Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 11:48, реферат
Согласно данным Федеральной программы «Дети России» на 2007-2010 гг. в России проживает всего 29 миллионов детей, из них: 731 тыс. детей, оставшиеся без попечения родителей и 676 тыс. дети, находящиеся в социально опасном положении, к числу которых относятся беспризорные, безнадзорные и малолетние правонарушители
Введение............................................................................................. 3
Глава 1. Массовая волна детской беспризорности в России – как социальная катастрофа………………………………………
1.1. Определение понятия детской беспризорности………….
1.2. Причины детской беспризорности в РФ: краткий экскурс в 20 век и современное состояние проблемы…………….
Глава 2. Возможные меры профилактики и пути решения проблемы детской беспризорности…………………………….
2.1. Беспризорность и криминальная среда……………………
2.2. Защита прав детского населения……………………………
2.3. Основные проблемы уже существующих мер профилактики детской беспризорности в РФ и возможные перспективы дальнейшего развития программ профилактики и борьбы с данной проблемой……………………………………….
Заключение........................................................................................ 25
Список литературы........................................................................... 27
Федеральное
государственное
высшего
профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАФЕДРА
Социологии
и социальной работы
РЕФЕРАТ
студентки 4 курса 219 группы
Ушаковой Яны Леонидовны
«Детская
беспризорность в России
как социальная проблема»
Проверила
Кандидат
политических наук,
доцент
Антончева
Ольга Александровна
Санкт-Петербург
2010г.
Содержание
стр. | |
Введение..................... |
3 |
Глава
1. Массовая волна детской беспризорности
в России – как социальная катастрофа………………………………………
|
5 5 6 |
Глава
2. Возможные меры профилактики и
пути решения проблемы детской беспризорности…………………… 2.1. Беспризорность и криминальная среда…………………… 2.2. Защита прав детского населения…………………………… 2.3. Основные
проблемы уже существующих мер
профилактики детской |
13 13 14 17 |
Заключение.................... |
25 |
Список
литературы.................... |
27 |
Введение
В
настоящее время в Российской
Федерации отсутствует
Официальные государственные органы, например Генеральная Прокуратура РФ, признает, что общей базы данных по учету беспризорных детей в стране пока нет.2
Статистические же данные, которые предоставляют отдельные министерства (например, Образования, Культуры или Внутренних дел), и близко не отражают реального положения дел, потому как фиксируются лишь те беспризорные дети, которые задерживаются милицией, либо те, которые попадают в специализированные учреждения.
Согласно данным Федеральной программы «Дети России» на 2007-2010 гг. в России проживает всего 29 миллионов детей, из них: 731 тыс. детей, оставшиеся без попечения родителей и 676 тыс. дети, находящиеся в социально опасном положении, к числу которых относятся беспризорные, безнадзорные и малолетние правонарушители.3
Наша страна переживает третью волну детской беспризорности после Гражданской и Великой Отечественной войн4, что говорит о социальной катастрофе, которая произошла в обществе за последние два десятилетия, и сравнима с двумя самыми кровопролитными войнами в истории России. Масштабы этой проблемы, к сожалению, приобрели уже массовый характер, несмотря на что, по большому счету, государством она замалчивается и не выносится на широкое обсуждение. Таким образом, современная детская беспризорность стала феноменом мирного времени.5
В
России появилось огромное социальное
дно, куда наряду с нищими, бомжами
попали и дети беспризорники, многие
из которых являются преступниками
и занимаются проституцией. Данная
социальная проблема требует немедленного
разрешения, потому как, именно от качественных
и количественных характеристик детского
населения зависит будущее нации и государства.
Глава
1. Массовая волна детской
беспризорности в России
– как социальная катастрофа
Детская беспризорность (возраст от рождения до 18 лет) — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам.6
Безусловно, стоит отметить различия в определении понятий «беспризорный» и «безнадзорный» ребенок, так как очень часто в средствах массовой информации и в бытовом сознании общества они смешиваются, что является не верным. Федеральный закон от 25 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дает следующие определения:
Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
Беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. 7
Таким
образом, в соответствии с законом,
отличие беспризорного от безнадзорного
состоит в отсутствии места жительства,
при этом, беспризорный ребенок прерывает
все отношения с семьей, уходит из дома.
Безусловно, стоит отметить, что тонкую
грань от беспризорности к безнадзорности,
детское население переходит очень часто.
2.2.
Причины детской беспризорности
в РФ: краткий экскурс
в 20 век и современное
состояние проблемы.
