Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:16, реферат
Деятельность человечества определяется потребностями материальными (физиологическими, биохимическими, биопсихологическими) и духовными (информационными, интеллектуальными, эстетическими, моральными), а также социальными (принципом коллективности, общности). На индивидуальном уровне потребности выражаются в форме влечений, побуждений, желаний, интересов
а"
Деятельность человечества определяется потребностями материальными (физиологическими, биохимическими, биопсихологическими) и духовными (информационными, интеллектуальными, эстетическими, моральными), а также социальными (принципом коллективности, общности). На индивидуальном уровне потребности выражаются в форме влечений, побуждений, желаний, интересов, идей при этом необходимо различать потребности личные и общественные, взаимно влияющие и зависящие друг от друга. Также человеческие потребности по типу деятельностной направленности можно разделить на две большие группы: комплекс потребностей, связанных с обеспечением самосохранения индивида (личности), популяции (этноса), вида (антропосферы), и потребности интеллектуального (в большей степени когнитивного) освоения действительности, ведущего к усложнению внутренней организации (психофизиологической, социопсихологической).
На процессы общественного
развития, в том числе и этногенеза,
оказывает влияние целый
Связь природы и общества в узком смысле является функциональной, а в широком носит системный характер. Как окружающая среда влияет на процессы антропогенеза, так и общество в своем становлении и развитии воздействует на природу, изменяя ее структуру и действующие в ней связи, преображая окружающий мир по своему замыслу и исходя из своих потребностей и нужд. Другой вопрос: насколько эти антропогенные воздействия оправданы с точки зрения преодоления энтропии ведут ли они к убыванию или, наоборот, к нарастанию хаоса? Происходящие в настоящее время процессы антропогенного воздействия способствуют нарастанию непримиримых противоречий в системе "природа общество человек" и, в конечном итоге, ведут к кризису и катастрофе на общепланетарном уровне, то есть к гибели мировой цивилизации, а возможно и всего живого на планете. Как видно, преобладают негативные, деструктивные аспекты человеческой деятельности в триединой системе " природа общество человек". Изменить свое движение и развитие природа не может, значит, человечеству необходимо менять свои приоритеты и свое отношение к окружающему миру.
Глобальные проблемы современности, совершенно определенно вставшие сегодня перед человечеством, можно условно разделить на три большие группы. Первая группа проблемы космогенного характера (вероятность столкновения Земли с кометой или крупным астероидом). Вторая группа проблемы биогенного (то есть порожденные природой, независимо от человека) характера (глобальное потепление и связанное с ним ускоренное таяние арктических и антарктических льдов, а значит повышение уровня мирового океана, влекущее за собой, в свою очередь, наводнения, потопы; природные катаклизмы смерчи, тайфуны, цунами, землетрясения, извержения вулканов, сели и лавины; эпидемии и пандемии, вызванные известными и новыми патогенными возбудителями). Третья группа, самая многочисленная проблемы антропогенного (порожденные человечеством) характера: экологические проблемы (разрушение озонового слоя озоносферы, влекущее повышенный парниковый эффект, накопление двуокиси углерода и как следствие глобальное потепление; вырубка лесов и опустынивание; загрязнение земли, вод и атмосферы промышленными выбросами, смогом, химическими удобрениями, радиоактивными отходами и ядовитыми веществами; истребление представителей флоры и фауны, ведущее к невосполнимому исчезновению множества видов), социальные проблемы (перенаселенность планеты, влекущая нехватку продовольствия, питьевой воды, медикаментов, плодородных земель, территорий проживания; безудержный рост потребления, непродуманный экономический рост, неэффективное использование природных ресурсов, что приводит к дефициту энергии и сырья, накоплению огромного количества неперерабатываемых отходов промышленного и сельскохозяйственного производства), политические проблемы (противостояние богатых и бедных, как в масштабе социальных групп и слоев, так и в масштабе регионов, стран и народов; экономическое, социально-политическое и культурное неравенство; терроризм и преступность, осложнение межнациональных отношений, религиозный экстремизм с одной стороны, и несправедливая, неравноправная глобализация, мондиалистские устремления, культурная и политико-экономическая экспансия Запада на весь мир с другой стороны; регионально-локальные и мировые войны традиционные, биологические, химические, психотронные, угроза ядерного катаклизма), психофизиологические проблемы (генетические мутации и уродства, вспышки массовых инфекционных заболеваний, рост числа психических отклонений, СПИДа, наркомании и алкоголизма), нравственные проблемы (отчуждение человека от природы, от общества, а затем и от техносферы; потребительская психология, культ наслаждений; агрессивная социопсихологическая установка по принципу "войны всех против всех"; рост числа деструктивных религиозно-мистических культов и сект асоциального характера; нарушение в научной и технологической областях правил биоэтики, неконтролируемый рост сомнительных в нравственном отношении и откровенно антигуманных исследований и их результатов).
