Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:28, реферат
В XX веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популяр¬ным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного политиче¬ского движения, которое не претендовало бы на осуществление демокра¬тии, не использовало этот термин в своих часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем причи¬на ее популярности? Что следует понимать под термином «демократия»? В какой мере она дает ориентиры для решения проблем народов, обла¬дающих несовпадающими историческими и культурными традициями? Чем является демократия – одной из альтернатив развития человечества или магистральным путем развития общества?
Введение
1. Демократический режим: понятие и основные черты.
2. Основные формы и типы демократии.
3. Принципы демократии
Заключение
Список литературы
Ущемление в политических решениях интересов тех или иных групп обычно увеличивает вовлеченность в политику их членов и тем самым усиливает их влияние на последующую политику. В результате сложного конкурентного взаимодействия на основе политических блоков и компромиссов в государственных решениях устанавливается динамический баланс, равновесие групповых интересов. Демократия, таким образом, представляет собой форму правления, позволяющую многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе компромиссные решения.
Демократия не является универсальной, наилучшей для всех времен и народов формой правления. «Плохая», неэффективная демократия может быть хуже для общества и граждан, чем некоторые авторитарные и даже тоталитарные режимы. История свидетельствует, что многие монархии, военные хунты и другие авторитарные правительства делали для экономического процветания, повышения благосостояния, укрепления безопасности граждан и гарантирования их индивидуальной свободы, а также справедливого распределения результатов труда гораздо больше, чем слабые или коррумпированные демократические режимы.
И все же растущее стремление населения современного мира к демократическим формам правления не случайно. При наличии определенных социальных предпосылок демократия имеет ряд преимуществ перед другими формами правления. Общий недостаток всех недемократических политических систем состоит в том, что они не подконтрольны народу и характер их взаимоотношений с гражданами зависит прежде всего от воли правителей. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления.
В постсоциалистических странах, вступивших на путь реформ в 80-е гг. XX века, достаточно четко наметились два главных пути общественных и политических преобразовании.
Первый из них предполагает быструю политическую и экономическую либерализацию западного образца, так называемую шоковую терапию. По этому пути пошли практически все восточноевропейские страны, в том числе СССР. В тех из них, что были ближе к Западу по своей политической культуре, экономическим укладам, демократизация и трансформация общества оказались более или менее успешными, хотя и сопровождались падением производства и рядом других серьезных негативных явлений. Неудачи реформирования в Советском Союзе сильно скомпрометировали демократию и либеральные ценности в массовом сознании.
В
других странах, прежде всего в Китае,
Вьетнаме, была выработана собственная
модель модернизации и реформирования
тоталитарных политических структур,
получившая название «нового авторитаризма».
Суть этой модели состоит в сохранении
сильной власти центра и ее активном использовании
для поддержания политической стабильности
и проведения радикальных экономических
реформ, предусматривающих развитие рыночной
экономики, открытой для внешнего мира.
Основные формы и типы демократии
Истории известны две основные формы демократии: прямая или непосредственная и представительская.
Исторически первой формой демократии была именно непосредственная демократия. Ее суть состоит в том, что народ сам, непосредственно, напрямую принимал решения по жизненно важным для общества вопросам, обходясь при этом без выборов представителей и не передоверяя последним права принятия решений. Примерами такой, непосредственной демократии можно считать древнегреческие города-государства (Афины, Спарту), Новгородскую феодальную республику. Такая форма организации демократии была характерна именно для ранней стадии демократии, когда этот политический режим только зарождался и еще только отдаленно напоминал демократию в современном смысле. Незначительное количество лиц, участвовавших в демократическом процессе, (насчитывало, как правило, 3-6 тысяч человек), что позволяло им собираться на городской площади или в поле под стенами города и простым большинством голосов принимать решения.
Понятно, что современная демократия не может по форме быть непосредственной. Современные страны, в которых живут десятки или даже сотни миллионов человек, в которых признано правовое равенство всех граждан, в которых существует в тысячи раз более сложные, чем в древних Афинах, экономические, социальные, политические, правовые, технические, экологические и иные проблемы, просто технически не могут по форме функционировать как прямая демократия. Современная демократия по своей форме чаще всего выступает как представительская, т.е. такая, когда народ не сам, а через своих представителей (президента, депутатов, губернаторов, мэров и т.п.) реализует свои функции источника и носителя суверенной власти.
По типу же современная представительная демократия относится к массовой или развернутой. Это означает, что существуют только два естественных ограничителя для включения в демократические отношения – совершеннолетие и состояние гражданства. Некоторые дополнительные условия (определенный срок проживания, владение государственным языком) применяется в большинстве стран современного мира лишь к претендентам на некоторые высшие выборные посты в государстве.
Подобный статус современной развитой демократии (представительская по форме и развернутая по сути) не исключает, однако, применение некоторых важных элементов прямой демократии: референдум, плебисцит, массовые манифестации, демонстрации, петиции и т.п.
