Детская беспризорность в России как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 11:48, реферат

Описание

Согласно данным Федеральной программы «Дети России» на 2007-2010 гг. в России проживает всего 29 миллионов детей, из них: 731 тыс. детей, оставшиеся без попечения родителей и 676 тыс. дети, находящиеся в социально опасном положении, к числу которых относятся беспризорные, безнадзорные и малолетние правонарушители

Содержание

Введение............................................................................................. 3
Глава 1. Массовая волна детской беспризорности в России – как социальная катастрофа………………………………………
1.1. Определение понятия детской беспризорности………….
1.2. Причины детской беспризорности в РФ: краткий экскурс в 20 век и современное состояние проблемы…………….
Глава 2. Возможные меры профилактики и пути решения проблемы детской беспризорности…………………………….
2.1. Беспризорность и криминальная среда……………………
2.2. Защита прав детского населения……………………………
2.3. Основные проблемы уже существующих мер профилактики детской беспризорности в РФ и возможные перспективы дальнейшего развития программ профилактики и борьбы с данной проблемой……………………………………….
Заключение........................................................................................ 25
Список литературы........................................................................... 27

Работа состоит из  1 файл

реферат социология.docx

— 76.08 Кб (Скачать документ)

     Под делинквентным поведением подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке.19 Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи.

     Преодолеть  социальную депривацию детей, и связанное с ней девиантное поведение, которые косвенно так же являются причиной беспризорности, может только целый комплекс экономических, юридических и социальных мер, возможности которых будут рассмотрены во второй главе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Возможные меры профилактики и пути решения проблемы детской беспризорности. 

2.1. Беспризорность и  криминальная среда. 

      Беспризорность  является не просто социальной проблемой, а социально-опасным явлением. К сожалению, дети, которые не имеют положительного семейного опыта, воспитывающиеся государственными учреждениями, системы которых далеки от идеала, или как часто это бывает, «улицей», могут повторить судьбу своих родителей. 20

      Кроме того, беспризорный образ жизни провоцирует несовершеннолетних на правонарушения и преступления. Криминализация среды несовершеннолетних  представляет угрозу национальной безопасности страны в целом.

      По  статистике МВД, более трети преступлений подростки ( куда, входят как беспризорные, так и безнадзорные дети) совершают под руководством взрослых, причем групповых преступлений, в которых принимают участие подростки, - 70%. Как считают эксперты, так как в стране отсутствует профилактика повторных правонарушений, дети идут на преступления снова и снова. Уровень повторных правонарушений среди несовершеннолетних в среднем по стране составляет от 30 до 70%.21  

      2.2. Защита прав детского населения. 

     В данной работе, представляется необходимым  так же затронуть проблему защиты прав детского населения, потому как  профилактика явления не возможна без  данного социального и юридического института.

       В 1990 году в СССР была ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка22, в 54 статьях и двух факультативных протоколах которой закреплены основные права всех детей младше 18 лет независимо от места проживания. Конвенция не предусматривает иерархию прав. Они неделимы, взаимосвязаны и одинаково важны. Эти права включают право на жизнь, право на выживание, право на полное развитие своих возможностей, право на защиту от всех видов дискриминации, право на жизнь в безопасной  и здоровой среде, право на выражение своего мнения, а также право на участие в жизни семьи, культурной и социальной жизни. Конвенция стала первым юридически обязательным документом, гарантирующим гражданские и политические, а также  экономические, социальные и культурные права детей. Несмотря на то, что сегодня она подписана и ратифицирована практически всеми странами мира, тем не менее, ни одно из государств не может утверждать, что соблюдает и защищает  все статьи. Россия не является исключением.

     Конвенция и ряд других международных актов  легли в основу первых указов и  законодательных актов, нацеленных на преобразование системы социального  обеспечения семей и детей в России. Среди которых: Семейный кодекс РФ, принятый в  1995 году; Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1999 года.

       В Семейном кодексе России в статье 63 главы 2 прямо говорится: "Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей."23 Это конкретная норма, в ней указано, что родители несут ответственность за воспитание и развитие детей - физическое, духовное и нравственное. Причем кроме ответственности в семейном законодательстве имеется и ответственность для отдельных случаев, как гражданская, так и уголовная.

     Статья 8 пункт 4 Главы 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 13 октября 2009 г.) по отношению к несовершеннолетним не допускает: применение физического и психического насилия; применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних; применение мер, носящих антипедагогический характер, унижающих человеческое достоинство; ограничение контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями либо лишение несовершеннолетних контактов с родителями или иными законными представителями и так далее.24

     Пункт 2 статьи 9 Главы 1 обязывает органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении…25

     Всегда  ли соблюдаются вышеперечисленные  правовые нормы? Скорее «нет», чем «да».

      Таким образом, как показывает практика, улучшить меры социальной политики в России путем простого совершенствования законодательства и издания различных нормативно-правовых актов пока не удается. На сегодняшний момент нет системного подхода к решению проблемы, четкой, прозрачной государственной программы. Меры носят локальный характер, не решая проблему в целом. Только лишь общественные организации и благотворительные фонды не могут справиться, нужна поддержка как государства, так и общества в целом. 

