Деонтология социальной работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 00:51, творческая работа

Описание

Наиболее распространенным видом социальных систем, которые формируются и сознательно создаются людьми в процессе своей жизнедеятельности, являются хозяйственные и общественные организации.

Понятие «организация» относится к числу ведущих категорий организационной науки. Организация (с латинского – сообщаю стройный вид, устраиваю) – это разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил. Организации – это государственные учреждения, фирмы, общественные организации.

Работа состоит из  1 файл

Doc2.docx

— 47.19 Кб (Скачать документ)

      Модуль 2. Организация в социальной работе

                            Глава 2.1. Организация  как социальная  система. 
 

2.1.1. Понятие и значение  организации 

       Наиболее распространенным видом  социальных систем, которые формируются  и сознательно создаются людьми  в процессе своей жизнедеятельности,  являются хозяйственные и общественные  организации.

       Понятие «организация» относится  к числу ведущих категорий  организационной науки. Организация  (с латинского – сообщаю стройный вид, устраиваю) – это разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил. Организации – это государственные учреждения, фирмы, общественные организации.

Она не может существовать без общества и общество не может существовать без организаций, которые оно  создает ради своего существования.

Организации создаются людьми и их взаимоотношениями  друг с другом. Организация существует, когда люди взаимодействуют для  того, чтобы достичь цели.

       Как известно, социальная работа  достаточно новое направление  практической деятельности. В системе  социальной защиты населения  к середине 90-х годов в России  сложился такой вид организации,  как социальная служба. Создаются  социальные службы следующих  организационно-правовых форм: государственные,  коммерческие, смешанные, благотворительные,  религиозные и общественные.

       В целом ими выполняются такие  социальные услуги:

    1. материальная помощь;

    2. помощь на дому;

    3. постоянное обслуживание в условиях  стационара;

    4. предоставление временного приюта;

    5. организация дневного пребывания  в учреждениях социального обслуживания;

    6. консультативная помощь;

    7. социальный патронаж семей,  детей;

    8. социальная реабилитация и адаптация  и другие.

       Социальные службы создаются  различных типов:

центр социального обслуживания населения, социально-реабилитационный центр  для несовершеннолетних, центр социальной помощи семье и детям, дом-интернат для ветеранов, детский дом, центр  реабилитации детей с ограниченными  возможностями, центр срочной социальной помощи, реабилитационный центр для  лиц без определенного места  жительства, социальный приют, кризисный  центр, центр экстренной психологической 

помощи  и другие.

       Ни одна организация не может  существовать без взаимодействия  с потребителями производимой  продукции или услуг, поставщиками  ресурсов, и другими элементами  внешней окружающей среды.

       Чтобы понять, что такое организация  в целом, ее следует рассматривать  как систему. Система – это  набор взаимодействующих элементов,  которые получают из окружающей  среды некоторые входные данные, трансформируют их и выдают  в окружающую среду выходные  данные.

Организация постоянно приспосабливается к  окружающей среде: она должна находить и приобретать нужные ей ресурсы, воспринимать изменения внешней  среды и реагировать на них, поставлять свои услуги

окружающей  среде, а также контролировать и  координировать свою внутреннюю деятельность перед неопределенностью и воздействием изменений факторов внешней среды. Деятельность социальных служб всегда зависит от социальной ситуации и  одновременно воздействует на все социальные явления, встречающиеся в нашей  стране (безработица, миграция, сиротство, инвалидность, алкоголизм, наркомания, бедность и др.).

Под социальными услугами понимают действия по оказанию клиенту

социальной  службы помощи. В свою очередь, клиентом социальной службы является гражданин, находящийся в трудной жизненной  ситуации. 

2.1.2. Характеристики организаций 

       Изучение характеристик организаций  необходимо, поскольку они являются  специфическими чертами строения  организации. Эти характеристики  описывают организации подобно  личностным или физическим чертам, описывающим отдельных людей.

       Общие характеристики организаций:

       1. Ресурсы. К основным ресурсам, используемым организацией относятся:  трудовые,

финансовые, материальные, технологические и  информационные.

       2. Зависимость от внешней среды.  Нет ни одной организации, которая  ни взаимодействовала

бы с окружающей средой. Организации полностью зависят от внешней среды, как в отношении своих

ресурсов, так и в отношении потребителей.

       3. Горизонтальное разделение труда.  Всю имеющуюся работу разделяют  на составляющие

компоненты. Это обычно называют горизонтальным разделением труда.

