Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:16, реферат
Деятельность человечества определяется потребностями материальными (физиологическими, биохимическими, биопсихологическими) и духовными (информационными, интеллектуальными, эстетическими, моральными), а также социальными (принципом коллективности, общности). На индивидуальном уровне потребности выражаются в форме влечений, побуждений, желаний, интересов
На планете существуют разные ландшафты и отличающиеся друг от друга зональные климатические условия. Очевидно, что существуют и разнообразные этносы (оригинальность которых определили именно эти природные условия), составляющие определенные этноценозы и входящие в состав тех или иных биогеоценозов. Для того, чтобы нивелировать антропологические, расовые, национальные, языковые, культурные различия между этносами и цивилизациями и добиться объединения человечества в единую этносоциальную конгломерацию, в глобальное сообщество необходимо, помимо прочего, привести все ландшафты планеты к единому знаменателю (то есть сделать поверхность планеты единообразной), а также уничтожить различия климата. Ни то, ни другое невозможно, поэтому очевидным представляется вывод: природа не терпит однообразия, равно и общество (антропосфера, человечество) должно состоять из множества частей этнического (народов, наций, цивилизаций) и социально-политического (государств, классов, слоев) характера. В этом заключена устойчивость и выживаемость живого вещества, в том числе и разума.
Косное вещество планеты (геосфера) стремится к энтропии, живое же вещество (биосфера) антиэнтропийно, то есть стремится к сдерживанию процессов энтропии в общепланетарном и далее космическом масштабах. При этом биосфера взаимодействует с косной материей посредством биокосного вещества (то есть продуктов своей жизнедеятельности, неживых предметов биогенного происхождения). Биосфера живая оболочка Земли, "пленка жизни", покрывающая планету продуцирует вокруг себя (в земной коре, в нижних слоях атмосферы, в гидросфере) биогенное вещество продукты переработки, создавая биокосные слои почвы, воздуха, водных объектов суши и Мирового океана.
В замкнутых системах процессы энтропии беспрерывно возрастают, что ведет к дестабилизации системы и, в конечном счете, к ее гибели. Согласно второму закону термодинамики, в замкнутых системах с неравновесными процессами энтропия максимально увеличивается и в состоянии равновесия достигает максимума; отсюда гипотеза о тепловой смерти Вселенной. Следовательно, открытые системы по сути антиэнтропийны и для возможности своего существования и развития такие системы должны обмениваться с окружающей средой (другими системами) веществом, энергией и информацией. В связи с климатическими различиями и геологическими особенностями на Земле складываются различные биогеоценозы, в состав которых как верхнее завершающее звено входит и человек, а значит этносы. Внутри биогеоценозов (экосистем) поддерживается динамическое равновесие. Их устойчивость обусловливается внутренней конверсией сложными постоянными процессами циркуляции энергии биохимической природы. Этносы же проявляют себя в биогеоценозах двояко: либо стремятся к стабильности (статичности) и не способны к активному воздействию на природу, либо стремятся к расширению (экспансии) и активно изменяют ландшафты (биогеохоры) вокруг себя. Последние определяются процессами пассионарности. То есть гармоничные отношения с природой поддерживают этносы первого типа, вторые же (этот тип преобладает на Земле) в результате антропогенного, агрессивного воздействия изменяют лик планеты и состав ее живого и косного вещества. Ссылаясь на вышеприведенный тезис об антиэнтропийных свойствах открытых систем, можно было бы прийти к логическому выводу об антиэнтропийном характере деятельности этносов второго типа (пассионарно-активных), но в реальности мы можем наблюдать обратный механизм современное общество с его антропогенно-деятельным вектором развития, нарушая устойчивость биогеосферной системы, способствует возобладанию на планете хаоса, то есть энтропии. Налицо парадокс, противоречие выводов системного подхода и реального положения дел в вопросе об антиэнтропийном содержании антропогенных процессов.
Следовательно, и биогеоценозы как стабильные замкнутые системы должны каждый в конечном итоге погибнуть, превысив критический предел накопления энтропии. Но, как правило, мы этого не наблюдаем. Жизнь биоценозов достаточно продолжительна. Происходит это благодаря тому, что, во-первых, любая экосистема постоянно получает энергию извне, из космоса, а, во-вторых, она же постоянно отдает энтропию вовне. Так и этносы наравне с любыми живыми существами и их популяциями стремятся к максимальному расширению, в результате пассионарных взрывов нарушая целостность системы. Животные (как и растения, микроорганизмы) склонны к периодическому нарушению устоявшихся связей (порою ценой собственной жизни), без видимых причин мигрируя, мутируя, видоизменяясь, самоуничтожаясь. Тем самым они способствуют сбросу "энтропийного пара", накапливающегося внутри стабильных систем. Отличие людей в том, что антропогенные процессы более глобальны в масштабах и по степени воздействия на окружающую среду. Отсюда мы можем прийти к парадоксальному выводу, согласующемуся с данными синергетики: антропогенная деятельность этносов и социумов, как проявление планетарных процессов биохимической энергии живого вещества, направлена на преодоление космической энтропии, несмотря на кажущуюся негативность, якобы ведущую к самоуничтожению и хаосу.
С другой стороны, те продукты антропогенной деятельности, которые относятся к сферам культуры и техники, не способны к самовоспроизведению и саморазвитию, а значит, могут лишь разрушаться со временем. Везде мы можем воочию наблюдать данный феномен. Например, культивируемые людьми растения при неблагоприятных условиях погибают, дикие же растения при тех же условиях превосходно выживают и бурно развиваются. Естественное в большинстве случаев преобладает над искусственным, природное (биогенное) над произведенным человеком (антропогенным). Человечество пытается преодолеть процессы энтропии двояко: как организующий разум стихийную жизнь (ноосфера против биосферы) и как живое вещество косную материю (порядок против хаоса). В первом случае ноосфера выступает в качестве диалектического отрицания биосферы.