      2.3. Основные проблемы  уже существующих  мер профилактики детской беспризорности в РФ и возможные перспективы дальнейшего развития программ профилактики и борьбы с данной проблемой 

      Сама  система профилактики как беспризорности, так и безнадзорности сложилась еще во времена Советского Союза, и реновации пока поддается очень медленно. Для советского государства приоритетной в плане борьбы с детской беспризорностью была идея патернализма, когда государство брало на себя роль родителей в лице специализированных государственных учреждений, в случае, если родители не могли сами справиться с воспитанием ребенка или вовсе отсутствовали.26

     С начала 2000 –х российская социальная политика взяла курс на деинституализацию. Под деинституциализацией понимается процесс уменьшения количества детских интернатских учреждений путем внедрения новой системы социальных услуг, ориентированных на профилактику детского неблагополучия, реинтеграцию детей в биологические семьи, устройство в семейные формы воспитания, развитие у детей умений и навыков самостоятельной жизни или создание условий, приближенных к семейным.27 То есть, деинституализация – это трансформация государственной системы опеки и попечительства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Таким образом, в  первую очередь данная политика деинституализации направлена на профилактику социального сиротства.

     В стране начали создавать сеть новых учреждений – территориальные центры помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних, детские дома семейного типа, детские деревни и так далее.

     Процессу деинституализации мешает неэффективная, а подчас и вовсе отсутствующая профилактическая работа и разрозненные межведомственные действия в вопросах помощи семье.

     На  лицо так же дефицит психологической, юридической, материальной помощи нуждающимся детям.

     На  сегодняшний день российская система  социальной защиты детей представляет собой систему, состоящую из восьми ведомств. Пять из них являются ключевыми. Это милиция, социальная защита, образование, здравоохранение и комиссия по делам несовершеннолетних.

      Контроль и координацию работы органов системы профилактики беспризорности и безнадзорности детей осуществляют Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Однако деятельность этих комиссий малоэффективна. Можно сделать вывод о том, что вертикаль института социальной защиты детства в целом давно нуждается в реорганизации – было бы логичным создать отдельное министерство по проблемам семьи и детства.28

     Отсутствие  объективных статистических данных не позволяет определить эффективные  меры, которые следует применять  к различным категориям неблагополучных  детей, другими словами, осуществлять эффективную социальную политику.

      Для получения точной информации о количестве беспризорных планируется создать  единый банк данных о беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних при Главном информационном центре МВД. Об этом официально сообщило МВД уже в 2003 году29, прошло уже семь лет, и, как надо понимать, до сих пор такового банка нет. В этот банк данных планировалось, и, хочется верить в то, что еще планируется внести детей, помещенных в учреждения всех видов, а также находящихся в розыске. Там должны содержаться сведения об имени несовершеннолетнего, его родителях, месте постоянного проживания или последнем месте пребывания, последнем задержании, социальном положении и другие.

      Еще одна причина неэффективности борьбы с беспризорностью в том, что  пока уполномоченные органы отлавливают  детей и определяют их в детдома, все новые безнадзорные дети попадают на улицу. Решить проблему изъятием всех детей из неблагополучных семей и передачей их на воспитание в детдом не удастся.

      Безусловно, сегодня много делается для реабилитации тех, кто однажды оступился: строятся приюты, улучшаются условия содержания несовершеннолетних заключенных, благотворительные  организации выделяют деньги на помощь тем, кто оказался на улице. Но, не меньше поддержки требуется и тем, кто  имел несчастье родиться в так  называемой неблагополучной семье.

     Достаточно  эффективным методом  профилактики может быть раннее выявление проблем в неблагополучных семьях, когда каждой семье будет оказана конкретная адресная поддержка. Такую систему, к примеру, уже давно используют в соседней с нами Польше. Адресную помощь – тип социальной поддержки, при котором обеспечивается минимальные гарантии для всех граждан, и усиленная помощь предоставляется тем, кто нуждается в дополнительной поддержке.

     Причем, под неблагополучной семьей должна пониматься не только та, где родители больны алкоголизмом или наркоманией, но и та, где родители потеряли работу, жилье или мать-одиночка тяжело заболела и не в состоянии заботиться о  ребенке. Своевременная же информация о таких семьях должна поступать в органы социальной защиты посредством сотрудников детских садов, школ, поликлиники, милиции. И только таким образом, социальные службы, образовательные учреждения должны могут быть эффективно ориентированы на периодическую профилактику девиации в семье. 30

     Во  многих странах  мерами профилактики беспризорности являются  усыновление, опека и попечительство, причем программы  стимулируются государством. На сегодняшний день в  Семейном Кодексе России закреплены следующие формы семейного устройства: усыновлении, опека и попечительство, приемная семья. В ряде регионов появилась новая форма устройства - патронатная семья и  ее разновидности в виде семейных воспитательных групп, «гостевых» семей, нормативно-законодательная база которых разрабатывается на уровне субъектов РФ.

     Касательно  оформление опеки - по статистике в России 98 % опекунов – бабушки и дедушки, а только 2% - чужие люди, и ребенок по факту, остается в той же неблагополучной среде, снова и снова возвращаясь на улицу, к чердакам, вокзалам, помойкам, подвалам.31

     Согласно  полученным социологами и психологами  данным, при изъятии ребенка из кровной семьи, не только общество несет  значительную экономическую нагрузку, не только ребенок испытывает психолого-медико-социальный дискомфорт, но и сама семья для общества становится потерянной, так как родителей ничто уже не удерживает от социального падения, и вернуться в нормальное состояние ей практически невозможно. Семья без детей превращается в асоциальную ячейку общества.32

Информация о работе Детская беспризорность в России как социальная проблема