Детская беспризорность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:52, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение бродяжничества и беспризорности детей как социально-педагогической проблемы общества, а так же изучение причин и факторов, влияющих на развитие бродяжничества и беспризорности. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Выявить причины детской беспризорности и бродяжничества;
Составить социальный портрет беспризорника;
Выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и бродяжничества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1 Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних………5

1.1 Детская беспризорность как социально – педагогическая проблема……5

1.2 Проблема детской беспризорности в современном российском обществе…………………………………………………………………………………...7

1.3 Причины беспризорности несовершеннолетних………………………...13

1.4 Социальный портрет беспризорника……………………………………..16

Глава 2 Основные направления профилактики детской беспризорности…...23

2.1 Социальные технологии профилактики бродяжничества и беспризорности………………………………………………………………………………...23

2.2 Социальные программы и фонды оказания помощи беспризорным…..28

2.3 Оказание помощи беспризорным детям и сиротам Русской Православной церковью…………………………………………………………………….31

Заключение………………………………………………………………………33

Список используемой литературы……………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

курсовая юля коврижных.docx

— 71.60 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1 Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних………5

   1.1 Детская беспризорность как социально – педагогическая проблема……5

   1.2 Проблема детской беспризорности в современном российском обществе…………………………………………………………………………………...7

   1.3 Причины беспризорности несовершеннолетних………………………...13

   1.4 Социальный портрет беспризорника……………………………………..16

Глава 2 Основные направления профилактики детской беспризорности…...23

   2.1 Социальные технологии профилактики бродяжничества и беспризорности………………………………………………………………………………...23

   2.2 Социальные программы и фонды оказания помощи беспризорным…..28

   2.3 Оказание помощи беспризорным детям и сиротам   Русской Православной церковью…………………………………………………………………….31

Заключение………………………………………………………………………33

Список  используемой литературы……………………………………………..35 

 

     Введение 

     Российская  Федерация – это социальное государство. Его политика направлена на создание условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека; под государственной защитой находится человек, его права и свободы. Дети – это будущее государства, и забота о формировании их личности должна быть главной целью всего общества. Это относится к России, где реально принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина не воплощается, и большинство норм права приобретают декларативный характер.

     Рост  бродяжничества и беспризорности неразрывно связан с социально-экономическим кризисом 90-х гг. прошлого века. Данные статистики, уголовная хроника и обыденная жизнь наглядно свидетельствуют, что бродяжничество и беспризорность имеют социальные причины и детерминанты профилактики.

     Актуальность  темы исследования обусловливается следующими факторами:

  • Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых – детское бродяжничество и беспризорность. Основные причины, способствующие росту бродяжничества и беспризорности несовершеннолетних, – социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.
  • Мощным фактором детского бродяжничества становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
  • В РФ сложилась тревожная ситуация: дети из числа беспризорных все более активно вовлекаются в занятие проституцией, секс-бизнес, используются в съемках порно- фильмов. Получили распространение общественно опасные деяния, связанные с использованием беспризорных детей  в мероприятиях, которые могут причинить существенный вред их психическому, духовному и нравственному развитию. Многие из таких мероприятий имеют непристойный или откровенно сексуальный характер, нарушают духовно-нравственные нормы общества.

     Целью курсовой работы является изучение бродяжничества и беспризорности детей как социально-педагогической проблемы общества, а так же изучение причин и факторов, влияющих на развитие бродяжничества и беспризорности. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Выявить причины детской беспризорности и бродяжничества;
  2. Составить социальный портрет беспризорника;
  3. Выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и бродяжничества.

     Объектом  настоящей курсовой является бродяжничество и беспризорность как социально педагогическая проблема.

     Предметом данной работы является бродяжничество и беспризорность детей.

     Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

     Во  введении отражена актуальность темы работы, цель, задачи исследования.

     В первой главе беспризорность несовершеннолетних  рассмотрена как социальное явление

     Вторая  глава посвящена профилактике беспризорности несовершеннолетних в РФ.

     В заключении приведены основные выводы по исследуемой проблеме.

