Детская беспризорность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:52, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение бродяжничества и беспризорности детей как социально-педагогической проблемы общества, а так же изучение причин и факторов, влияющих на развитие бродяжничества и беспризорности. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Выявить причины детской беспризорности и бродяжничества;
Составить социальный портрет беспризорника;
Выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и бродяжничества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1 Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних………5

1.1 Детская беспризорность как социально – педагогическая проблема……5

1.2 Проблема детской беспризорности в современном российском обществе…………………………………………………………………………………...7

1.3 Причины беспризорности несовершеннолетних………………………...13

1.4 Социальный портрет беспризорника……………………………………..16

Глава 2 Основные направления профилактики детской беспризорности…...23

2.1 Социальные технологии профилактики бродяжничества и беспризорности………………………………………………………………………………...23

2.2 Социальные программы и фонды оказания помощи беспризорным…..28

2.3 Оказание помощи беспризорным детям и сиротам Русской Православной церковью…………………………………………………………………….31

Заключение………………………………………………………………………33

Список используемой литературы……………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

курсовая юля коврижных.docx

— 71.60 Кб (Скачать документ)

     1.4 Социальный портрет беспризорника

     Детская безнадзорность одна из наиболее значительных проблем, характеризующих неблагополучия в российском обществе. Сегодня, появилась значительная по масштабам категория детей и подростков, у которых уже атрофированы или разрушаются связи с семьей.

     Семья - базисная основа формирования личности. Именно здесь начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, принятых обществом. Известно, что семья оказывает значительное влияние на ребенка, больше чем среда сверстников, средств массовой информации.

     Не  случайно в фольклоре всех цивилизованных стран популярные пословицы и поговорки о семье, смысл сводится к тому, что отсутствие семейного, домашнего воспитания не может быть компенсировано ни каким воспитанием.

     Увы, российская семья как социальный институт переживает сегодня не лучшие времена, престиж семьи катастрофически  падает. Незащищенная, не имеющая экономических  и нравственных тылов семья - это  одно из самых уязвимых мест нашего общества, его «ахелесова пята».

     Сложившаяся ситуация приводит к тому, что растет число детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорные и беспризорные дети.

     Они входят в жизнь сломленными, озлобленными, одинокими. Поэтому, как правило, именно такие социально ущербные подростки склонны к безнадзорности.

     Основными причинами, способствующими росту  безнадзорности, являются проблемы экономического и социального характера: снижение уровня жизни, обострение социальных проблем в семье и обществе, увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев, безработных.

     Безнадзорные - это категория детей, которые  до последнего времени прибывали  в статусе «ничьих». Они продолжают жить под одной крышей с родителями, но связи их с семьей практически  на грани разрушения. В таких семьях ребенок лишен внимания со стороны родителей. Отсутствие ухода, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозу психологическому, физическому, нравственному развитию ребенка, постепенно связи с семьей прерываются окончательно и ребенок переходит в категорию безнадзорных, которые со временем не возвращаются в семью, выбирают для своих интересов улицу, плохо учатся. Вступают в преступный мир, что всегда угрожает их жизни и здоровью. Скрываясь от родительского притеснения, дети на улице подвержены постоянному риску, стать жертвой физического, психологического, сексуального насилия.

     Потребность же заявить о себе как личности, желание достигнуть самоуважения и самоутверждения в окружающем социуме толкают ребенка на поиск общества, которое бы его по достоинству оценило, то есть на сближение с криминальной средой.

     Эта категория детей требует повышенного  внимания и оказания экстренной помощи. Социальное и психологическое развитие таких детей деформировано. Для них характерны низкая степень социальной адаптации, искажение ценностной ориентации, мотивов поведения, что зачастую является основой для развития социального инфантилизма и иждивенчества.

     Комплекс  негативных качеств превышает предел возможностей ребенка, ведет к их психическому перенапряжению, срыву, суицидальным попыткам, которые сегодня распространены среди детей в возрасте от 5 до 19 лет.

     Наличие безнадзорных детей нельзя считать  сугубо современным явлением. Они существовали и раньше, но наибольшее распространение безнадзорность получает в период социально-экономических изменений и кризисных обстановок в стране.

     Статистических  данных, которые позволили определить масштабы безнадзорности в нашей  стране пока нет, и получить их трудно. По некоторым данным, сейчас в России 230 тыс. безнадзорных детей, причем их численность постоянно растет, в том числе в очень значительной степени из-за социально-экономической нестабильности.

