Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 22:19, научная работа
Цель научной работы предусматривает решение ряда задач :
Рассмотреть вопросы исторического понимания природы и проблемы бродяжничества и беспризорности в России, особое внимание заострить на изучении проблемы бродяжничества и беспризорности в трудах исследователей этой проблемы.
Анализировать реальное состояние жизни беспризорников, изучить её динамику и внутренние противоречия
Введение.
В России
в настоящее время
Объектом исследования являются дети.
Предметом исследования является изучение материала о жизни беспризорников.
Таким
образом, исходя из приведенных аргументов
и темы работы, можно сформулировать
цель работы - изучение социально-педагогической
проблемы бродяжничества и беспризорности
детей, выработка предложений по
качественному улучшению
Цель научной работы предусматривает решение ряда задач :
Гипотеза
- своевременное выявление и
В первой главе рассматривается изучение феномена детского бродяжничества и беспризорности как острейшей социальной проблемы российского общества, проблемы бродяжничества и беспризорности в трудах исследователей этой проблемы.
Во второй
главе научной работы составляется
статистический портрет бродяжничества
и беспризорности на территории России,
проводится психолого-педагогический
анализ данных познавательных процессов
и ценностных ориентаций детей.
Глава 1.
1. Приступая к рассмотрению темы научной работы, отметим, что проблема беспризорности одна из сложнейших социальных проблем и стоит на стыке исторического, социологического, педагогического и психологического знания.
Понятие детской и подростковой безнадзорности.
Под детской
безнадзорностью понимается «отсутствие
или недостаточность контроля за поведением
и занятиями детей и подростков, воспитательного
влияния на них со стороны родителей или
заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается
в отчуждении самих детей от семьи, детского
коллектива и одновременно — в безразличии
родителей, воспитателей к детям».
Таким образом, к категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей. Ряд исследователей относят таких детей к «группе риска»:
1) дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-паталогической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силы обстоятельств;
3) дети
из неблагополучных,
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Среди безнадзорных есть дети и подростки из материально обеспеченных, благополучных семей. Таких детей относят к категории «избыточно-комфортного типа». Они имеют в семье все, что нужно, но при этом у них нет никаких обязанностей перед родными и близкими. Такой ребенок живет одним днем, без собственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легко попадает под чужое влияние, чаще отрицательное.
Причины детской и подростковой безнадзорности.
Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых:
– рост числа асоциальных семей;
– безработные родители;
– беженцы и вынужденные переселенцы;
– нестабильные браки (разводы);
– низкий уровень благосостояния семьи;
– негативный опыт отношений с родителями;
– неготовность школы оказывать социально-педагогическую поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
– наличие у части учащихся негативного учебного опыта.
В исследованиях,
проведенных учеными
– социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);
– социально-педагогические причины (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);
– психолого-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.).
Какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненую ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.
Проблемы детской и подростковой безнадзорности.
Экономические
и идеологические кризисы вызвали резкий
рост числа детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, детей, привлекаемых,
в силу безнадзорности, активизировавшимися
криминальными структурами к алкоголю,
наркотикам, преступной деятельности.
Это привело государство к необходимости
защиты и поддержки таких проблемных детей,
активно притягиваемых антиправовым полем
экономического и идеологического кризиса.
Успешность социально-педагогической поддержки ребенка, подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, объективно связана с необходимостью решения социальных проблем, возникающих в ходе идущих в стране социально-экономических преобразований.
В научной литературе эти проблемы классифицируются следующим образом:
– проблемы свободы выбора и социального творчества — трудности на пути реализации ребенком его интересов и потребностей, установления социального статуса и др.;
– проблемы социальной адаптации и дезадаптации — трудности усвоения и приспособления к существующим нормам социальной жизни, трудности в разрушении тех норм, которые являются социально опасными, несут в себе угрозу для жизни и здоровья ребенка;
– проблемы социальной интеграции или дезинтеграции — трудности воссоединения или разъединения потребностей, интересов и возможностей ребенка, его семьи с возможностями, потребностями и интересами других людей, трудности в расширении социальных связей и др.
Эффективное
решение данных проблем возможно
только в рамках формирующейся государственной
социальной политики. Однако к настоящему
времени проблемы ребенка не рассматриваются
государством и обществом целостно. Негативную
роль в решении перечисленных проблем
играет ведомственная разобщенность.
Организационно
система социально-
Роль семьи в социальном воспитании
Исследования, проводимые отечественными учеными, позволяют определить модель родительской семьи, где дети встают на путь асоциального поведения:
– нестабильный брак или родители в разводе;
– деструктивные взаимные отношения между членами семьи,
– низкий уровень благосостояния;
– наличие в семье безработных;
– наличие в семье членов с асоциальным поведением;
– частые социальные контакты членов семьи с носителями асоциальных форм поведения.