Можно согласиться с точкой зрения Л.Н. Гумилева (Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2001), что при своем возникновении этнос приспосабливается к окружающей среде, в дальнейшем развитии уже этнос влияет на географический ландшафт, приспосабливая его для своих нужд. Ландшафты, конкретные биогеоценозы, среди которых существует тот или иной этнос, становятся привычными и ценными для людей, в представлении которых возникает образ дорогой Родины. В настоящее время, когда человечество под влиянием глобализаторских замыслов и мондиалистских устремлений западной цивилизации идет по направлению от сосуществования нескольких различных цивилизаций, с присущими им этносами, к объединению в единую общечеловеческую (глобальную) цивилизацию, понятие Родины нивелируется, как и размываются многие устои (духовные, нравственные) и исчезают традиции. А ведь традиции, по сути, являются социальным аналогом биологической наследственности. Общество на планете Земля приобретает черты космополитического конгломерата с постепенным стиранием национальных, культурных, языковых и религиозных различий. Подобные тенденции чреваты растворением государств и этносов в "мировой деревне", что приведет либо к хаосу и анархии во всех сферах человеческой жизнедеятельности, либо к образованию единой глобальной империи (гиперцивилизации) с очень жестким социально-политическим устройством тоталитарного типа (к чему в настоящее время стремится Запад во главе с США). Следует помнить, что унификация ведет к неустойчивости системы, а многообразие обеспечивает стабильность. В то же время необходимо отметить, что на общественное развитие влияние ландшафтов не является решающим, как во всех случаях первоначального этногенеза. Здесь различие между первобытным развивающимся этносом и сложившимся социумом принципиальное. Все без исключения разнообразные первичные этносы (племена) в своем становлении зависели от окружающей среды; человечество же, как социальная категория (социум, включающий народы и нации) обитает не только в окружении географической среды, но и окружает себя искусственными средами техносферой и социосферой (включающей информосферу). Географическая среда есть естественная саморазвивающаяся система, техносфера же система неорганичная, искусственная, не способная к саморазвитию. Что касается общества (социосферы), то это система органичная и саморазвивающаяся. Созданные человеком среды, искусственные системы постоянно взаимодействуют с природной средой, но вне феномена человека они способны лишь разрушаться. Природа же способна к существованию и саморазвитию при отсутствии человеческого феномена. Человек, как высокоорганизованная и разумная органическая система и как верхнее звено биогеоценоза, активно вмешивается в процессы природы, приспосабливаясь сам и приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей. В отличие от подавляющего большинства живых организмов, человек распространился по всей поверхности планеты (суше и частично водной поверхности). Объясняется это высокими способностями к адаптации, при этом человек меняет не физиологические признаки, а стереотип поведения. Именно таким образом происходил процесс этногенеза образования этносов. Но адаптация способствует лишь приспособлению к ландшафту, а творческие способности позволяют человеку уже ландшафт приспосабливать для своих нужд.
Следует четко различать
этногенез (появление, развитие и исчезновение
этносов) и социальное развитие (смену
общественно-экономических
Любой этнос, а значит и социум, как подсистема высшего порядка, в которой этнос звено, входит в состав того или иного биоценоза в качестве элемента системы. При этом этнос может испытывать одно из двух состояний: стабильное, когда вся энергия из окружающей среды расходуется внутри этноса, поддерживая внутрисистемные процессы; динамическое, когда получаемая в больших количествах снаружи энергия выходит за пределы системы в виде творчества, работы, деятельности то есть внешней активности этноса. Но в любом случае, после проявления динамической фазы этносистема стремится к этноландшафтному равновесию, к стабилизации отношений с окружающей средой.
Однако влияние человека на ландшафт, как это видно из многочисленных примеров истории этносов и общества в целом, бывало далеко не всегда благоприятным не только в отношении остальных звеньев биогеоценозов, но и для самого человека. Культурное освоение ландшафтов оборачивалось нарушением устоявшихся корреляционных и когерентных связей в системе биосферы и истреблением значительного для равновесного состояния биоценозов числа нижних звеньев животных, растений, микроорганизмов, разрушением геологических структур. Таким образом, разумная деятельность человечества с эгоцентрических и утилитарных позиций до сих пор приобретала деструктивную окраску по отношению к целостной системе природе. Если учесть, что наш дом биогеосфера, вся планета, значит, мы подрываем условия своего собственного (наряду с иными организмами) существования и выживания.