До
сих пор речь шла в основном
о достоинствах и преимуществах
демократии. Было бы неправильно, однако,
предполагать, что данный политический
режим (как и все, что создано
человеком) является неким совершенным
идеалом. Реальная политическая жизнь
слишком многогранна, противоречива и
слишком осложнена таким количеством
дополнительных конкретных факторов,
событий и обстоятельств (в зависимости
от конкретной страны и в конкретный период),
чтобы можно было поместить ее в рамки
какой-либо безукоризненно идеальной
модели. Описанная выше теоретическая
конструкция демократии вовсе не является,
застывшей схемой или идолом для поклонения.
Она – скорее ориентир по наиболее принципиальным
вопросам. Кроме того, следует иметь в
виду, что в реальной политической практике
в каждой из стран, где функционирует демократический
политический режим, модель демократии
претерпевает определенные изменения,
сохраняя лишь наиболее важные базовые,
принципиальные опоры. Слегка перефразируя
известный тезис, можно утверждать, что
демократия – это не догма, а инструмент
для решения политических и общественных
проблем. Английский политик герцог Мальборо,
известный более под именем Уинстона Черчилля,
утверждал, что “демократия является
наихудшим из всех возможных способов
устройства общества и политического
режима, если не считать все остальные…!”
Принципы демократии
Классическое
определение демократии принадлежит
американскому президенту А. Линкольну:
"Демократия – это власть народа,
избранная народом и для
Ядром демократии, ее основополагающей идеей является суверенитет народа.
Понятие демократии как власти суверенного народа включает в себя:
1) народ является единственным и высшим источником власти в стране;
2)
государственная власть только
тогда может считаться
3)
народ имеет безусловное право
самостоятельно решать свою
4)
народ сам выбирает себе
5)
в период выборов и в
6)
в случае явного
Второй
важнейшей характеристикой
•
общество и народ в целом
•
признается безусловный приоритет
интересов личности, т.е. приоритет
суммы частных интересов
• признается, что всякая личность от рождения наделяется определенной суммой прав и свобод и прежде всего – суммой так называемых естественных и поэтому неотъемлемых прав и свобод, среди которых основными являются:
- право на жизнь;
-
право на личную свободу,
-
право на частную
Эта триада естественных прав определяет основы бытия человека в обществе, обеспечивая в том числе и право на уважение достоинства личности и право на то, чтобы прожить свою жизнь в достойных человека условиях; безусловное право жить в своей стране, на своей земле, в своем доме; наконец, право на то, чтобы человек мог создать свою семью и сам смог воспитать своих детей. Поскольку источником этих естественных и неотъемлемых прав и свобод является не общество, не государство и даже не семья каждого индивидуума, а сама природа человека, то эти права не только не могут быть поставлены под сомнение, ограничены или изъяты у индивида, но фактически они изымаются из ведения общества и государства. Кроме этого личность в демократическом обществе имеет и другие многочисленные права и свободы (политические, гражданские, экономические социальные т.п.), многие из которых фактически приобретают статус неотъемлемых.
Понятие право человека означает совокупность правовых норм взаимоотношений свободных индивидов между собою, а также с государством и обществом в целом, обеспечивающих возможность действовать по своему выбору и получать определенные блага для жизни.
Права, обеспечивающие возможность выбора в поведении и деятельности человека, составляют свободы. Права и свободы человека, как важнейший элемент демократии, образуют целостную систему, из которой нельзя изъять ни одно звено, чтобы не разрушить ее.
Права личности делятся на негативные, охраняющие свободу индивида и включающие обязанности общества, государства не совершать негативных по отношению к личности действий (произвольного ареста, пыток, жесткого обращения и пр.) и позитивные, означающие обязанности государства, общества предоставлять индивиду определенные блага (право на труд, на образование, на отдых и т.д.). Кроме того, права и свободы подразделяются на гражданские (личные), политические (связанные с возможностью участия в политике), экономические, социальные, культурные и др.
Современная политико-правовая концепция прав и свобод человека закреплена в документах ООН. Один из основополагающих таких документов – Всеобщая Декларация прав человека, принятая в 1948 г., (в свое время не подписанная СССР и признанная им в президентство М. Горбачева). В Декларации раскрываются гражданские и политические права и свободы, перечислены негативные и позитивные свободы (в том числе – свобода передвижения, совести, демонстраций и др.), раскрывается содержание экономических, политических и культурных прав, включая право на жизненный уровень, необходимый для поддерживания благосостояния и здоровья и многое другое. Всеобщая Декларация прав человека является частью международного акта о правах. Помимо ее ООН были приняты ряд других Деклараций и Конвенций, направленных на защиту прав человека и его достоинства.
Третья
характерная черта всех современных
демократических режимов –
Информация о работе Демократический режим власти как механизм реализации политической демократии