В 20 веке Россия уже переживала социальную проблему детской беспризорности, сначала после Первой мировой и Гражданской войн, а потом, и после Второй мировой. В 20-х годах прошлого века насчитывалось по разным данным от 4,5 до 7 миллионов беспризорных.8 Тогда решение проблемы беспризорности было объявлено государственной задачей. Оперативно были созданы различные государственные организации по контролю и профилактике данной проблемы, правоохранительные органы вели учёт количества беспризорных. Именно тогда и появились специализированные детские учреждения интернатного типа, начали внедрять институт опеки и так далее. Численность беспризорных удалось снизить.
Вторая волна беспризорности была связана с разрушительной действительность, а далее и последствиями Второй мировой. Уже в ходе войны начали создавать детские колонии, куда помещали несовершеннолетних преступников. К примеру, в 1943 году в таких колониях содержалось 50 тысяч подростков. К 1960 году в школах-интернатах обучались 1 миллион несовершеннолетних. 9
В данной работе не хотелось бы давать подробную оценку вышеперечисленным событиям, потому как структура реферата подразумевает анализ современного состояния проблемы детской беспризорности в РФ.
Современная детская беспризорность является комплексной социальной проблемой, основной причиной которой явилась глобальная трансформация российского общества конца 80-х начала 90-х.
Начавшиеся
в то время многочисленные реформы
привели к серьезным
Разрушение прежних социальных ценностей отразилось на жизнедеятельности незащищенных слоев населения, прежде всего детей. Описывая это явление на языке социологии, в обществе возникло состояние аномии, которое породило всплеск различных видов девиантного поведения, в том числе и беспризорности.10
Как было сказано выше, состояние аномии возникает при достаточно резкой смене общественных идеалов и морали, определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) отвергаются членами этих групп, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). 11
Основными причинами беспризорности в РФ являются: побеги детей из дома в связи с насилием над ними родителями или лиц их заменяющих, нарушение жилищных прав ребенка, побеги детей из детских учреждений.
Проблема нарушения прав ребенка как в детских учреждениях, так и в семьях широко известна. Воспитанники детских домов и спецшкол часто живут в нищете, подвергаются насилию. На эту тему существуют шокирующие прецеденты, пример одного такого приводит Российская правозащитная организация Московская Хельсинская Группа (МХГ): в спецшколе села Маньково (Ростовская область) днем охранники с дубинами избили ребенка до крови, а ночью школьные «авторитеты» заколотили одноклассника в тумбочку и выбросили с третьего этажа.12
Безусловно, на первом месте причин, провоцирующих детей на бродяжничество – девиантная или конфликтная семья, где имеют место алкоголизм родителей, насилие, в том числе и сексуальное. 13Девиантное поведение в целом – поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а, иногда и правовых норм. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки.14
Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями, особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.
Как пример насилия в семье, та же МХГ приводит такой эпизод: отец, разозлившись, что 15-летняя дочка, способная пианистка, поздно пришла домой, дождался утра и, когда девушка села за пианино, подошел, резко захлопнул крышку пианино и сломал дочери пальцы.15
Ежедневно множит армию детей-беспризорников такое явление, как «социальное сиротство», когда дети имеют биологических родителей, но по каким - то причинам остаются без их попечения. К этой категории так же относятся дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не проявляют заботы о них.
Основными
причинами социального
Дети, которые оказались в вышеперечисленных сложных жизненных обстоятельствах, утрачивают элементарные социальные навыки, и подчас прекращают борьбу за свое нормальное существование.16 Именно поэтому рядом со словом ребенок-беспризорник соседствуют такие понятия, как социальная депривация, вышеназванное девиантное поведение, делинквентное поведение, аддиктивное поведение.
Депривация – термин, заимствованный из психологии, под социальной депривацией понимается лишение, ограничение или недостаточность тех или иных условий, материальных или духовных ресурсов, необходимых для выживания и развития ребенка.17 Другими словами, депривация – психическое состояние, вызванное недополучением необходимого. Применительно к беспризорным детям, их депривация является вынужденной, так как контакты с социумом, в силу определенных обстоятельств, ограничены. К формам социальной депривации несовершеннолетних можно отнести как саму беспризорность, так и аддиктивное поведение в целом (ранняя алкоголизация, табакокурение, употребление наркотиков, сквернословие и так далее.18 Говоря о последствиях депривации ребенка в семье, необходимо отметить, что ребенок в этом случае, не осваивает весь комплекс необходимых ему социальных ролей, у него не формируются те личностные качества и свойства, которые нужны для адекватного восприятия социальной реальности, он не в состояния адекватно оценивать её и принимать сознательные решения о собственных действиях в конкретных ситуациях.
Информация о работе Детская беспризорность в России как социальная проблема