Необходимо отметить, что антропосфера и ноосфера, как, соответственно, человечество в целом и область разумного, совмещаются в своей основе. Человеку свойственен разум, поэтому "границы" антропосферы и ноосферы в основном совпадают. В то же время антропосфера входит в состав биосферы (живого вещества планеты) и шире геосферы (планеты в целом). Как уже упоминалось, составные части антропосферы: социосфера (социум в целом и общественные связи и отношения), включающая этносферу (совокупность народов и наций) и информосферу (информационная среда; информпроцессы, происходящие в пределах антропосферы, то есть в обществе; информация, выраженная в мыслях и знаках), техносфера (созданная человеком материальная среда, "вторая природа"), психосфера (совокупность психических процессов ментальных и чувственно-эмоциональных, происходящих в сознании и подсознании каждого отдельного человека и всего общества в целом коллективный разум и коллективное бессознательное), включающая ноосферу (коллективный человеческий разум). При этом информосфера составляет значительную часть ноосферы в качестве мыслительных (интеллектуальнопсихических и когнитивных) процессов, происходящих в сознании людей (виртуальная реальность). В то же время, информосфера выражается и чисто материально (не духовно) в виде знаков, символов, сигналов, несущих определенную информацию (в основном, звуковую и зрительную) посредством вещественных носителей. Таким образом, духовная культура как феномен есть внешнее выражение ноосферы, а ее продукты составная часть информосферы. Как ноосфера включает в себя духовную культуру (искусство, науку, философию, религию, мифологию, право, мораль и пр.), так и техносфера включает материальную культуру человечества (технику, сооружения, антропогенные ландшафты и пр.). По сути, техносфера есть опредмеченное идеальное, то есть идеи, воплощенные в обработанную человеком материю. Идеальное, как виртуальная реальность, находит выражение в информосфере и объективизируется в техносфере, находя в ней свое материальное воплощение вещественно-предметное наличное бытие.
Следует особо отметить, что с развитием человечества естественные (природные) ландшафты постепенно все более уменьшались, уступая место искусственным (урбанистическим) ландшафтам, созданным человеком. При этом сельскохозяйственная деятельность изменяет в большей степени состав флоры и фауны данного биогеоценоза, а промышленная деятельность состав атмосферы. Хозяйственная деятельность в целом изменяет также рельеф (в особенности строительство и архитектура) и физико-химический состав почвы, водных источников. Любые населенные человеком экосистемы подвергаются значительным изменениям антропогенного, искусственного характера. Можно сказать, человек пересотворяет уже сотворенную природу, перекраивая ее по своим меркам и на свой лад.
В древности, в средние века и даже в новое время изменения человеком природы были еще обратимы. То есть, если этносы истощали ландшафты и нарушали связи в биоценозах, то пос ле их (этносов, социально-политических образований) гибели или ухода (миграции) природные системы восстанавливались (медленно или быстро, полностью или частично). На современном этапе (в новейшее время) планета заселена достаточно плотно, так что тем или иным народам и населениям стран уйти, покинув отравленную и истощенную территорию, просто некуда. Да и степень воздействия и его последствия сегодня неизмеримо велики по сравнению с прошлыми эпохами. Таким образом, процессы, возникающие как следствие влияния человечества на окружающий природный мир, носят необратимый характер. Результаты социогенеза и этногенеза оказались разрушительными для биогеосферы в глобальном масштабе.
Необходимо учитывать
тот факт, что на ранних этапах общественного
развития антропогенное влияние
на ландшафты, то есть на окружающую среду,
было минимальным. Неоантропы, объединяясь
вначале в стада, затем в племена
(состоящие из родов и фратрий)
и общины, из которых постепенно
складывались этносы (народности), в
большей степени
В настоящее время положение
усугубляется тем, что природные
ландшафты все более
Социум (и этнос) как система может нарушать устоявшиеся связи в системах более высокого порядка (экосистемах), являясь в них звеном (подсистемой, элементом). Но, если социум (и этнос) разрушает биогеоценоз безвозвратно, то есть уничтожает его, то это уже антисистема, проявляющая себя как деструктивное, патогенное звено, негативная подсистема. Таковы были вышеуказанные кочевники и земледельцы Северной Африки, таковыми являлись вавилонские халдеи, оставившие за собой и те и другие лишь пустыни и руины. И не такой ли антисистемой является ультрасовременное западное общество, в первую очередь, США?
Если этнос как система природное образование, то деструктивный этнос как антисистема не биологическое явление, а целиком антропогенное, то есть неестественное. Также и состояние борьбы с природой есть неестественное явление, противоестественный процесс, порожденный безудержным человеческим эгоизмом и негативными потребностями, вызванными извращенной психикой и аморальным сознанием. Выходит, корень экологических проблем, вызванных антропогенными факторами, заключается в нравственности, моральном выборе человека, а также в его социопсихической ориентации. Здесь и потребительская психология, и социопатия, и отчуждение, и акты вандализма и многое другое, что превращает человека разумного в "двуногий скот", подталкивая его к "войне всех против всех".
В биологическом отношении человек является крупным хищником и занимает вершину любого биогеоценоза.
"Хищнический" характер
человеческой самоорганизации