Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 22:19, научная работа
Цель научной работы предусматривает решение ряда задач :
Рассмотреть вопросы исторического понимания природы и проблемы бродяжничества и беспризорности в России, особое внимание заострить на изучении проблемы бродяжничества и беспризорности в трудах исследователей этой проблемы.
Анализировать реальное состояние жизни беспризорников, изучить её динамику и внутренние противоречия
Исследования показывают негативные тенденции роста числа таких семей. Вместе с тем попытка переноса центра тяжести воспитания в семью показала неготовность последней на данном этапе развития общества к выполнению воспитательных функций. Однако бесспорным является то, что семья может и должна взять на себя главную ответственность за воспитание своих детей. Но это станет возможным при наличии государственной социальной политики, которая бы способствовала включению семьи в близкий круг посредничества (семья, школа) в процессе социализации ребенка. Опыт многих семей показывает, что там, где родители — первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выход из сложных жизненных ситуаций, — ребенок никогда не станет безнадзорным.
Роль школы в социальном воспитании
Школа как социальная среда может провоцировать различное поведение ребенка. Факторами формирования социального поведения, прежде всего, являются система отношений, школьный уклад. Поэтому очень важно, чтобы в школе были созданы условия, обеспечивающие нормальное развитие ученика, в том числе соблюдение его прав, доступ к качественному образованию и др.
Среди причин, по которым дети и подростки покидают школу, можно выделить следующие:
– неподготовленность школы к работе с «проблемными» детьми;
– «скрытый отсев»;
– формирование у части учащихся отрицательного опыта учебы;
– проблемы со здоровьем;
– физическое и моральное насилие учителей;
– плохое поведение;
– неуспеваемость;
– отсутствие интереса к учебе и др.
Анализ
перечисленных причин позволяет
говорить о необходимости реализации
в школе как мер общей
В новых
условиях воспитывающая, социально-педагогическая
миссия школы не должна ликвидироваться,
а, напротив, должна значительно усиливаться.
В ситуации кризиса детства, социальной
неустроенности значительной части населения,
семейного неблагополучия, усилившейся
агрессивности социальной среды все более
остро встает вопрос о необходимости социально-педагогической
поддержки детей и подростков, социально-педагогического
сопровождения ребенка, находящегося
в трудной жизненной ситуации.
Ребенок
приходит в нее семилетним и покидает
ее уже во многом сформировавшейся личностью
в 17–18 лет. Здесь он не только учится, он
проживает в школе тот период, в котором
интенсивно происходит становление его
личности. Между тем традиционную школу
считают учебным заведением, полагая,
что ребенка или подростка в ее стенах
прежде всего учат, насыщают знаниями,
а он учится, приобретает знания и умения,
необходимые для будущей жизни. В последние
10-15 лет в связи с перестройкой и сменой
идеологических ориентиров воспитательная,
формирующая личность роль школы значительно
ослабла.
В их работах
содержится анализ явления детской беспризорности
и его последствий для общества. С.Бахрушин2,
М.Н. Гернет3 и др. в своих исследованиях
выявляли взаимосвязь беспризорности,
бродяжничества детей с ростом правонарушений.
В.И. Куфаев4 в своей работе выделял
два направления предупреждений детских
правонарушений: обеспечение несовершеннолетних
средствами к существованию и воспитательная
работа с ними. Одним из основных
методов борьбы с детской беспризорностью
и преступностью государство считало
создание сети разнообразных детских
учреждений для сирот и беспризорных.
Отдельно Н.С. Сажина выделяет работы, посвященные теории и практике российской благотворительности, которая привлекает внимание широкого круга специалистов. В социалистическом обществе (по сравнению с дореволюционным) благотворительность не была столь значимой, и у граждан было не так много возможностей материально поддерживать нуждающихся, однако практика благотворительной помощи голодающим и беспризорным детям в 90-е г. имела место. Научный интерес к этой теме постоянно расширяется, проводятся Всероссийские конференции, инициируются исследовательские проекты. Подавляющее большинство публикаций освещает достаточно узкую региональную специфику, исторические данные представляются по разным основаниям и совсем немного работ по советскому периоду. Несомненный интерес по исследуемой проблеме представляет Всероссийская конференция «Милосердие и благотворительность в российской провинции» и вышедший одноименный сборник.
Изменения
в социально - экономической и
общественно - политической жизни России
в середине 1990 года сделали тему детской
беспризорности актуальной, что обусловило
появление целого ряда статей и публикаций
в периодических изданиях, посвященных
состоянию детской беспризорности на
современном этапе.
Таким
образом, подводя итоги изученного
в первой главе научной работы
исследования, возможно, сделать вывод,
что рассматриваемая проблема имеет
социальную природу. Отсутствие целостной
информации на государственном уровне
в течение длительного периода наличия
указанной проблемы ведет к недостаточному
приложению усилий в этом направлении,
отсутствию должного финансирования,
методологии, кадрового обеспечения.
2. В сложившейся ситуации государство не предпринимает эффективных мер для решения проблем беспризорности. В государственных детских домах, которых в России 2 тысячи, находится тысячи детей, половина из них живут в 150 школах-интернатах. Детские дома и школы-интернаты не имеют нормальных санитарных условий, многие дома требуют капитального ремонта, некоторые находятся в аварийном состоянии. Во многих местах детские учреждения не получают даже положенного по бюджету финансирования.
Воспитанникам государственных детских домов не хватает одежды, школьно-письменных принадлежностей, а часто и питания. В ряде регионов у детей совсем редко бывают медосмотры. В результате среди воспитанников детских домов, много ослабленных и страдающих хроническими заболеваниями детей. Часто дети подвергаются грубому обращению и побоям со стороны воспитателей. Как правило, подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными к жизни, им не оказывается ни практическая, ни психологическая поддержка в дальнейшем устройстве своей судьбы. В итоге выпускники детских домов и школ-интернатов для сирот становятся алкоголиками или наркоманами, попадают в преступный мир, кончают жизнь самоубийством. Только немногие более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни.
Попытки как-то помочь беспризорным детям предпринимают различные общественные организации. Они организуют питание детей на улице и в столовых, оказывают медицинскую и психологическую помощь беспризорным детям, создают свои детские дома и приюты, в том числе семейного типа. Эта деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает пока лишь небольшой процент беспризорных детей.
Таким
образом, проблема беспризорности и
бродяжничества на сегоднейший день
является острой. В нашей стране для предотвращения
этого явления множество потенциальных
возможностей, но используются они не
полностью. И пока Россия не выйдет из
экономического кризиса, пока не прекратятся
военные конфликты, не иссякнет поток
беженцев, не выздоровеет все наше общество,
включая чиновников, данная проблема не
потеряет своей актуальности. О том, что
несмотря ни на что громадное значение
придается проблеме безнадзорности, и
беспризорности на самом высоком государственном
уровне, так же об этом свидетельствует
тот факт, что при правительстве страны
была создана межведомственная комиссия,
которой поручено обеспечить координацию
различных федеральных и региональных
ведомств. Хочется верить, что все задуманное
по мере реализации поможет сделать еще
один шаг в преодолении детской и подростковой
беспризорности и безнадзорности, приблизит
к благополучию все детское население,
а соответственно и будущее страны в целом.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
Кафедра
теории социальной работы
«Дети улицы» как социальная проблема
(учебно-исследовательская
работа)
Саганова Н.Б.
Проверил:___________
Подпись:____________
Дата:_______________
Улан-Удэ
2010