства из принятого разумными индивидами договора, но различали источник этого договора. Они отстаивали свободу человека, но понимали ее по-разному и по-разному трактовали ее основания (см. табл).

       Либерально-демократическая теория        Радикально-демократическая  теория
       Морально автономный индивид        Социальный  человек
       Суверенитет личности        Суверенитет народа
       Общество как сумма  индивидов        Органическое  общество
       Интерес всех        Общий интерес
       Плюрализм интересов        Первенство  общего блага
       Свобода человека        Свобода гражданина
       Первенство прав человека        Единство  прав и обязанностей
       Представительная  демократия, выборы        Непосредственная  демократия
       Свободный мандат        Императивный  мандат
       Разделение властей        Разделение  функций
       Подчинение меньшинства  большинству с защитой прав меньшинства        Подчинение  меньшинства большинству

       В либерально-демократических концепциях свобода человека означала его моральную автономию, возможность рационально определять свою жизнь и правила общения с другими людьми, которые не должны нарушать его индивидуальных прав. Государство, возникающее на основе договора между людьми как морально автономными индивидами, ограничивается правом, т.е. равной внешней мерой свободы для каждого индивида. Таким образом, данная демократическая парадигма основывалась на предпосылке автономного индивида, общество при этом трактовалось как сумма свободных индивидов, а общественный интерес – как интерес всех. Частная жизнь ценится здесь больше, чем жизнь общественная, а право выше, чем общественное благо. Плюрализм индивидуальных интересов и интересов возникающих ассоциаций индивидов (гражданское общество) сопровождался конфликтом между ними, разрешение которого было возможно на пути компромисса.

       В принципе, государство не могло и не должно было вмешиваться в процесс общения автономных индивидов и их добровольных ассоциаций. Оно призывалось лишь тогда, когда требовалось вмешательство третейского судьи. Концепции либерально-демократического толка допускают лишь «ограниченное государство», государство – «ночной сторож». Такое государство невозможно без договора между людьми, а представители государства избираются населением. Свобода индивида ограничена только законом, а само государство (для того, чтобы не было узурпации государственной власти отдельными органами или лицами) должно строиться по принципу разделения властей. Правомерный при голосовании принцип решения по большинству голосов дополняется принципом защиты прав меньшинства.

       В соответствии же с радикально-демократическими концепциями разумный человек мог существовать автономно только в естественном состоянии, а по мере социализации он становится существом социальным, т.е. рационально принимающим ценности общества. Государство, которое возникает на основе договора, руководствуется ценностями общества, носителем которых выступает народ, оно ограничено «суверенитетом народа». Свобода человека может быть обеспечена лишь тогда, когда свободен народ, имеющий волю давать законы государству. Деспотизм государства сохраняется в том случае, если оно руководствуется не частными, а общими интересами народа, которые не являются простой суммой частных интересов, а обладают органическим единством.

       Единство  народа выступает важнейшим принципом  организации политической жизни, а  формой демократического участия здесь  выступает прямая демократия. Лица, осуществляющие управление в государстве, наделены народным мандатом и ответственны перед ним. Единство власти обеспечивается суверенитетом народа, а потому принцип  разделения властей не является существенным; здесь скорее можно говорить о  разделении функций, а не властей. Подчинение меньшинства большинству является внешним выражением единой воли, принципиально требующей общего согласия.

       Несмотря  на все многообразие моделей демократии, можно выделить общие характерные черты, присущие этому режиму1:

  • Существование в обществе множества интересов и широкого спектра возможностей их выражения и реализации.
  • Гарантированный доступ групп к политическим институтам.
  • Всеобщее избирательное право, позволяющее гражданам принимать участие в формировании представительных институтов.
  • Контроль представительных институтов за деятельностью правительства.
  • Согласие большинства общества относительно политических норм и процедур.
  • Разрешение возникающих конфликтов мирным путем.
  • Признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства.
  • Демократия возникает и сохраняется при наличии определенных условий.

       Во-первых, это высокий уровень экономического развития. В исследованиях, проведенных  С. Липсетом, В.Джэкмэном, Д.Куртом и др., убедительно доказано, что стабильный экономический рост в конечном итоге приводит к демократии. Согласно статистическим данным, среди 24 стран с высоким уровнем доходов лишь 3 – недемократические. Среди среднеразвитых стран насчитывается 23 демократии, 25 диктатур и 5 стран находятся в состоянии перехода к демократии. Из 42 стран с низким экономическим уровнем развития и низким уровнем доходов лишь 2 могут быть названы демократическими2.

       Во-вторых, это наличие толерантности в обществе, уважение прав политического меньшинства.

       В-третьих, это согласие общества относительно таких базовых ценностей, как  права человека, право собственности, уважение чести и достоинства  личности и т.п.

       В-четвертых, это ориентация значительной части  населения на политическое участие (прежде всего в форме выборов) или, говоря другими словами, доминирование активистской политической культуры.

       Демократия – это не власть стабильного большинства, поскольку само оно изменчиво, не монолитно, поскольку складывается на основе компромиссов из разнообразных индивидов, групп и объединений. Ни одна из групп современного западного общества не способна монополизировать власть и принимать решения, не опираясь на поддержку других общественных ассоциаций. Объединившись, недовольные группы могут блокировать неугодные решения, выступая тем самым важнейшим социальным противовесом, сдерживающим тенденции к монополизации власти.

Информация о работе Демократический режим власти как механизм реализации политической демократии