     Единственной  достоверной величиной является численность подростков, доставленных в детские приемники распределители. В 2004 году число детей, доставленных в приемники-распределители составило 57.2 тыс., в том числе 11.8 тыс. оставшихся без попечения родителей, 32.4 тыс. самовольно ушедшие из семьи, 4.9 тыс. самовольно ушедших из детских домов и школ - интернатов, 0.7 тыс. ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений.

     Исследование, которое было проведено мною в  приюте, подтвердили это дети из неблагополучных семей, из них около 40 %, жили в неполных семьях.

     Обследование  детей, попавших в приемники-распределители, проведенное в ряде районов России дает основание составить социальный портрет современного беспризорника. Результаты исследования подтвердили, что 162.51 - это из неблагополучных семей. Из них 43.7% жили в неполных семьях, 31% - жили с бабушками и дедушками или с другими родственниками, так как родители лишены родительских прав. Лишь каждый 4-ый беспризорник жил в полной семье.

     В основном родители безнадзорных детей  имеют низкий образовательный уровень и невысокую профессиональную квалификацию.

     Выяснение причин безнадзорности показало следующую  картину. Практически каждый третий убежал из-за жестокого с ним обращения. У детей, испытавших жестокое обращение со стороны членов своей семьи, возникает устойчивое чувство подавленности, вызванное сознанием, что они нежеланны и недостойны любви. Последствия семейной жестокости разнообразны, имеют психологический и поведенческий характер: агрессивность, тревожность, обеспокоенность, депрессию, низкое самочувствие, сексуальное криминальное поведение.

     В особенно тяжелом положении оказываются  дети, живущие в семье с отчимом. Часто они уходят из дома, чтобы  выразить протест своей матери против появления отчима.

     Достаточно  большую группу безнадзорных детей  составляют дети из семей, где родители алкоголики, причем это не единственная причина, обычно ей сопутствуют конфликтные отношения с родителями, учителями, сверстниками.

     Вместе  с тем, ни один из опрошенных детей  не отметил в качестве причины  ухода из дома отсутствие любви к  своим родителям и родственникам. Такая подсказка имелась, ей не воспользовались даже дети из семей алкоголиков, то есть для ухода из дома у основной массы детей были веские причины. Практически каждый ребенок дорожит своим домом и лишь, в крайнем случае, покидает его.

     Около 10% убежавших детей - это любители попутешествовать, но даже они часто в качестве дополнительной причины выдвигали «плохие отношения с родителями». Лишь 5% беглецов покинули дома временно в поисках романтики и приключений.

     При обследовании, которое проводилось  в России, установлено, что более 305 от общего числа бездомных детей (37.5%) составляют дети, убежавшие из детских домов, приютов, интернатов и т.п.

     Основная  причина, по которой дети убегают  из детских домов, - стремление вернуться домой, ее отметили 87% из опрошенных, не смотря на то, что их там ждет тяжелая жизнь. 25% детей убежали из-за плохих отношений с родителями и жестокого обращения с ними.

     Беспризорники - это дети разного возраста, в  данном обследовании наименьший возраст 5 лет. Самая значительная группа из них - дети в возрасте - 9-15 лет. На их долю приходится 58% от общей численности попавших в приют, дети в возрасте 6-8 лет составили 31.1% группы подростков, 15-17 лет -10.3%.

     Анализ  полового состава безнадзорных детей  показывали, что в нем преобладают  мальчики, их доля = 78.6 %, девочки составляют 21.4%.

     Большинство безнадзорных детей (почти 70%) - горожане, селяне составляют чуть более 30%. Очевидно, сельские жители менее разобщены, там, в большей мере, чем в городе, развита взаимопомощь. В дело неблагополучной семьи могут включаться соседи, способные помочь ребенку в решении его проблем и не допустить того, чтобы единственным выходом из создавшегося положения стало бегство.

     Убежавший из дома беспризорник, от притеснения  и жестокости родителей, подросток часто по-прежнему подвержен риску, стать жертвой насилия, ограбления, оскорбление. Так, по некоторым данным, от 20 до 40% детей переживают физическое насилие, около 8% - сексуальное.

     В полуролевом поведении безнадзорных отмечают две крайности. С одной  стороны, половая распущенность, с  другой - полное непонимание отношений между полами.