       4. Подразделения. Посредством горизонтального  разделения труда образуются  подразделения, выполняющие конкретные  специфические задания и добивающиеся  конкретных специфических целей.  Такие подразделения часто называют  отделами, секторами, службами и др.

       5. Вертикальное разделение труда.  Разделение работы на составляющие  части требует координации деятельности. Кто-то должен координировать  работу группы для того, чтобы  она была успешной.

       Структурные характеристики дают  возможность выделить особенности  внутреннего строения организации,  описать их количественно и  сравнивать организации между  собой на основе этих описаний:

       1) формализованность - количество письменной документации, используемой организацией. Документация включает в себя инструкции, технические описания, приказы и устав. Эти письменные документы характеризуют деятельность организации. Формализованность часто измеряется с помощью подсчета количества страниц документации, которая используется в организации;

       2) специализация – показывает, насколько  задачи организации разделены  по профессиональному признаку. Если специализация низкая, то  один и тот же работник может  выполнять очень разнообразные  обязанности. Специализацию иногда  называют разделением труда;

       3) иерархия власти – описывает,  кто в организации кому подчиняется  и ответственность каждого специалиста.  Иерархия на структуре организации  обозначается вертикальными линиями;

       4) централизация – если работники,  принимающие решения, сосредоточены  на верхних уровнях иерархии, то организация централизована; если решения принимаются на  более низких уровнях, то организация  – децентрализованная;

       5) профессионализм – уровень  формального образования и подготовки  работников.

       Контекстные характеристики описывают  организацию в целом, включая  ее размер, технологии и оборудование, которые она использует, и цели, которые она преследует. Они описывают  также и внешнюю среду, которая  влияет на организацию и формирует  ее структурные характеристики:

       1) размер – величина организации,  т.е. количество людей в ней  работающих. Организацию мы рассматривает  как открытую систему, поэтому  и количество обслуживаемых лиц  будет характеризовать размер  организации;

       2) технологии, используемые организацией  – это инструменты, способы  действия и производства, с помощью  которых организация преобразует  входные данные в продукты  и услуги, которые она предлагает  потребителям;

       3) окружающая среда – это области  деятельности организации, покупатели, поставщики, финансовая среда и  правительство;

       4) цели и стратегии – это  задачи организации и соответствующие  способы их выполнения;

       5) культура - набор основных ценностей,  убеждений, взглядов и норм, общих  для всех работников. Эти основные  ценности могут касаться этики  поведения, требований к работникам, эффективности, обслуживанию клиентов.

2.1.3. Внутренняя среда  организации 

       Внутренние переменные - это ситуационные  факторы внутри организации. К  основным внутренним переменным, требующим внимания руководства,  относятся: цели, структура, задачи, технология и люди.

       1. Цели - это конкретные конечные  состояния или желаемый результат,  которого стремится добиться  группа, работая вместе.

       В процессе управления организацией  цели выполняют ряд существенных  функций. Цели призваны отражать  основные направления деятельности  организаций и конкретизировать, уточнять их работу относительно  каждого этапа их функционирования.

       Цели-задания - объективные требования  рынка, планы, поручения, задаваемые  организации высшей организационной  системой (государством).

       Цели-ориентиры выражают общие  и индивидуальные интересы работников, реализуемые через организацию  (получение того или иного вознаграждения, завоевания ведущего места на  рынке).

       К целям-системам относятся те, которые обеспечивают выживание  организации в меняющихся условиях  конкуренции и других внешних  изменениях.

    У организаций могут быть разнообразные  цели, и каждая из них выполняет  свою функцию.

     2. Структура. Формальные организации  состоят из нескольких уровней  управления и подразделений. Подразделения  - это функциональная область. 

       Структура организации — это  логические взаимоотношения уровней  управления и функциональных  областей, построенные в такой  форме, которая позволяет наиболее  эффективно достигать целей организации.

  3. Задачи - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена  заранее установленным способом  в заранее оговоренные сроки. 

Характеристики  задач:

       1) задачи традиционно делятся  на 3 категории - это работа с  людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией;

       2) частота повторения данной задачи;

       3) время, необходимое для ее  выполнения.

4. Технология - средство преобразования  сырья, Люис Дэйвис считает, что технология - это сочетание квалификационных навыков.

  5. Люди. Руководство достигает целей  организации через других людей. 

        Существует 3 основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению:

Информация о работе Деонтология социальной работы с пожилыми людьми