 

     

Глава 1 Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних 

     1.1 Детская беспризорность как социально – педагогическая проблема

     Проблема  беспризорных детей с особой остротой возникала в различные периоды российской истории, в первую очередь, в годы бедствий, связанных с войной, голодом, эпидемиями и другими тяжелыми общественными потрясениями. Одной из важных причин беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной детской среды. У такого ребенка меняется и психология, поэтому беспризорные дети нуждаются в особом воспитательном подходе. Наша страна много раз испытывала своеобразные пики беспризорности: в промежуток между первой мировой и гражданской войнами, после голода и эпидемий 1930-х гг., в годы Великой Отечественной войны.

     Целью  работы с беспризорными несовершеннолетними  было включение брошенных детей в нормальную общественную жизнь посредством организации их физического труда или посредством их распределения по семьям. Конечно, далеко не все проблемы перевоспитания брошенных подростков, в первую очередь духовные, были разрешены, однако путь, который был намечен государством, имел под собой здравое основание.

     По  данным социологических служб, сейчас в России детей-беспризорников на порядок  больше, чем их было во время и  после гражданской войны. И, несмотря на определенные (судя по всему, недостаточные) усилия общественности, правоохранительных и образовательных ведомств, религиозных, политических и благотворительных организаций, коммерческих фирм и частных лиц, – число детей-бомжей не снижается, а растет. По оценкам МВД, в России насчитывается от 500 тысяч до 2,5 млн. беспризорных, детей-сирот- 530 тысяч, детей-инвалидов – 1 миллион, 300 тысяч ежегодно рождаются вне брака, 650 тысяч остаются без одного из родителей, десятки тысяч детей и подростков числятся бесследно исчезнувшими, около 30 тысяч несовершеннолетних ежегодно уходят из дома. Еще больше детей живут с родителями-алкоголиками, не учатся и фактически предоставлены самим себе.

     Характеризуя  масштаб проблемы, ее причины и  следствия, необходимо обратить внимание на различие в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети. Беспризорные дети – это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относятся те, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц. Согласно имеющейся статистике, большинство безнадзорных детей характеризуется высоким стажем родительской и общественной запущенности. Преобладающий возраст безнадзорников – от 8 до 13 лет. Можно сказать, что эти дети не только попали на социальное дно, но и по-своему адаптировались к жизни в нечеловеческих условиях. Практически все они находятся в группе риска, а многие страдают неизлечимыми психологическими и физическими расстройствами и болезнями. Сложилось общественное мнение, что перспектив социальной и человеческой реабилитации у большинства таких детей очень мало. В определенной степени отношение к безнадзорным детям сегодня находится в критической фазе: сохраняющийся потенциал общественного сочувствия не реализуется в силу бедственного материального и психического состояния многих семей, родителей, слабости кадрового и материально-технического обеспечения специальных учреждений, мздоимства и коррупции в органах власти и управления, высокой степенью физической и психической правобезащитностью безнадзорных и беспризорных детей.

     Отношение к безнадзорным и беспризорным детям  во многом совпадает с отношением к неизлечимым больным (к великому сожалению, они таковыми и являются). В общественном мнении, психологии власти начинают возобладать мотивы: если безнадзорность и беспризорность – неизлечимая социальная болезнь, то ее не только нельзя, но и можно не лечить, а порой и эксплуатировать физически и морально детей социального дна. Ослабляется традиционная для России и россиян милосердная доминанта понимания жизненной связи потерянных детей с потерянным обществом. 

     1.2 Проблема детской беспризорности в современном российском обществе

     В процессе реформ, проводимых последнее  десятилетие, совершенно четко выделилась группа (слой) людей, по каким-либо причинам, а часто, по их совокупности, фактически не приспособившаяся к выживанию  в современных условиях. Неспособность адаптации к новым условиям сделала этих людей неконкурентоспособными практически во всех сферах жизни.