     Особенно  тяжело приходится девочкам. Вероятность  того, что убежавшая из дома девочка будет втянута окружающими в раннюю половую жизнь, очень велика, почти все ее воспитанницы в прошлом подвергались изнасилованиям.

     Судьба  беспризорника трагична, его развитие деформировано. Безнадзорного ребенка отличают неразвитость эмоциональной сферы; задержка интеллектуального развития, неустойчивость внимания. У детей существует тенденция к пониженному самоуважению, их действия часто бывают, неадекватны ситуации. Беспризорники страдают из-за недостатка доверия, межличностные отношения затруднены, нарушается осознание самого себя как целостной личности. Подростковый возраст характеризуется тем, что в это время происходит интенсивное интеллектуальное развитие подростка, индивидуализация и самореализация личности. Эти процессы могут протекать успешно лишь в тесном контакте родителей и детей, однако этот контакт у безнадзорного ребенка частично отсутствует, он чувствует себя нелюбимым, отвергнутым, одиноким. Без участия и поддержки семьи личностное и социальное развитие детей задерживается, что заранее предполагает трудности их взрослого существования. Никаких перспектив личного и социального характера перед ними не открывается.

     Безнадзорные  дети обычно плохо учатся. Они плохо  читают, не умеют считать. Почти 50% из опрошенных при обследовании детей  ответили, что учиться им не интересно.

     Здоровье  беспризорников расшатано. Среди наиболее частых заболеваний - энурез, невротическое развитие или задержки нервно-психологического развития (вплоть до олигофрении в стадии дебильности); пограничные психические расстройства; поражение бронхолегочной системы, у многих большой стаж курения, наркомании; аномалии развития и заболевания мочеотделительной системы; нарушения опорно-двигательного аппарата; аллергические заболевания (астматические бронхиты риниты, аллергодерматиты). Причем все болезни в основном имеют запущенную или хроническую форму. Часть безнадзорных детей - носители и распространители опасных инфекционных заболеваний. Педикулез, венерические заболевания - обычное для них явление.

     Попадая в приют, безнадзорные дети, естественно, не сразу адаптируются к новой социальной среде, требуется немало усилий, чтобы состоялось их социальное возрождение.

     Статистика  подтверждает, что помещение детей  в социальные учреждения снижает число правонарушений среди подростков. Однако, в настоящее время, после принятия ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» необходимо подготовиться ко второму всплеску роста числа безнадзорных детей. Он связан с прекращением приема безнадзорных в ЦВИНПы органов внутренних дел. Ведь введение закона предусматривает содержание в таких учреждениях только детей, совершивших правонарушения. В этой связи, на мой взгляд, необходимо обратить внимание на категорию безнадзорных детей.

     Важно, чтобы в подростковом возрасте, когда  еще можно что-то исправить, ребенок - беспризорник имел возможность пообщаться со специалистом, способным выслушать его и помочь разрешить возникшие проблемы.

 

      Глава 2 Основные направления профилактики детской беспризорности 

     2.1 Социальные технологии профилактики бродяжничества и беспризорности

     Общество  всегда прилагало достаточно усилий в борьбе с нежелательными формами человеческого поведения в целях сохранения порядка и стабильности. Совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами определяется как социальный контроль. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного поведения непосредственно связаны с технологиями социального контроля.

     К институтам (субъектам) социального  контроля относятся практически все социальные институты, однако особая роль принадлежит семье, как институту первичной социализации, государству, как органу высшей власти в обществе и, соответственно, его учреждениям, общественному мнению, выражающему принятые нормы морали. По формам различают формальный и неформальный контроль. Формальный (официальный) осуществляется компетентными организациями, неформальный (неофициальный) связан с общественным мнением. Сюда также относится карательный (репрессивный) и сдерживающий (предупре-дительный) контроль. Методами контроля выступают профилактика (превенция) и санкции. Под предупреждением (профилактикой, превенцией) различных форм девиантного поведения понимается воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на причины девиантного поведения. Превенция предполагает воздействие на причины девиантного поведения, обстоятельства и факторы, ему способствующие, которое приводит к сокращению и/или желательному изменению структуры девиаций. Она предполагает также совершенствование правовых норм и механизмов их реализации, и улучшение деятельности административно-правовых органов по борьбе с социальными отклонениями .

Информация о работе Детская беспризорность