     По  данным социологического исследования, проведенного Институтом социально-экономических  проблем народонаселения РАН  в группу, называемую "социальное дно", попадает каждый десятый человек, проживающий в городе. Результаты исследования выявили состав социального дна - это нищие, бомжи и т.д., а также - беспризорные дети. При этом их численность составляет около 25 % от всей группы. Исследователи, опубликовавшие эти данные, пишут о том, что многие проблемы "социального дна" преодолимы, если государство повернется к ним лицом, перейдет от преимущественно карательных мер, к мерам содействия.

     На  сегодняшний день, содействие неконкурентоспособным  группам населения, становится одной  из приоритетных задач государства. В отношении беспризорных детей, наиболее эффективными признаются меры, носящие комплексный и профилактический характер. Несмотря на то, что в отношении этой категории граждан уже проделана большая работа и, в целом, ситуацию, угрожающую некоторое время назад перерасти в эпидемию, удалось стабилизировать; беспризорные дети должны оставаться объектом наиболее пристального внимания со стороны государства и общества. О том, что решение проблем, связанных с беспризорными детьми, ставит перед государством новые задачи, говорят и сами чиновники.

     Ребенок по праву является объектом пристального внимания и заботы со стороны общества и государства. От того, в каких  условиях находится подрастающее поколение  сегодня, напрямую зависит будущее. Конкурентоспособный ребенок - это ребенок, реализующий свой потенциал как личность и будущий член общества. Соответственно, ребенок неконкурентоспособен тогда, когда находится в условиях, ставящих его на грань выживания.

     Создание  благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия  на них факторов, подвергающих риску  беспризорности - основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом.

     Бедность  является наиболее значимым фактором, приводящим ребенка к беспризорному  образу жизни. Анализируя статистику последних  лет, можно сделать неутешительные выводы о том, что сохраняется тенденция к застойной бедности семей с детьми. Среднедушевой доход члена многодетной семьи не дотягивает до 1 000 руб. в месяц. При этом многие исследователи отмечают, что к группам с высоким риском бедности относятся родители, в одиночку воспитывающие детей; главным образом, женщины (эта категория также уязвима и на рынке труда). В отношении семей, где одинокий родитель (разведенный, овдовевший, одиночка), проблема беспризорности стоит наиболее остро.

     Практика  показывает, что невозможно совмещать  должное воспитание детей с трудовой деятельностью, приносящей достойный  доход. Сегодня многим приходится делать выбор между достатком и воспитанием  будущего поколения. Безнадзорность, являющаяся еще одной причиной, ведущей детей  не только на улицу, но и в криминал, распространена очень широко. Официальной статистики по безнадзорным детям не ведется, но, даже самые скромные данные отражают масштабный и повсеместный характер этого явления: более 2,5 млн. детей. А это значит, что каждый десятый ребенок в России не имеет контроля со стороны родителей (или иных лиц), которые не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию. Эти данные указывают и на то, что каждый десятый ребенок изначально находится в условиях, не позволяющих ему вырасти конкурентоспособным, полноценным гражданином.

     Точки зрения ученых из разных областей по проблеме безнадзорности и ее тесной связи  с детской беспризорностью совпадают. П.И. Люблинский, Б.Н. Алмазов, Н.А. Монахов, А.М. Нечаева и др. в своих трудах писали о том, что безнадзорность является, своего рода фазой беспризорности. Нельзя не согласиться и с тем, что сама детская безнадзорность носит педагогический характер. Фактически - это отсутствие надзора за несовершеннолетним, который, в силу его возрастных и психологических особенностей ему необходим. Именно из-за безнадзорности ребенок не защищен перед соблазном покинуть дом в поисках таких же, как он - детей "с одинаковой судьбой". Не случайно в ряде публикаций, посвященных проводимым социологическим исследованиям (Н.М. Римашевская, А.Л. Арефьев), отмечается оптимистичный взгляд беспризорников на жизнь. Именно среди детей, попавших в такую же трудную жизненную ситуацию, ребенок находит понимание и поддержку, которых не получает в семье, в учебном заведении и т.д. Выходит, что, выбирая беспризорный образ жизни, ребенок, таким образом, адаптируется к собственной жизненной ситуации.

Информация о работе Детская беспризорность